Кто контролирует управляющие организации ЖКХ? Органы надзора и контроля
Кто контролирует работу управляющих компаний, ТСЖ по соблюдению Правил содержания общего имущества в МКД, Правил предоставления коммунальных услуг?
Статья полностью переработана и обновлена 07.05.2015 г. в связи с изменениями в законодательстве.
Федеральный уровень:
В Федеральные министерства
и ведомства следует обращаться за
получением разъяснений в рамках полномочий данных государственных органов:
Наименование органа исполнительной власти
Перечень обязанностей (полномочий) в коммунальной сфере
Нормативно-правовые акты
Минстрой России
Мониторинг разработки и утверждения схем теплоснабжения,
Разногласия при разработке и утверждении схем теплоснабжения,
Порядок утверждения нормативов потребления
коммунальных услуг (ППРФ от 23.05.2006 № 306),
Порядок предоставления коммунальных услуг (ППРФ от
06.05.2011 № 354) – в соответствии с п. 3 данного постановления разъяснения
по применению Правил предоставления коммунальных услуг дает Министерство
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ,
Порядок разработки, согласования и утверждения
инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения,
Вопросы коммерческого учета тепловой энергии, воды,
сточных вод,
Порядок определения целевых показателей надежности и
качества поставляемых товаров, оказываемых услуг.
Федеральный закон от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении»,
Федеральный закон от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
Утверждение схем теплоснабжения (численность населения >500 тыс. чел.),
Вопросы энергоэффективности,
Утверждение нормативов технологических потерь, нормативов
удельного
расхода топлива (для источников ТЭ в режиме комбинированной выработки,
с установленной генерирующей мощностью 25 мегаватт и более), нормативов
запасов топлива,
ГИС ТЭК,
Топливно-энергетические балансы субъектов РФ.
ФСТ России
Методические указания по расчету регулируемых цен
(тарифов) в сфере теплоснабжения,
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения,
Методические указания по расчету регулируемых тарифов в
сфере
водоснабжения и водоотведения,
Предельные уровни тарифов на ТЭ (мощность), производимую в
режиме
комбинированной выработки с установленной генерирующей мощностью 25
мегаватт и более,
Предельные уровни тарифов на ТЭ (мощность) поставляемую
теплоснабжающими организациями потребителям,
Предельные индексы изменения тарифов в сфере ВС и ВО,
Мониторинг платы граждан,
Рассмотрение экономических споров между органами
регулирования и
регулируемыми организациями,
Стандарты раскрытия информации организациями коммунального
комплекса, в
сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Региональный уровень
Наименование органа исполнительной власти
Перечень обязанностей (полномочий) в коммунальной сфере
Государственный
жилищный надзор, осуществляемый посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами
государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований;
Предметом проверок является
соблюдение органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к: – жилым помещениям, их использованию
и содержанию; – содержанию общего имущества в многоквартирном доме; – порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; – порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений
непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным
Правительством Российской Федерацией положением; – учету жилищного фонда; – порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; – определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; – управлению многоквартирными домами; – выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами
(в том числе управляющими организациями, товариществами собственников
жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными
потребительскими кооперативами, осуществляющими управление
многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по
содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном
доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом
собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации; – установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; – раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством
Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями,
осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными
домами; – созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо
жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного
потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
– предоставлению
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домах; – созданию и деятельности советов многоквартирных домов; – определению размера и внесению платы за коммунальные
услуги; – обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и
жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических
ресурсов и эксплуатации таких приборов; – деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных
в пункте 2 настоящего Положения, по финансированию капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах; – порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными
домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным
домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в
многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления
коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме; – формированию фондов капитального ремонта;
б) других обязательных требований к использованию и сохранности
жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных
жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности.
б) принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных
нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных
требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных
требований при осуществлении органами государственной власти, органами
местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Но!
«Государственный жилищный надзор не осуществляется в
отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению
многоквартирными домами на
основании лицензии
на ее осуществление» — ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
Лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
ЖК РФ. Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". 2. Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами — п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг
Установление тарифов на электрическую энергию, тепловую энергию, услуги
газоснабжения (розничная цена), водоснабжения и водоотведения,
Контроль за применением тарифов на электрическую энергию,
тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения (в отношении тех организаций, для кого
данные тарифы установлены — прим. ред.),
Контроль за раскрытием информации регулируемыми организациями.
