Типичные нарушения в ЖКХ со стороны управляющих компаний и ТСЖ
Вашему вниманию предлагаются наиболее часто встречающиеся нарушения со стороны исполнителей жилищно-коммунальных услуг: управляющих организаций и ТСЖ. Эти нарушения могут быть выявлены жителями без проверок внутренних документов исполнителей, касающихся их финансово-хозяйственной деятельности, а только лишь на основании доступных и имеющихся в наличии сведений и документов.
Суть нарушения
Комментарий
1. Проведение общих собраний и участие в принятии решений собственниками помещений многоквартирного дома
1.1. Исполнитель (УК, ТСЖ) выступает инициатором собрания
Противоречит ст. 45 Жилищного кодекса РФ в случае проведения внеочередного собрания, т.к. инициатором проведения внеочередного общего собрания может быть лишь один из собственников помещений в многоквартирном доме; порядок проведения годовых (ежегодных) общих собраний устанавливается собственниками.
1.2. Нарушение правил подсчёта общей площади дома и площадей отдельных помещений
Часто встречается ситуация, когда общая площадь помещений многоквартирного дома занижается путём невключения в неё части площадей, например, нежилых помещений. Это искусственно улучшает процент «участия в общем собрании» и процент «проголосовавших» за то или иное решение.
Если в нескольких протоколах общих собраний общая площадь дома различается, а также отличается от альтернативных источников (база МКД на сайте, реестр ОМСУ), то это повод для дальнейших проверок и изучения первоисточника — технического паспорта многоквартирного дома.
1.3. Вынесение на повестку дня и принятие решений по вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания согласно Жилищному кодексу РФ, например: «утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, перераспределение (направление на иные цели) платы за коммунальные услуги»
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, никакой «экономии по коммунальным услугам» быть не может, т.к. плата за коммунальные услуги должна начисляться по формулам, исключающим возможность возникновения прибылей или убытков, а также должна автоматически корректироваться по факту потребления коммунальных услуг в доме. Поэтому принятые в нарушение указанных Правил и Жилищного кодекса РФ решения незаконны.
2. Начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги
2.1. Нарушение порядка начисления платы за содержание и ремонт жилья
Варианты нарушений: а) Отсутствие решения собственников о размере платы за содержание и ремонт жилья. Применение без решения собственников тарифов, утверждённых органами местного самоуправления, хотя эти тарифы могут применяться только в ограниченных законом случаях и не распространяются автоматически на всех жителей города. б) Отсутствие структуры платы за содержание и ремонт жилья (структура платы должна быть).
2.2. Нарушение порядка начисления платы за капитальный ремонт
Варианты нарушений: а) Отсутствие утверждённого общим собранием перечня работ по капремонту с указанием их стоимости, сроков проведения.
Согласно ч. 2 ст. 158 ЖК РФ: «Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.»
б) Начисление платы за капитальный ремонт в нарушение ранее принятых общим собранием условий его проведения. Например, на общем собрании было принято решение об участии в федеральной программе капремонта по 185-ФЗ и о внесении собственниками части платы за капремонт (обычно это 5%). Ремонт проводится, собственники свою долю (5%) вносят. Но начисление платы со стороны исполнителя продолжается и после того, как собственники полностью внесут свою долю, что незаконно, т.к. противоречит принятому решению собственников.
2.3. Нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги (холодная и горячая вода, водоотведение, отопление, газ, электроэнергия), в т.ч. в части периодических перерасчётов
Плата за коммунальные услуги должна начисляться строго в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг по утверждённым формулам расчёта. В установленных Правилами случаях (указаны по ссылке выше, в настоящее время возможны только раз в год в отношении отопления) должны производиться периодические перерасчёты.
УК / ТСЖ, равно как и общее собрание собственников, не имеют полномочий перераспределять средства, полученные от потребителей в доме на оплату коммунальных услуг (см. п. 1.3. выше).
2.4. Неосуществление перерасчётов платы за коммунальные
услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении.
Пени, начисляемые исполнителем при просрочке оплаты коммунальных услуг должны указываться в отдельном документе, направляемом потребителю. См. Правила предоставления коммунальных услуг, п. 39 в действующей редакции, п. 70 в новой редакции.
3. Неисполнение обязательных законов, нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ
Помимо Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил предоставления коммунальных услуг, существуют и другие обязательные для исполнения нормативные акты в ЖКХ
Из всех способов обмана жильцов можно выделить наиболее типичные: 1. Управляющая компания заключает с подрядчиком договор на выполнение ремонтных работ или оказание услуг с завышенной сметой. Работы могут вообще не выполняться, тогда составляются фиктивные акты выполненных работ. Данное нарушение, как правило, выявляется только при проверке внутренних документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности организации. 2. Управляющая компания нарушает порядок начисления платы за капитальный ремонт. Как правило, это выражается в отсутствии утверждённого общим собранием перечня работ по капремонту с указанием их стоимости, сроков проведения. 3. Управляющая компания нарушает порядок начисления платы за содержание и ремонт жилья. Например, это может выражаться в отсутствии структуры платы за содержание и ремонт жилья (управляющая компания не проводит перерасчет оплаты за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении). 4. Управляющие компании нарушают стандарты раскрытия информации, установленные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». (МВД по УР за декриминализацию жилищно-коммунального хозяйства, ноябрь 2011 г.)
Наиболее типичными нарушениями закона, выявленными прокурорами, являются предоставление потребителям некачественных жилищно-коммунальных услуг, несвоевременное проведение ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, ограничение подачи водоснабжения и электроэнергии, а также нарушения законодательства при установлении тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса. (Прокуратура УР потребовала принятия дополнительных мер к повышению качества и эффективности надзора в сфере ЖКХ, ноябрь 2011 г.)
ПФО: Вопросы нарушений в ЖКХ стали предметом заседания Коллегии по безопасности
17 апреля 2012 года в Нижнем Новгороде Михаил Бабич провел заседание Коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента России в ПФО. В мероприятии приняли участие заместитель полномочного представителя Алексей Сухов, помощники полпреда Юрий Шамшонков и Марат Сковородников, ответственный секретарь Коллегии – начальник департамента по правоохранительной деятельности аппарата полпреда Алексей Галкин, а также руководители окружных управлений Росфинмониторинга, Генпрокуратуры, МВД, Совета начальников органов ФСБ, других силовых и правоохранительных ведомств.
Участники Коллегии обсудили организацию работы правоохранительных органов по пресечению сомнительных финансовых операций предприятиями ЖКХ. Отмечалось, что нарушения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг жителям имеют зачастую признаки уголовно-наказуемых деяний. Прокуратура выявляет большое количество нарушений законов органами местного самоуправления, товариществами собственников жилья, управляющими компаниями, строительными организациями. Увеличивается количество противоправных действий при расходовании средств, выделенных для нужд жилищно-коммунального комплекса. В 2011 году выявлено более 3,5 тыс. таких фактов, из них около 300 – совершены предприятиями ЖКХ. — Имеют место факты завышения объема фактически выполненных работ и стоимости использованных материалов при ремонте многоквартирных домов. — За выполнение работ по капремонту домов перечисляются авансовые платежи, которые превышают установленный законодательством размер. — Производится оплата фактически невыполненных обязательств. — Сохраняются нарушения требований законодательства при заключении и исполнении муниципальных контрактов. — Выявляются факты нецелевого расходования и хищения бюджетных средств путём проведения фиктивных конкурсов при выборе подрядчиков ремонтных работ. — Происходит незаконное начисление коммунальных платежей, завышение смет капитального ремонта жилья. Отмечались и многие другие нарушения в этой сфере.
Участники заседания констатировали, что уголовные дела против нарушителей закона инициирует в основном прокуратура, а системная и целенаправленна работа правоохранительных органов по выявлении и пресечению сомнительных финансовых операций в сфере ЖКХ требует дальнейшего совершенствования.
По итогам заседания окружной Коллегии по безопасности были даны соответствующие рекомендации органам государственной власти регионов и местного самоуправления, окружным и региональным органам внутренних дел и ФСБ, подразделениям Следственного комитета, межрегиональному управления Федеральной службы по финансовому мониторингу, органам прокуратуры. Информация о выполнении всех мероприятий по противодействию неправомерному использованию финансов организациями ЖКХ Приволжья будет поступать в аппарат полпреда. Результаты ежеквартального мониторинга будут доводиться до руководителей регионов, правоохранительных органов ПФО для принятия соответствующих мер.
Нарушения в ЖКХ совершаются не только управляющими организациями и ТСЖ
Прокуратура РФ продолжает проверки законности при использовании средств в сфере ЖКХ
С учетом увеличения с 1 июля 2012 г. тарифов на услуги организаций ЖКХ прокуроры приняли меры по недопущению злоупотреблений при их установлении со стороны органов власти и коммунальных организаций. Так, в Краснодарском крае ряд энергетических компаний в расчет тарифов необоснованно включили расходы на проведение праздничных мероприятий, представительские расходы и размещение рекламы. По результатам рассмотрения представления прокуратуры произведен перерасчет утвержденных тарифов, что предотвратило незаконное начисление потребителям в составе платы за электроэнергию более 28 млн. руб.
Меры реагирования в связи с незаконным установлением тарифов, их завышением принимали органы прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, Республики Марий Эл, Владимирской, Омской, Тюменской, Ярославской областей и др. регионов.
Для реального восстановления прав граждан прокуроры обязывают организации коммунального комплекса произвести гражданам перерасчет незаконно взысканных платежей за услуги ЖКХ.
Так, органы прокуратуры г. Санкт-Петербурга в текущем году в суды направили более 600 заявлений в интересах граждан, которые в силу возраста и других уважительных причин не могут самостоятельно защитить свои права, о признании незаконными действий обслуживающих организаций по корректировке платы за отопление, из которых около 500 заявлений уже удовлетворены.