Надзор и контроль за исполнением санитарного законодательства, в частности, санитарно-эпидемиологических
правил и норм СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88,
регламентирующих качество и
безопасность жилищно-коммунальных услуг: – исследование питьевой воды на санитарно-химические,
микробиологические, вирусологические, паразитологические и
радиологические показатели, – измерение уровней шума и вибрации создаваемые работой тепловых узлов
жилого дома, лифта, компрессоров, холодильного оборудования магазинов
расположенных в жилых домах, механической приточно-вытяжной системы
вентиляции (за исключением
шума, вызываемого поведением людей — прим. ред.), – контроль выполнения дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий, – измерение микроклимата в жилых помещениях и подъездах домов (освещенность, инсоляция, вентиляция, влажность и т.д.), – контроль оборудования и содержания контейнерных площадок, мусоропроводов.
Привлечение к административной ответственности лиц,
допустивших нарушение прав
потребителей
по составам административных правонарушений, рассмотрение которых
отнесено к компетенции Управления Роспотребнадзора, т.е. прав на
информацию о
жилищно-коммунальных услугах и их безопасность. Статьи КоАП РФ: – 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации
жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и
транспорта, – 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, – 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения
табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, – 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг
ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством
Российской Федерации требований, – 14.6. Нарушение порядка
ценообразования, – 14.7. Обман потребителей, – 14.8. Нарушение права потребителя на информацию, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;
Обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей
коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга
потребителей жилищно-коммунальных услуг;
Вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты
прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по инициативе лиц,
участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав
потребителей в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
Рассмотрение материалов по проверкам, проведённым
Госжилинспекцией, муниципальными образованиями, если были выявлены
нарушения по статьям КоАП, рассмотрение которых входит в полномочия
Роспотребнадзора.
Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322 (ред. от 27.12.2014 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»
и другие
Местный уровень
Наименование органа
Перечень обязанностей (полномочий) в коммунальной сфере
Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в
пределах полномочий, установленных законодательством Российской
Федерации (пп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ)
Федеральный закон от
06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
Осуществление отдельных государственных полномочий по
государственному жилищному
надзору:
организация и проведение проверок соблюдения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию;
организация и проведение проверок соблюдения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований к выполнению лицами, осуществляющими управление
многоквартирными домами (товариществами собственников жилья, жилищными,
жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими
кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а
также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ
по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при
непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками
помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации;
организация и проведение проверок соблюдения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению
коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
организация и проведение проверок соблюдения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований к определению состава, содержанию и использованию общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
организация и проведение проверок соблюдения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований к созданию и деятельности советов многоквартирных
домов;
организация и проведение проверок соблюдения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого
помещения;
организация и проведение проверок соблюдения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению
размера и внесению платы за коммунальные
услуги.
Но! «Государственный жилищный надзор
не осуществляется в
отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по
управлению многоквартирными домами на основании лицензии
на ее осуществление» — ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
Осуществление
отдельных государственных полномочий по лицензионному контролю:
проведение проверок соблюдения требований по оказанию всех
услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего
имущества в многоквартирном доме и качество
которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и
установленных Правительством Российской Федерации правил содержания
общего имущества в многоквартирном доме;
проведение проверок соблюдения требований по предоставлению
коммунальных услуг в зависимости от уровня
благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно
соответствовать требованиям установленных Правительством Российской
Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
проведение проверок соблюдения требований исполнения
обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с
выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным
домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и
ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных
услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в
этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей
управления многоквартирным домом деятельности.
Муниципальный жилищный контроль
Объектом муниципального
контроля является жилищный фонд,
находящийся в муниципальной собственности, расположенный
на территории муниципального образования «Город
Ижевск».
Согласование инвестиционных программ организаций,
осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения
Утверждение инвестиционных программ организаций коммунального
комплекса, осуществляющих деятельность в сфере утилизации (захоронения)
твердых бытовых отходов
Кто контролирует работу управляющих компаний, ТСЖ по соблюдению Правил?
В соответствии с пп. «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307), исполнитель обязан предоставлять потребителю информацию о наименованиях, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
В соответствии с п. 114 Правил, контроль за соблюдением Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.
Для сведения: Коммунальные услуги — деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (п. 3 Правил).