В Забайкальском крае по результатам рассмотрения представления прокурора Ингодинского района г. Читы управляющая организация в связи с предоставлением услуг теплоснабжения ненадлежащего качества гражданам произвела перерасчет на общую сумму более 330 тыс. руб.
По аналогичным фактам меры реагирования в защиту граждан принимались органами прокуратуры Алтайского края, Костромской, Новосибирской областей и др. субъектов.
Анализ работы прокуроров показывает, что управляющие компании повсеместно нарушают права граждан путем самоуправного и необоснованного увеличения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Так, органы прокуратуры Амурской, Мурманской, Челябинской областей направили в суды заявления в интересах жителей многоквартирных домов, которым управляющие компании в одностороннем порядке без проведения общедомовых собраний увеличили платежи за содержание и техническое обслуживание общего имущества. В Алтайском крае судами удовлетворено более 40 подобных заявлений. По инициативе органов прокуратуры Омской и Саратовской областей по аналогичным фактам руководители управляющих компаний привлечены к административной ответственности.
Наряду с указанными нарушениями прав потребителей выявлены случаи непринятия надлежащих мер по модернизации инфраструктуры ЖКХ, многочисленные факты хищения средств, выделенных в рамках инвестиционных и производственных программ коммунальных организаций.
В Саратовской области прокуратурой установлено завышение объемов выполненных работ при проведении капитального ремонта теплотрасс, в результате чего было похищено более 19 млн. руб. По результатам проверки возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Значительная часть допускаемых нарушений закона является следствием недобросовестного исполнения своих обязанностей представителями органов государственной власти и местного самоуправления.
В Пензенской области выявлен факт передачи главой администрации одного из сельсоветов муниципального имущества (водопроводных труб) в собственность коммерческой организации даже без соблюдения процедур, предусмотренных законодательством о приватизации. В результате муниципальному образованию причинен ущерб на сумму более 4 млн. руб. По итогам проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
[продолжение]: С учетом большого объема средств, направляемых государством для целей капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из ветхого и аварийного фондов, вопрос законности при использовании данных средств находится на контроле прокуроров. При этом выявляются многочисленные факты некачественного выполнения работ и завышения их объемов.
В Кабардино-Балкарской Республике по результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении начальника управления строительства, архитектуры и ЖКХ администрации одного из муниципальных районов, которым подписаны акты приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома на сумму более 800 тыс. руб., тогда как он не проводился.
Уголовные дела по фактам завышения объемов работ при капитальном ремонте многоквартирных домов возбуждались на основании материалов прокурорских проверок в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Башкортостан, Оренбургской, Саратовской, Тульской, Ярославской областях, Забайкальском крае, г. Санкт-Петербурге и других субъектах.
С учетом актуальности рассматриваемого вопроса надзор за исполнением законодательства при расходовании средств, выделяемых на реформирование жилищно-коммунального комплекса, остается на постоянном контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Жители Волгоградской области 21,22 и 25 марта смогут пожаловаться на нарушения в ЖКХ на выездном приеме Генпрокуратуры.
В Волгограде в течение трех дней будет организована работа выездной приемной Генеральной прокуратуры России по вопросам нарушения законодательства в сфере ЖКХ региона.
Так, с 21 по 22 марта в рабочее время в здании прокуратуры Волгоградской области личный прием граждан проведет прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе.
Вопросы обеспечения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства поднимут на приеме заместителя Генерального прокурора РФ Сергея Воробьева, который пройдет 25 марта с 10.00 до 13.00 мск.
Ранее сообщалось, что в Волгоградской области в 2012 году возбуждено 42 уголовных дела по фактам нарушений законодательства в сфере ЖКХ. Практически все уголовные дела так или иначе связаны с хищениями и махинациями с платежами населения за коммунальные услуги. Ряд уголовных дел возбужден в текущем месяце.
Так, как ранее сообщалось, бывший директор управляющей компании ООО «Жилье-46» в Волгограде подозревается в хищении 33 млн рублей коммунальных платежей. Эти деньги директор, по данным прокуратуры, израсходовала на приобретение дорогостоящих автомобилей иностранного производства,...
О причинах преступности в доступной форме изложил величайший деятель XX века Парамаханса Йогананда, 120 лет со дня рождения которого исполняется 5 января 2013 г. См. его статью: «Чему учит ребёнок-мученик Линдберга».
В Волгограде составили черный список управляющих компаний
В Волгоградской области власти продолжают наводить порядок в сфере ЖКХ. Например, только за одну неделю февраля областной инспекцией Госжилнадзора было выдано более 40 предписаний на проведение перерасчета платы за коммунальные услуги.
Всего же по материалам проверок специалистов областного правительства за этот период возбуждено 26 административных дел в отношении 10 управляющих компаний.
Черный список управляющих компаний возглавляет «УК ТЗР», где выявлено14 фактов нарушений, и «УК Ворошиловского района» – 4 административных дела. Среди нарушителей также значатся «УО Жилсервис», «УК Ренессанс», «УК «Наш дом Кировский», «УК «Стабильность», «Дом-Сервис», «ГК «ЮРВ», «Жилье-46» и «УК Центрального района».
Самые распространенные нарушения:
отсутствие учета нежилых площадей,
некорректное начисление платы за общедомовые нужды,
использование недостоверных данных по составу общего имущества.
Большинство жалоб поступает из города Волгограда.
Работу с обращениями жителей ведет инспекция Госжилнадзора совместно с региональным министерством строительства и ЖКХ. Сейчас на рассмотрении находится больше 1130 жалоб, связанных с начислением оплаты за коммунальные услуги.
По всем фактам, изложенным в обращениях граждан, проводятся проверки. К примеру, одна из проверок полностью подтвердила жалобы жильцов одного из домов по улице 39-й Гвардейской в отношении компании «Жилье-46». Водоразборные устройства в доме не работали на протяжении 4 месяцев, а общедомовые платежи за воду жильцам начислялись, рассказала заместитель министра строительства и ЖКХ Волгоградской области Светлана Кузнецова. Благодаря вмешательству специалистов областного правительства управляющую компанию обязали сделать перерасчет, кроме того, коммунальщики починили все краны в подъездах.
Характер нарушений прав потребителей, выявленный Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в 2013 году при проведении проверок, остается прежним, как и в предыдущие годы: • незаконное предъявление платы за жилищно-коммунальные услуги; • начисление платы за коммунальные услуги не по количеству зарегистрированных граждан в жилом помещении; • ненадлежащее качество ЖКУ (низкая температура воздуха в квартирах, низкая температура ГВС, не регулярность вывоза ТБО и др.); • не предоставление в полном объеме необходимой и достоверной информации об услугах; • включение в договор управления МКД условий ущемляющих права потребителя. (источник)
В Сибири прокурорами выявлено свыше 16 тыс. нарушений закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Нарушения в сфере ЖКХ, допускаемые управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, в Сибирском федеральном округе носят распространенный характер. Только за 5 месяцев текущего года прокурорами выявлено более 16 тыс. нарушений в указанной сфере, из них 70% приходится на Алтайский и Красноярский края, Иркутскую, Новосибирскую и Омскую области.
Так, в Красноярском крае, несмотря на то, что судом признано недействительным решение общего собрания собственников помещений о выборе ООО «СуперСтрой» в качестве управляющей компании, последняя не возвратила в полном объеме денежные средства, собранные с граждан.
ООО «Байкальские коммунальные системы» в Республике Бурятия, располагая информацией об отсутствии крышек на канализационных колодцах, не приняло мер по устранению нарушений, что привело к падению гражданина в открытый колодец. МУП «УЖК» в Республике Хакасия при начислении гражданам платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды за горячее и холодное водоснабжение применяло завышенную площадь многоквартирного дома.
В Томской области ООО «УК «Стандарт», не обеспечив в январе-марте текущего года надлежащую уборку мест общего пользования многоквартирного дома, в полном объеме взимало плату за некачественные услуги; ТСЖ «Изумрудный» взимало с собственников помещений плату, являющуюся задолженностью третьих лиц; ООО «ЖЭУ-11» выполнение заявок потребителей о вводе индивидуальных приборов учета в эксплуатацию ставило в зависимость от заказа и оплаты услуги по вызову слесаря.
В Иркутской области одна из управляющих компаний при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома использовала протокол общего собрания собственников помещений, принятый при отсутствии кворума, секретаря собрания и членов счетной комиссии, что позволило применять почти вдвое завышенные тарифы. Законность данного протокола в настоящее время оспаривается прокурором в судебном порядке.
ООО УК «Красжилсервис» в Красноярском крае с нарушением закона произведены работы по благоустройству придомовых территорий трех домов, в связи с чем прокурором в суд направлены иски о возврате на лицевые счета домов незаконно израсходованных денежных средств на сумму более 20 млн руб.
Всего с начала года прокурорами внесено 4 515 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 1 391 виновное должностное лицо, в суды предъявлено 1 896 исков, реальное исполнение каждого судебного решения, вступившего в законную силу, находится на контроле прокуроров.
Защита прав граждан в указанной сфере находится на постоянном контроле заместителя Генерального прокурора России Ивана Семчишина и прокуроров субъектов в округе.
В Сибири прокуроры принимают меры по восстановлению прав граждан в сфере ЖКХ
Прокуроры в Сибирском федеральном округе продолжают проверки соблюдения законодательства в жилищно-коммунальном секторе экономики и их результаты свидетельствуют о распространенности нарушений в данной сфере.
В Республике Алтай должностные лица МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» перечислили более 160 тыс. руб. ООО «Энерготрансмаш» за невыполненные работы по демонтажу котла, его постановке и пусконаладочным работам. По материалам прокурорской проверки следственными органами возбуждено уголовное дело о мошенничестве.