426000, г. Ижевск, ул. Ленина, 106 Телефон: (3412) 68-28-44
1. Контроль за исполнением Правил, в т.ч. за правильностью расчета и применения размера платы за коммунальные услуги — в рамках полномочий по «контролю за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг» (п. 5.1.3. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №322)
2. Санитарно-эпидемиологический надзор за: — содержанием жилых помещений; — осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (глава III; ст. 40)
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322 (ред. от 15.06.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 г. №261 (утв. Положение об Управлении по Удмуртской Республике)
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. №195-ФЗ
2. Проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
3. Контроль за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение* и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных по муниципальным образованиям, а также за применением предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Примечание: * установление предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение в настоящее время не осуществляется (Федеральный закон от 27.07.2010 г. №237-ФЗ)
Федеральный закон от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
Указ Президента Удмуртской Республики от 19.02.2010 г. №24 «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики»
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г.
№195-ФЗ
Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, на основании Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет:
Прокуратура Удмуртской Республики 426011 г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 194 тел. (3412) 94-85-00, факс (3412) 78-25-76
Региональная общественная приемная Председателя Партии Единая Россия в Удмуртской Республике Руководитель: Кушко Виктор Михайлович Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Удмуртской Республики Адрес: 426074, г. Ижевск, пл. 50 лет Октября, д. 15 Телефон: (3412) 43-91-40, 91-31-43 E-mail: op.r18@edinros.ru
[В 2011 году в Удмуртии] Прокурорами проделана значительная работа по соблюдению жилищно-коммунальных прав граждан. Выявлено более 2 тысяч нарушений закона. Вскрыты многочисленные нарушения организациями коммунального комплекса прав граждан на качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг, при формировании и применении тарифов на энергетические ресурсы, ненадлежащей организации тепло- и водоснабжения и другие.
Результатом надзора за исполнением законодательства о защите прав и законных интересов граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов в 2001 году стало завершение строительства 7 «проблемных» многоквартирных домов. ...
Подводя итоги работы, прокурор Удмуртской Республики определил основные направления деятельности и потребовал от прокурорских работников принять дополнительные меры по устранению имеющихся просчетов в организации надзорной работы.
Свердловская область: Подавляющее большинство вопросов, поступающих на горячую линию, связаны с начислением платы за места общего пользования
Горячая линия была организована с целью недопущения фактов незаконного роста тарифов на коммунальные услуги с 1 января 2012 года в соответствии с тарифными решениями.
Согласно данным, за истекший период в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области поступило более 700 звонков. Необходимо отметить, что горячая линия в РЭК Свердловской области работает всегда, но после поручения председателя Правительства Свердловской области Анатолия Гредина о создании правительственной горячей линии по вопросам ЖКХ, активность обращающихся возросла.
Вместе с тем стоит отметить, что подавляющее большинство вопросов, поступающих на горячую линию, связанны с начислением платы за места общего пользования.
По результатам анализа обращений на горячую линию для оперативной и корректной работы двухсторонней связи, ниже приведена упрощенная схема подведомственности наиболее актуальных вопросов:
Волгоградская область: Правильность соблюдения управляющей организацией порядка расчета платы за электрическую энергию проверяет Управление Роспотребнадзора
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (источник).
Куда обратиться с жалобой на качество жилищно-коммунальных услуг. На эти вопросы ответит специалист Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
- Какие обращения поступают в РЭК Свердловской области?
- Количество писем и телефонных звонков о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поступающих в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области за год, исчисляется тысячами. Значительная часть из них — обращения граждан. Одни вопросы имеют самое непосредственное отношение к деятельности Комиссии, другие, по сути, должны быть направлены в иные ведомства, как не входящие в компетенцию РЭК Свердловской области.
Чаще всего жителей волнуют проблемы, связанные с качеством предоставляемых коммунальных услуг, с санитарно-эпидемиологическим состоянием жилого фонда, обоснованностью начисления размера платы за квартиру.
Однако нельзя согласиться с утверждением, что предоставление ответов исполнителями «затягивается».
Действующее законодательство обязывает органы государственной власти предоставлять ответ на любое обращение гражданина в месячный срок. В РЭК Свердловской области это требование соблюдается неукоснительно. Вместе с тем, ни одно министерство и ведомство не наделено правом предоставления официальных разъяснений по вопросам, не входящим в его компетенцию.
- Поясните, пожалуйста, по каким же признакам простой гражданин может понять, туда он обратился со своим вопросом или нет?