В республиках Бурятия и Хакасия приняты меры реагирования в отношении ТСЖ «Бамовец» и ООО «Жилищный трест г. Саяногорска», использовавших фиктивные документы для вывода средств. Так, ТСЖ «Бамовец» в стоимость оплаты за текущий ремонт и содержание мест общего пользования многоквартирного дома включало расходы по оплате фиктивных договоров по техническому обслуживанию устройств электроснабжения.
В Алтайском крае по инициативе прокурора ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» привлечено к административной ответственности за обман потребителей в связи с начислением жильцам платы за потребленную тепловую энергию исходя из показаний общедомового прибора учета без распределения расходов на собственников нежилых помещений; произведен перерасчет платы.
Благодаря вмешательству прокурора восстановлены права 76 жителей п. Золотореченск Забайкальского края, которым ОАО «Читаэнергосбыт» необоснованно начислило долги по оплате услуг по электроснабжению в сумме около 300 тыс. руб., хотя у большинства потребителей имелись квитанции, подтверждающие оплату.
В Красноярском крае прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Исток» в связи с применением при расчете платы за содержание и текущий ремонт жилого фонда тарифа, не утвержденного общим собранием, в суд направлено заявление с требованием признать незаконными данные действия юрлица.
Должностные лица ООО «УК «Жилбытсервис» (Красноярский край) и ООО «УК ЖКХ г. Новокузнецка» (Кемеровская область) привлечены к ответственности за нарушение порядка ценообразования в виде штрафов на сумму более 150 тыс. руб.
Прокурор г. Ангарска Иркутской области направил в суд заявление о признании незаконными действий ООО «УК «Жилищное управление» по включению в перечень услуг по содержанию общего имущества 87 многоквартирных домов посреднических услуг при регистрации граждан в размере 0,22 руб. за 1 кв.м. В отношении юридического лица также возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение прав потребителей.
В Кемеровской области ООО «Новоильинская инженерная компания» самоуправно за счет собранных с жильцов средств по гражданско-правовому договору осуществляло оплату услуг старшей дома. Прокурором района в суд направлено заявление о взыскании с компании в пользу собственников дома порядка 70 тыс. руб., требования прокурора удовлетворены.
Прокурор потребовал устранить нарушения закона директором ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» в г. Новосибирске, осуществляющего управление 521 многоквартирным домом, неправомерно разместившего на счетах в банке денежные средства на сумму 88 млн. руб., превышающую совокупный размер управленческого вознаграждения компании.
Прокурор Москаленского района Омской области предъявил в суд заявление о признании незаконными действий филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», ограничившего режим потребления электроэнергии на котельной ООО «Коммунальник», обеспечивающего теплоснабжение потребителей. Заявление удовлетворено, энергоснабжение восстановлено.
ТСЖ «Макушинское» Томской области в состав платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме включена стоимость услуг по замене внутриквартирных электросчетчиков, не относящихся к общему имуществу собственников. Кроме того, свободные денежные средства, собранные с жильцов, хранились на личном счете председателя ТСЖ, в связи с чем он по постановлению прокурора района привлечен к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и требований об использовании специальных банковских счетов.
Проверки в данной сфере продолжаются. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
Управление Роспотребнадзора по УР назвало типичные нарушения в ЖКХ по итогам 9 месяцев 2013 г.
В адрес Управления Роспотребнадзора по УР за 9 месяцев 2013 г. по вопросам ЖКХ поступило 665 обращений, в том числе по начислению размера платы за жилищно-коммунальные услуги – 308 (46%): — по предъявлению потребителям 2 платежных документов, от 2-х организаций; — предъявление платы за незарегистрированных (не проживающих) граждан; — взимание платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных услуг в виде «вызов специалиста», «консультация по эксплуатации приборов учета», «вызов специалиста для опломбировки», «за опломбировку приборов учета»; — предъявление дополнительной платы «судебные расходы», «надбавка за текущий ремонт» без решения собрания собственников МКД, по оплате за эл. энергию на общедомовые нужды; — увеличение размера платы по статье «Содержание и ремонт жилья», «Капитальный ремонт» за счет средств от экономии за отопление, проведение корректировки (перерасчета) размера платы за отопление и часть денежных средств по отоплению переведена за «Содержание и ремонт жилья», «Капитальный ремонт» и др. (подробности...)
В Перми не только выявили характерные нарушения в ЖКХ, но и подготовили предложения по изменению законодательства
Новости Перми сообщают: В главном следственном управлении при ГУ МВД отмечают, что многие преступления в ЖКХ носят системный характер, и их можно решить законодательно. В начале этого года ГСУ направляло на имя губернатора Виктора Басаргина ряд предложений по изменению законодательства.
Первое — это обязание управляющих компаний и всех организаций, которые занимаются сбором денежных средств граждан за коммунальные услуги, вести бухгалтерский учет по правилам, по которым он ведется в бюджетных организациях. «На сегодняшний день большинство управляющих компаний находятся на упрощенной системе налогообложения, то есть бухучет ими не ведется вовсе. Потом найти, куда они потратили деньги собственников, бывает почти невозможно», — сказала Дина Савельева, начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями ГСУ ГУ МВД Пермского края.
Вторая инициатива — установление требования целевого расходования средств граждан и ответственность за нарушение его. «По большинству уголовных дел установлено, что во всех УК первым делом с собранных средств собственников они выдают своим руководителям беспроцентные займы на длительный срок, а только потом решают вопросы, предусмотренные в уставе», — отметила г-жа Савельева.
Третье предложение — пересмотреть систему контроля при осуществлении ремонтных работ, которые выделяются из бюджета. «На сегодняшний день Контрольно-счетная палата иногда выявляет завышения объемов ремонтных или строительных работ, которые проводятся в соответствии с законом «О Фонде реформирования ЖКХ», но никакой ответственности за это не предусмотрено», — подытожила представитель следственного органа.
Органы прокуратуры подвели итоги работы по соблюдению жилищных прав граждан при установлении тарифов, взимании с населения платежей в системе ЖКХ, в том числе, при осуществлении государственного (муниципального) надзора (контроля) в названной сфере.
Результаты прокурорских проверок показали, что нарушения указанного законодательства допускаются как исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления, так и управляющими и ресурсоснабжающими организациями.
В частности, в работе Инспекции государственного жилищного надзора края выявлены факты ненадлежащего исполнения контрольно-надзорных функций в рамках осуществления государственного жилищного надзора, а именно проведение мероприятий по контролю за исполнением выданных предписаний с нарушением установленного срока либо не проведение их вообще. В связи с чем имеют место факты бездействия управляющих организаций, выразившиеся в неисполнении соответствующего перерасчета по предписаниям, и, как результат, длящееся нарушение прав граждан.
В деятельности Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края выявлены факты осуществления ненадлежащего исполнения обязанностей по утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, а также по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Проведенная в Региональной службе по тарифам края (далее - РСТ) проверка показала, что исполнение законодательства о ценообразовании в сфере жилищно-коммунального хозяйства РСТ края осуществляется не в полном объеме, что выражается в некачественном проведении проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения тарифов (цен); в несвоевременном рассмотрении заявлений регулируемых организаций об установлении тарифов; в ненадлежащем контроле за исполнением регулируемыми организациями производственных программ.
В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой края в адрес руководителей данных контрольно-надзорных органов края внесены представления, по результатам рассмотрения которых органами власти приняты конкретные меры, направленные на устранение нарушений.
Наиболее распространенными нарушениями в рассматриваемой сфере правоприменения являются неисполнение органами местного самоуправления полномочий по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих порядок предоставления организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, информации, в том числе об установленных ценах, тарифах и т.д.
Например, в результате вмешательства прокуратуры г. Александровска органами местного самоуправления 4 муниципальных образований приняты меры к разработке и принятию указанных актов.
Широко распространены случаи ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий по проведению проверок исполнения управляющими организациями условий договоров управления многоквартирным домом.
Например, проверкой, проведенной прокуратурой г. Перми в декабре 2013 в департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, выявлено более 20 обращений о неисполнении управляющими организациями условий договора управления, в том числе в части необоснованного начисления коммунальных платежей, подлежащих рассмотрению в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ. При этом проверки по ним не организованы и не проведены.
По результатам внесенного 30.12.2013 прокурором представления, решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 № 12 утвержден Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. За истекший период 2014 года департаментом ЖКХ администрации г. Перми инициировано проведение 15 проверок в порядке ч. 1.1. ст. 165 ЖК РФ.
По-прежнему, допускаются факты незаконного принятия муниципальных нормативных правовых актов по вопросам установления цен (тарифов) в сфере ЖКХ, нормативов потребления коммунальных услуг.
Например, прокурором Нытвенского района 17.03.2014 принесен протест на принятое с превышением полномочий органа местного самоуправления постановление администрации Уральского городского поселения от 22.01.2014 № 10, которым утвержден тариф на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО для населения, проживающих в домах, находящихся в управлении ООО «УК «Лидер». Протест удовлетворен, незаконный правовой акт отменен.
[продолжение]: Распространенный характер носят нарушения прав потребителей при расчете и взимании платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах. Имеются факты выставления управляющими организациями «двойных квитанций» на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Лысьвы в ООО УК «Жилищно-эксплуатационный участок № 2», установлено незаконное увеличение оплаты за техническое содержание общедомового имущества в многоквартирном доме. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности ООО «УК «Сервис Плюс - 3». По итогам проверки в адрес директоров указанных управляющих организаций внесены представления, по результатам рассмотрения которых, жильцам домов был сделан перерасчет по оплате содержания общедомового имущества, должностные лиц, допустившие нарушения закона, привлечены к дисциплинарной ответственности.