- За официальными разъяснениями правовых актов надлежит обращаться непосредственно в тот орган государственной или муниципальной власти, которым интересующий правовой акт был издан. Так, например, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области может комментировать лишь постановления, принятые Комиссией. По вопросам, не относящимся к ведению Комиссии, мы можем высказать лишь свое частное мнение, но оно не может расцениваться как официальное толкование норм права.
К сожалению, обращения, поступившие в РЭК Свердловской области, часто приходится направлять в адрес инстанций, непосредственно уполномоченных решать тот или иной вопрос. Как вы понимаете, на изучение обозначенной проблемы и все пересылки по ведомственной принадлежности требуется определённое время. Теряется минимум три-четыре дня в результате граждане ждут. С нашей точки зрения, причина заключается в том, что, задавая вопросы органам государственной власти, заявители не всегда четко для себя представляют, куда именно следует обратиться.
- Для многих жилищно-коммунальные услуги – понятия неразделимые, и, стало быть, отвечать за них должен кто-то один…
- В действительности это не так. Когда речь идёт о предоставляемых предприятиями ЖКХ услугах, нужно понимать, что условно их можно разделить на две категории – жилищные и коммунальные. Что включают в себя коммунальные услуги? Электроснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отоплении. Жилищные услуги – это содержание и ремонт жилья и общего имущества.
[продолжение]: [продолжение] Теперь попробуем определить, в чьём ведении находится решение той или иной проблемы.
Куда обратиться, если речь идёт, например, о плохом техническом состоянии жилищного фонда либо нарушении правил пользования жилыми помещениям? Данные вопросы относятся к компетенции государственной жилищной инспекции.
- Одним из наиболее частых вопросов со стороны граждан является вопрос о структуре и правильности начисления платы за содержание жилья.
- В соответствии с действующим законодательством утверждение размеров платы гражданам за жилое помещение находится в компетенции собственников жилья (ТСЖ, ЖСК…) либо органов местного самоуправления. Поэтому по вопросам, связанным с оплатой жилищных услуг, гражданам целесообразно обращаться в органы управления ТСЖ, ЖСК, либо в администрацию муниципалитета по месту жительства и т.д.
Вы сомневаетесь в правильности перерасчёта, произведённого, например, за перерывы в подаче горячей воды? Обращайтесь к исполнителю услуг в лице управляющей компании, ТСЖ, жилищного кооператива и т. д.
- За какие вопросы отвечает Региональная энергетическая комиссия Свердловской области?
- Мы отвечаем за тарифы и нормативы. Сегодня многие путают понятия «тариф» и «плата за коммунальные услуги». Между тем, разница между ними существенна. Что такое тариф? Это стоимость одной единицы коммунальной услуги – 1 кВтч. электроэнергии, 1 Гкал. тепловой энергии, 1 кубического метра природного газа или воды, 1 килограмма сжиженного газа. Устанавливая эти величины для предприятий ЖКХ, РЭК Свердловской области несёт полную ответственность за экономическую обоснованность каждой из них. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются, как правило, один раз в год, и не подлежат изменению за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Что касается платы за коммунальные услуги, она складывается из двух составляющих – тарифа, умноженного на объём потреблённой услуги, и может меняться каждый месяц.
Таким образом, когда есть претензии к правильности начисления платы за коммунальные услуги за определённый период времени – следует обращаться в органы Роспотребнадзора, так как это опять же вопрос защиты прав потребителей. А вот если предъявляемые к оплате тарифы, не соответствуют величинам, утверждённым в установленном порядке – обращайтесь в РЭК Свердловской области.
Кроме того, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области устанавливает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В случае если на территории муниципалитета этот индекс нарушается, граждане вправе обратиться именно к нам.
- А если ответы вышеперечисленных ведомств гражданина всё-таки не устраивают?
- Возникшую проблему можно разрешить по усмотрению граждан в органах прокуратуры или суде. После изучения дела и подтверждения фактов нарушения закона прокуратура вправе выдать протест или направить представление в адрес лиц, допустивших то или иное нарушение.
Что касается суда, то по итогам судебного разбирательства с ответчика (например, управляющей компании, ТСЖ, ЖСК и пр.) может быть взыскана денежная сумма, неправомерно начисленная к оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Коллегия Роспотребнадзора отметила, что в настоящее время территориальным органам Роспотребнадзора надлежит обеспечивать в жилищной сфере эффективную реализацию таких своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей <...>:
привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах и их безопасность (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1),
обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1),
вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона № 2300-1).
Роспотребнадзор по УР: О рассмотрении обращений граждан в сфере ЖКХ
В Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступают многочисленные жалобы граждан на действия Управляющих компаний, касающиеся требований о возврате незаконно начисленных сумм за различные коммунальные услуги, перерасчета (возврата излишне уплаченных сумм) за предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества и тому подобное.
К полномочиям территориальных органов Роспотребнадзора в жилищной сфере относится:
привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах и их безопасность (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона от 07.02.1992 г.№2300-1 «О защите прав потребителей»;
обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона №2300-1);
вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона №2300-1).
На основании п.п.20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" иски в защиту неопределенного круга потребителей в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей могут быть поданы прокурорами, уполномоченными органами, органами местного самоуправления, общественными объединений потребителей (их ассоциациями, союзами), имеющими статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).
Необходимо отметить, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
В судебной практике в настоящее время под неопределенным кругом лиц в смысле ст. 46 Закона о защите прав потребителей (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которого нельзя решить вопрос о правах и обязанностях каждого из этих лиц при разрешении дела (Ответ на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 23.06.2004, 30.06.2004 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года", Постановление президиума Иркутского областного суда от 28.01.2008, Определение Московского городского суда от 06.02.2012 по делу N 33-3304).
К примеру, пользователи услуг электроснабжения, в отношении которых были использованы незаконные системы расчета стоимости услуг электроснабжения, не были признаны неограниченным кругом потребителей (Апелляционное определение Тульского областного суда от 17.05.2012 по делу N 33-1190).
Жители домов, отключенных от услуг холодного водоснабжения, также иногда не признавались судами неограниченным кругом лиц (Определение Пензенского областного суда от 18.09.2007 по делу N 33-1777).
Решение вопроса о реализации территориальными органами Роспотребнадзора своих полномочий, связанных с защитой прав потребителей (неопределенного круга потребителей) в судебном порядке (статьи 46, 47 ГПК РФ, статьи 40, 46 Закона о защите прав потребителей) принимается территориальными органами Роспотребнадзора самостоятельно.
Кроме того, защита нарушенных имущественных прав (требование о проведении перерасчета, возврат излишне уплаченных сумм и др. подобные требования) в соответствии со ст.11 Гражданского Кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно в судебном порядке.
[продолжение]: Уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.
Минрегион РФ: «Гражданам, имеющим претензии к управляющим компаниям по выставлению платы за ЖКУ, следует обращаться в органы государственного жилищного надзора субъектов РФ, которые, согласно Жилищному кодексу, осуществляют контроль за надлежащим предоставлением ЖКУ» (источник).
По проблемам в жилищно-коммунальной сфере граждане могут обратиться не только в прокуратуру
В органы прокуратуры республики поступает значительное количество обращений и жалоб граждан по вопросам нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрение которых не всегда относится к компетенции органов прокуратуры. В связи с этим прокуратура республики разъясняет, что контрольно-надзорными полномочиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соответствующей компетенцией при рассмотрении обращений граждан обладают Государственная жилищная инспекция при Минстрое УР, Региональная энергетическая комиссия УР, Управление Роспотребнадзора по УР.
В соответствии с установленной компетенцией Государственная жилищная инспекция при Минстрое УР вправе проводить проверки в том числе по вопросам соблюдения законодательства при создании ТСЖ, выборе членов правления и председателя правления ТСЖ, при выборе управляющей организации многоквартирного дома, утверждении условий договора управления многоквартирным домом, утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определении размера и внесении платы за коммунальные услуги.
Также к полномочиям Государственной жилищной инспекции при Минстрое УР отнесен надзор за исполнением управляющими организациями обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение ремонта, выполнение работ по уборке мест общего пользования и придомовой территории), предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, обеспечению доступа граждан к информации, обязанность раскрытия которой возложена на ТСЖ, ЖСК, управляющую организацию (общая информация об организации, сведения о тарифах на коммунальные услуги, показатели финансово-хозяйственной деятельности и др.).
Региональная энергетическая комиссия УР осуществляет надзор за применением регулируемых тарифов в электроэнергетике и сфере теплоснабжения (тарифы на тепловую энергию, электроэнергию, газ).
Управление Роспотребнадзора по УР наделено полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением прав граждан как потребителей, в том числе за исполнением управляющими организациями обязанности по предоставлению достоверной и полной информации об оказываемых услугах в платежных документах за использование коммунальных услуг, соблюдением управляющими организациями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В случае неисполнения управляющей организацией правил благоустройства при содержании придомовой территории, граждане также вправе обратиться в местную администрацию.