По заявлениям прокурора Мотовилихинского района г. Перми судом принято решение о признании незаконными действий управляющей компании, не имеющей права на управление многоквартирным домом, по начислению платы за содержание и текущий ремонт, а также о взыскании в пользу граждан денежных средств, внесенных ими в счет платы данной услуги.
Характерными нарушениями прав граждан, сопряженными с незаконным использованием денежных средств граждан, которые допускаются управляющими организациями, являются: неправомерное использование средств граждан, направляемых на оплату содержания общего имущества дома; незаконное удержание средств жильцов управляющей организацией, прекратившей управление домом; необоснованная оплата управляющей организацией за счет средств граждан работ, которые фактически не выполнены; неправомерное использование управляющими организациями средств граждан на выдачу займов сторонним лицам, в т.ч. аффилированным.
В целях устранения указанных выше нарушений закона прокурорами применялся весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера.
Например, прокуратурой Дзержинского района г. Перми выявлен факт присвоения руководителями и учредителями управляющей организации ООО «Домоуправление» средств граждан, поступивших в счет оплаты коммунальных услуг, на сумму 9 268 133 руб., а также хищения денежных средств путем выдачи краткосрочных займов аффилированным организациям в размере 8 185 000 руб. В связи с этим 10.09.2013 прокуратурой района материалы проверки направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании руководителей и учредителей ООО «Домоуправление». По результатам процессуальной проверки 23.09.2013 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ, по которому в настоящее время ведется предварительное следствие.
По информации правоохранительных органов в указанной сфере за период 2013 - текущий период 2014 гг. возбуждено и расследовано 13 уголовных дел, совокупный ущерб от преступлений указанной категории составил свыше 360 млн. руб. При этом в рамках предварительного следствия наложен арест на имущество обвиняемых лиц соразмерно сумме причиненного ущерба.
Данный вопрос был рассмотрен на заседании коллегии прокуратуры Пермского края. (подготовлено по материалам управления по надзору за исполнением федерального законодательства)
Можно ли потребовать от УК или от ресурсоснабжающей организации раскрытия информации о том, каким образом складывается величина тарифа, в частности за отопление, и из каких расходных статей складывается этот тариф?
Типичные нарушения в ЖКХ, выявленные в г. Саратове: (по результатам проверки соблюдения УК требований постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»)
Типичными нарушениями является отсутствие технической документации на дома, отсутствие договоров управления МКД, несвоевременные осмотры технического состояния жилых домов и другие. (подробности...)
Скажите пожалуйста, в квитанции за ЖКУ , кроме оплаты за МОП и ремонта, есть еще 4 графы: обслуживание приборов учета, обс. пожарной сигнализации, обс. лифта и вывоз мусора. На собрании МКД, жители узнают, что полтора года оплачивали пожарную сигнализацию, а договора с поставщиком этих услуг не существует. Могу ли я , как собственник этого МКД , потребовать у УК, копии заключенных договоров и все прилагающиеся к ним документы , со всеми вышеперечисленными поставщиками. Как вернуть деньги за не оказанные услуги. Подскажите пожалуйста , как правильно это оформить.
Разъяснение на тему того, обязаны ли УК предоставлять копии договоров, актов выполненных работ — см. здесь. (Если кратко, то нет, не обязаны, за исключением случаев, когда такое условие прямо поставлено в договоре управления.)
Обратная сторона «комфортного бизнеса в ЖКХ». Вести из Сибири
Проведенные прокурорами в текущем году проверки показали, что организации, оказывающие услуги в сфере управления жилищным фондом, некачественно выполняют работы по его содержанию, незаконно расходуют денежные средства, предназначенные для ремонта домов, необоснованно распределяют между потребителями объемы ресурсов, в том числе на общедомовые нужды. Проверками во всех субъектах Российской Федерации в округе охвачены сотни управляющих компаний, работающих вне рамок правового поля.
Так, в г. Омске должностные лица ООО «ЖЭУ № 1» незаконно перечисляли средства граждан, поступившие в счет платы за содержание и ремонт жилья на расчетный счет организации, которая фактически являлась «однодневкой», не имеющей штата работников, материальных активов, заключенных договоров, работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов указанными лицами не выполнялись. По результатам проверки прокурора органами полиции возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.
В Забайкальском крае ООО УК «Энергострой» не исполняло обязанность по приему от потребителей показаний приборов учета, не использовало их данные при расчетах, ссылаясь на нормативы. После представления прокурора нарушения устранены.
Судом по постановлению Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края ООО УК «Управдом» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. за неправомерное начисление платы за водоснабжение жильцам многоквартирного дома по нормативам, а не по показаниям установленного общедомового прибора учета.
В г. Бодайбо Иркутской области МУП «Служба заказчика» определенный объем ресурса для жителей 8 многоквартирных домов распределялся пропорционально занимаемой площади жилого помещения. При этом расчетные значения многократно превышали нормативы потребления. В результате, только за электроэнергию на общедомовые нужды граждане переплатили более 700 тыс. руб. Прокурором города директору предприятия внесено представление.