По вопросам нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства граждане вправе обратиться с заявлениями в перечисленные контрольно-надзорные органы для рассмотрения их в рамках предоставленной этим органам компетенции.
В случае несогласия с результатами проверки по обращению, решением, принятым уполномоченным органом, граждане вправе обжаловать действия должностных лиц указанных ведомств вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд.
Роспотребнадзор по УР: О соблюдении требований законодательства в области защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства
На основании пункта 16.1 статьи 12и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило «Положение о государственном жилищном надзоре» (постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493)
Определен порядок проведения государственного жилищного надзора.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к: — управлению многоквартирными домами; — установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; — раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; — предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; — созданию и деятельности советов многоквартирных домов; — определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; — обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; — порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; — формированию фондов капитального ремонта и т.д.
Координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный жилищный надзор, осуществляет Министерство регионального развития РФ.
Для более эффективного рассмотрения обращений по вышеуказанным вопросам рекомендуем письменно обращаться по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (г. Ижевск, ул. Песочная, 9, тел.(3412) 59-00-21), Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска (г. Ижевск, ул. Удмуртская, 245 тел (3412) 51-02-00, 51-05-16,) в администрации муниципальных образований.
К полномочиям территориальных органов Роспотребнадзора в жилищной сфере относится: — привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение прав потребителей на информацию о жилищно- коммунальных услугах и их безопасность; — обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг; — вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом изменений, внесенных в действующие нормативные правовые акты, Управление Роспотребнадзора по УР осуществляет административное производство по статьям КоАП РФ, отнесенным к полномочиям Роспотребнадзора при получении в т.ч. от уполномоченных на осуществление государственного (муниципального)жилищного контроля (надзора) органов материалов, свидетельствующих о наличии в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению, нарушений норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также при рассмотрении обращений граждан в пределах своих полномочий.
[продолжение]: В адрес Управления Роспотребнадзора по УР за 9 месяцев 2013г. по вопросам ЖКХ поступило 665 обращений, в том числе по начислению размера платы за жилищно-коммунальные услуги - 308 (46%): — по предъявлению потребителям 2 платежных документов, от 2-х организаций; — предъявление платы за незарегистрированных (не проживающих) граждан; — взимание платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных услуг в виде «вызов специалиста», «консультация по эксплуатации приборов учета», «вызов специалиста для опломбировки», «за опломбировку приборов учета»; — предъявление дополнительной платы «судебные расходы», «надбавка за текущий ремонт» без решения собрания собственников МКД, по оплате за эл. энергию на общедомовые нужды; — увеличение размера платы по статье «Содержание и ремонт жилья», «Капитальный ремонт» за счет средств от экономии за отопление, проведение корректировки (перерасчета) размера платы за отопление и часть денежных средств по отоплению переведена за «Содержание и ремонт жилья», «Капитальный ремонт» и др.
За 9 мес. 2013г. Управлением Роспотребнадзора по УР проведено 74 проверки в сфере ЖКХ, по результатам проверок, вынесено 59 постановлений о привлечении юридических лиц, должностных лиц к административной ответственности по ст. 14.7 - обман потребителей. Наложено штрафов в размере: 423 тыс. руб.
По материалам, поступившим из прокуратур, Управлением вынесено 52 постановления о привлечении юридических лиц, должностных лиц к административной ответственности по ст. 14.7 - обман потребителей, сумма наложенных штрафов - 416 тыс. руб.
Роспотребнадзор по УР: Об обращениях граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства
В адрес Управления Роспотребнадзора УР поступают обращения граждан по вопросам жилищно-коммунальных услуг.
В связи с этим информируем, что государственный жилищный надзор осуществляется: Государственной жилищной инспекцией при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (г. Ижевск, ул. Песочная, 9; тел. (3412) 59-00-13, факс (3412) 59-00-21; E-mail shiur@inbox.ru
К компетенции Госжилинспекции УР относятся вопросы:
— содержание и ремонт жилых помещений (сломанные почтовые ящики, протекание крыши и необходимость её ремонта, затопление подвальных помещений, не работает лифт, не горят лампочки в подъездах, не ремонтируют подъезд, не качественная уборка придомовой территории, аварийное состояние крыльца и балкона, некачественно проведен ремонт инженерного оборудования, не работает вентиляция);
— управление многоквартирными домами (не предоставление информации по ППРФ № 731 от 23.09.2010 «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД»; порядок и условия заключения договоров управления МКД и др.);
— создание и деятельность товариществ собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдение прав и обязанностей их членов;
— предоставление коммунальных услуг, в том числе качество коммунальных услуг (низкая температура горячей воды, отсутствие отопления, слабый напор воды, низкое напряжение, отключение эл. энергии, не соответствие состава воды требованиям законодательства);
— внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги, капитальный ремонт (начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, двойные платежки, капитальный ремонт);
— формирование и использование фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
— контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам (надписи на стенах, .трещины на фундаменте дома, грязь в лифте и др.).