Общества «УК Ермак», «Виктор УК» в г. Новокузнецке Кемеровской области не организовали места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп. Прокурор обратился в суд для понуждения их к устранению нарушений.
В Советском районе г. Новосибирска управляющая организация ФГУП «ЖКХ ННЦ» в отсутствие волеизъявлений собственников произвела жителям многоквартирных домов начисления платежей за установку общедомовых приборов учета энергоресурсов на сумму более 2 млн. руб. равными долями в течение одного года. Однако законом предусмотрен пятилетний период рассрочки таких платежей. В Черепановском районе ООО «РКЦ Черепановского района» незаконно начисляло потребителям пени за просрочку платежей. Для пресечения нарушений прокурорами приняты меры реагирования.
Надзор за соблюдением прав граждан в указанной сфере находится на постоянном контроле прокуроров в Сибирском федеральном округе.
УК отказывается отвечать на заявление-претензию, поскольку с нею заключён договор обслуживания, а не управления. Дескать, "на нас не распространяется Постановления Правительства РФ 731, п. 21, и 491 п.40!". А Закон о защите прав потребителей ст.22?
Хочу добавить к Вашей таблице «Типичные нарушения в ЖКХ со стороны управляющих компаний и ТСЖ» в графу 1.Проведение общих собраний и участие в принятии решений собственниками помещений многоквартирного дома В пункт 1.3 Вынесение на повестку дня и принятие решений по вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания:- «установление ежемесячной платы на содержание Территориального общественного самоуправления «Домовый Комитет улица Андрианова дом 4» - Содержание ТОС ДомКом.
Советский районный суд г.Орла (Решение от 08.06.2016 года Дело № 2-1703 / 2016 судья Михеева Т.А.) решение общего собрания от 17 июня 2015 года собственников помещений дома № 4 по улице Андрианова город Орёл в части установления ежемесячной платы на содержание «Территориального общественного самоуправления «Домовый Комитет улица Андрианова дом 4» (Содержание ТОС ДомКом) .- признал недействительным.
Так как «установление ежемесячной платы на содержание Территориального общественного самоуправления «Домовый Комитет улица Андрианова дом 4» - Содержание ТОС ДомКом. не входит в компетенцию общего собрания.(нарушение части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ). Поэтому принятое в нарушение указанного кодекса решение собрания незаконно.
Интересен тот факт, что в нашем случае вопрос незаконных поборов на Содержание ТОС ДомКом был вынесен на повестку дня собрания не просто жителем дома, а председателем ТОС улицы Андрианова дома № 4. . Председателем ТОС улицы Андрианова дома № 4, который по роду свой должен соблюдать и Жилищный кодекс и Положения о Территориальном Общественном Самоуправлении в городе Орле (Приложение к решению Орловского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2014 № 48/0915 – ГС)
Кроме того, советую внимательно ознакомиться с Решением суда от 08.06.2016 года Дело № 2-1703/2016. Решение суда прилило свет на очень интересные хитросплетения – одни и те же лица являются и активистами Домового Комитета улицы Андрианова дома № 4. и сотрудниками управляющей организации «Домовый Комитет».
"... Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, никакой «экономии по коммунальным услугам» быть не может, т.к. плата за коммунальные услуги должна начисляться по формулам, исключающим возможность возникновения прибылей или убытков, а также должна автоматически корректироваться по факту потребления коммунальных услуг в доме. ..."
Правила начисления "ОДН" создают убытки Управляйкам (!), с одной стороны, и приводят к неосновательному обогащению (сверхприбль) Управляйку (!), с другой стороны.
Начисление по нормативу - дополнительная прибль Управляйки (!).
Отсутствие формулы распределения тепла ГВ между потребителями, при наличии теплосчётчика на ГВ, - приводит к дополнительной прибыли для Управляйки и к переплате (убыткам) потребителя (!).
У нас в ук вообще жгут из нутри.чуть не сожгли заживо в холодной воде целый день сидела.и в голове голоса слышу. усугубляют материальное положение. выслеживают где работаешь едут и кидаются на новой работе.ук жэу сходня. усов.посмотрите фильм Малахова конец эпохи 2012 г. только черви там катушки.а что ползет внутри это ток электрический.хотя я плачу за все.
Лифт в 18 доме в 7а микрорайоне в Тобольске ездил громко 12.05.2018 и 09.11.2020. Мне стало плохо! Это было в 11.00 (12.05.2018) и с утра (9 ноября 2020). И сегодня в обед он ездил громко! Это мешает мне! и уже достаточно давно! В обед нельзя нарушать тишину по Коап РФ! Управляющая компания бездействует! Она изменилась в этом доме, но лифт шумит по прежнему!
С 13 этажа кто то мешает мне отдыху в квартире уже третий месяц! В полиции уже столько обращений! И Роспотребнадзоре! Управляющая компания ничего не предпринимает.