Таким образом, обращения по вышеуказанным вопросам необходимо направлять в Госжилинспекцию УР.
Муниципальный жилищный контроль осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления по выполнению управляющими организациями обязательств по договору управления МКД на основании обращения собственников помещений, председателя совета МКД, органов управления ТСЖ (основание ч.1.1. ст. 165 ЖК РФ)..
К полномочиям Управления Роспотребнадзора по УР относится:
— обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг-
— вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
— привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение прав потребителей на информацию о жилищно- коммунальных услугах и их безопасность,
Основанием для реализации вышеуказанных полномочий по привлечению к административной ответственности могут являться материалы проверок ГЖИ, органов муниципального контроля, поступившие в Управление.
Требования о перерасчете размера платы за жилищно-коммунальные услуги носят имущественный характер, в случае не урегулирования в добровольном порядке потребителям следует обращаться в суд на основании п. 1 ст.11 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ и п.1 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика (основание п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».)
При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Кроме того, потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В случае нарушения законодательства в области защиты прав потребителей , Управление в соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» может быть привлечено судом для дачи заключения по делу в рамках своей компетенции, в целях защиты прав потребителей.
Жители Удмуртии могут обратиться на прием в Управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском Федеральном округе по вопросам ЖКХ
В Управлении Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе ( г.Нижний Новгород, ул. Студеная, 37) с 21 апреля 2014 года будет организован ежедневный личный прием граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, по вопросам защиты их прав в жилищно-коммунальной сфере.
Прием заявителей будет осуществляться в рабочее время с 9 до 17 часов (кроме выходных и праздничных дней).
На примере ситуации с госжилнадзором видно, как чиновники в России могут работать по удобному им сценарию, сами для себя. Принимается закон, вводящий некие правила. Но на местах исполнители его не могут, якобы, реализовать, т.к.: нет полномочий, нет нормативной базы, финансирования, штатов и т.д. Пока всё это готовится, принимается, отрабатывается — закон опять меняется.
Изначально статья писалась с целью разобраться, кто контролирует исполнение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. А именно, куда нужно обращаться, чтобы проверить правильность начисления платы за коммунальные услуги — актуальнейшая тема, учитывая либерализацию данной сферы. На дату написания статьи — 2010 год — таким органом являлся Роспотребнадзор, хотя активно этот момент не освещался, официальных публичных разъяснений не было.
Затем последовали изменения в ЖК РФ в 2011-2013 году, введение понятия «государственный жилищный надзор», и всё, что касается исполнения Правил предоставления коммунальных услуг, в т.ч. вопросы по размеру и внесению платы за коммунальные услуги, стало относиться к полномочиям Госжилинспекции.
Так это и на сегодняшний день — Госжилинспекция (формально!) уполномочена на осуществление надзора и проверок по вопросам предоставления коммунальных услуг в МКД и жилых домах. Но фактически госжилнадзор прекратился с выдачей лицензии управляющей организации (идёт замена на «лицензионный контроль»).
Теперь полномочия по госжилнадзору, а также лицензионному контролю, Госжилинспекция снимает с себя и передаёт их на уровень органов местного самоуправления (как в Удмуртии).
Никто не контролирует!!! Сами жильцы одни борятся с произволом управляющих компаний. А Роспотребнадзору, вообще сейчас не до этого!!! А прокуратура, в частности Октябрьского района, покрывает за умеренную плату некоторые УК, об этом свидетельствуют ответы Соловьёва А Д и Шкробова Д Н. Ну, Жилинспекция тоже кушать хочет, а по сему ей тоже нет дела до жалоб населения. Что касаемо лицензирования - СКОРО ВСЕ ДРУЖНО ВЕРНУТСЯ В ГЖУ, КОТОРОЕ И ТАК НЕ СОБИРАЕТСЯ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ))))
Ответ: Пользуйтесь тем, что есть. Завтра и этого может не быть. Но оптимисты считают, что хуже не будет)
Правильно)))) Завтра всех под себя подгребёт СПДУ, имеющее КРЫШУ, в верхах и проблем не будет)))) Ибо СПДУ будет кормить всех одними обещаниям. Это и будет окончательный развал ЖКХ! Что касаемо ХРЯКа (то есть Марата), его цель одна - попасть в правительство! И имел он ввиду все проблемы ЖКХа!!!
Да, кстати... По многочисленным жалобам граждан, начались проверки прокуратурой УК, получивших лицензию. Глядишь и до ООО "УК-Ижкомцентр" дойдут! У которой, кстати, уже после получения лицензии имеется немало новых административных дела.
В Правилах предоставления коммунальных услуг (постановление №354) сохранён пункт (п. 161) про контроль за соблюдением данных Правил уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, т.е. госжилинспекциями.
Кроме того, в соответствии с п. 31 Правил, Исполнитель обязан:
п) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: <...> — наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
С 09.06.2015 г. вступил в силу приказ Минрегиона РФ от 29.12.2014 №924/пр о примерной форме платёжного документа на оплату ЖКУ. Согласно данному приказу, в платежный документ, направляемый исполнителем коммунальных услуг всем потребителям, включается раздел "Контактные данные органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации". В данном разделе должна содержаться информация о номере телефона органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, предназначенного для приема сообщений потребителей и о часах приема специалистов органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Генеральная прокуратура посчитала неконституционными сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов. Соответствующий отзыв ведомство направило в Конституционный суд
Отзывы министерств и ведомств были направлены в Конституционный суд в связи с жалобой группы депутатов Государственной думы по поводу сборов на капитальный ремонт, сообщает газета «Ведомости». В документе, который представила Генеральная прокуратура, указывается, что оспоренная норма не конкретизирует объемы и сроки распоряжения финансовыми ресурсами и не определяет порядок их возврата, что может создать условия, при которых собственники помещений не смогут распоряжаться деньгами, перечисленными на счет оператора. Это ведет к нарушению Конституции.
вот ссылка на первоисточник http://www.rbc.ru/society/20/02/2016/56c7cc969a79470ea376db2f?from=main
Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 30 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Статья 55 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
И еще очень важное!!! Фонд - дело ДОБРОВОЛЬНОЕ, некоммерческая организация и не имеет права взыскивать что-либо, тем более без договора (это касается как взносов, так и пени !!!)
-----------------------------------------
Поэтому считаю возможным требовать соблюдения конституционных прав граждан!!!
Госжилинспекция Удмуртской Республики помогает гражданам разобраться в правильности расчета квартплаты и ее изменений. В полномочия Госжилинспекции УР входит проведение проверок по выявлению нарушений ограничения изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в части применения тарифов. Также муниципальные жилищные инспектора проводят проверки по правильности начисления платы за жилищные и коммунальные услуги. В случае выявления нарушений будут приняты меры административного воздействия для их устранения. При несогласии с ответом муниципалитета всегда можно обратиться в адрес Госжилинспекции УР. (подробнее...)
... Новеллой новой редакции подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ является ведение особого условия ее применения для случаев, когда потребитель обращается в Роспотребнадзор.
Для таких случаев внеплановая проверка по смыслу новой редакции подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ возможна только в случае, если заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Соответствующего условия для случаев обращения потребителя в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации новая редакция подпункта ... не содержит. (письмо Минстроя РФ)
Также осуществляет ряд полномочий в сфере, смежной с ЖКХ — энергетика и естественные монополии.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Было:
Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением 1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): [перечень]
Стало (после редакции от 05.10.2015 N 275-ФЗ):
Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением 1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); 4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; 7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 8) создание дискриминационных условий; 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; 11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Разъяснения:
Цитата
... у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению нарушений жилищного, гражданского законодательства, а также споров, связанных с защитой прав потребителя, если при этом не нарушаются запреты, установленные антимонопольным законодательством.
... необходимо разграничивать понятия неопределенный круг лиц и значительное количество лиц.
Под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела.
Так, круг лиц, являющихся собственниками или нанимателями помещений в одном либо нескольких домах, определить представляется возможным, несмотря на их значительное количество. (разъяснение ФАС РФ)
[продолжение]: Полномочия в сфере энергетики (энергосбережения):
Цитата
1.4. Предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, отнесенных к компетенции антимонопольного органа, а именно: действиями организаций, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - Организации), в части требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. (Приказ ФАС России от 26.06.2012 г. №415 (ред. от 10.04.2013) «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции...»)