Izhcommunal.ru - Исследование жилищно-коммунальных отношений :: ЖКХ :: Ижевск
Исследование жилищно-коммунальных отношений   ЖКХ   Ижевск
Вы вошли как: Гость
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Избранное
Погода
Пользователи
ТОП: (по числу комментариев)
№1 — Al-7 (2321)
№2 — Shitov_s_y (352)
№4 — Олеша (197)
№5 — mikefinale (165)
Новые:
Dzekan, Fktrctq, 251228730, 18ТОНН, лина (1)
ЖКХСтатьиЖКХ России: практика реформирования

Анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг ЖКХ в России в 2009-2010 годах

1. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами

Федеральная антимонопольная служба России, 12.07.2011 г.

1. В ФАС России и территориальные органы поступает большое количество обращений физических лиц с жалобами действия управляющих организаций при оказании услуг по управлению многоквартирными домами.

2. Управлением был проведен анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами за 2010 гг.

3. В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка определен комплекс услуг по управлению многоквартирными домами.

Состав указанных услуг регламентирован статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс):
— выполнение работ и услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества;
— предоставление коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома и пользующимся помещениями в этом доме лицам;
— осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности на основе заключаемого договора управления многоквартирным домом.

4. В качестве географических границ рынка приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей. При этом был исследован рынок услуг по управлению только многоквартирными домами, не включающий индивидуальные жилые дома. В случае если на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган, отсутствовали города с населением более 100 тысяч жителей, анализ проводился в отношении административного центра субъекта Российской Федерации.

5. По состоянию на 31 декабря 2010 года управление многоквартирными домами осуществляли 4304 частных, 410 муниципальных и 143 с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований более чем 25% управляющих организаций.

6. Потребители услуг. Собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах.

Поставщики услуг. Управляющие организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами.

7. Для оценки уровня концентрации товарного рынка сформирована выборка городов, для которых рассчитаны коэффициенты рыночной концентрации (CR3) и индексы Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Генеральная совокупность городов была стратифицирована в зависимости от численности населения: города — «мультимиллионники», города — «миллионники», города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. чел., города с численностью населения от 250 тыс. до 500 тыс. чел, города с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс.чел. Для группы городов — «мультимиллионников» использовано сплошное наблюдение, для остальных слоев — сформирована случайная выборка 5 городов в каждой группе (таблица 3).

В большинстве городов — «миллионников» и городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек зафиксирован низкий уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами.

Исключение составляют Нижний Новгород, Красноярск, Тула с высоким уровнем концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами

В городах с численностью населения от 250 тыс. до 500 тыс. человек и городах с численностью от 100 тыс. до 250 тыс. человек рынок услуг по управлению многоквартирными домами низко и умеренно концентрирован соответственно.

Исключение составляют Тамбов, Норильск с высоким уровнем концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами.

Результаты анализа данных показывают снижение уровня концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

8. При достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций доля жилищного фонда, обслуживаемого муниципальными унитарными предприятиями, продолжает оставаться значительной: 186 783,78 м2 или 13,60 % от общего объема жилищного фонда и 18,27 % от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями. Произошло увеличение объема жилищного фонда, обслуживаемого смешанными управляющими организациями: в 2010 г. они стали обслуживать 90 973,12 тыс. м2 (в 2009 г. — 89 679,79 тыс.м2), что составило 6,68 % от общего объема жилищного фонда и 8,90 % от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями.

Разделение рассматриваемого рынка по административно-территориальному принципу по-прежнему сохраняется, особенно в таких муниципальных образованиях, в которых управление многоквартирными домами осуществляется исключительно муниципальными унитарными предприятиями, например, в городе Грозный — 4 предприятия (Чеченская Республика).

9. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах характеризуется незначительными барьерами входа. Деятельность управляющих организаций не требует значительных первоначальных инвестиций, не является лицензируемой.

Вместе с тем, в действующем законодательстве содержатся положения, позволяющие хозяйствующим субъектам, органам власти и органам местного самоуправления ограничивать конкуренцию.

I. Законодательством не урегулирован порядок передачи вновь выбранной управляющей организации от прежней технических и иных документов на многоквартирный дом, перечисления остатков денежных средств собственников помещений, находящихся на расчетном счете прежней управляющей организации (счетах расчетного (кассового) центра муниципального образования).

II. Муниципальные органы власти продолжают устанавливать размер платы для собственников помещений многоквартирных домов за содержание и ремонт общего имущества, вводить обязательные платежи (например, на проведение капитального ремонта) в границах соответствующего муниципального образования, что препятствует развитию ценообразования на договорной основе и ведет к перекрестному финансированию одних объектов за счет средств, полученных от других объектов. Размер платы за содержание и ремонт должен устанавливаться общим собранием собственников помещений по предложению управляющей организации по каждому дому индивидуально в зависимости от конкретных технических характеристик дома.

III. В части 2 статьи 163 Жилищного кодекса содержалось требование проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором все помещения находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Однако, если хотя бы одно жилое помещение в таком доме находится у другого (частного) собственника, решение о выборе управляющей организации принимается на общем собрании, и муниципальные (государственные) органы власти, имея большинство голосов на собрании собственников жилья, имеют возможность выбрать управляющую организацию без проведения открытого конкурса.

Порядок выбора способа управления вновь возведенными многоквартирными домами был не урегулирован действующим законодательством. Следствием этого являются ситуации, когда организация-застройщик (инвестор), являясь первым собственником жилых помещений, единолично определяет способ управления и выбирает управляющую компанию, обязывая будущих собственников заключать с ней договоры на управление на невыгодных условиях, или создает товарищество собственников жилья.

10. Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по инициативе ФАС России внесены изменения в Жилищный кодекс в части установления обязанности проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по выбору управляющей организации:
— если доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов.
— для управления вновь возведенными многоквартирными домами после ввода дома в эксплуатацию.


2. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению

Федеральная антимонопольная служба России, 01.09.2011 г.

1. Климатические условия России, высокая доля расходов граждан на отопление в структуре платежа за жилищно-коммунальные услуги обуславливают повышенную социальную значимость рынка услуг по теплоснабжению.

Актуальность вопросов антимонопольного регулирования в указанной сфере определена спецификой рынка услуг по теплоснабжению, состоящей в естественно монопольном положении поставщиков тепла. Это связано с тем, что оказание данных услуг потребителям зависит от расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Потребитель приобретает и потребляет тепловую энергию только от того поставщика, к сетям которого присоединены его теплопотребляющие установки. При этом зачастую в системе теплоснабжения присутствует один источник тепловой энергии (локальные системы теплоснабжения), реже — небольшое количество источников тепловой энергии, эксплуатируемых разными хозяйствующими субъектами. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

2. Управлением был проведен анализ рынка услуг по теплоснабжению за 2009 — 2010 гг.

3. Продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 029-2007 относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Услуга по теплоснабжению не взаимозаменяема с другими видами услуг, т.к. покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по теплоснабжению.

В последние годы наметилась тенденция строительства новых котельных, в том числе модульных крышных котельных с использованием внутридомовых инженерных систем и автономной системы отопления, являющихся общей совместной собственностью собственников жилых помещений. Эти котельные производят тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в эксплуатации управляющих организаций на основании договора управления многоквартирным домом.

Вместе с тем, Закон о теплоснабжении декларирует приоритет централизованного теплоснабжения. Частью 15 статьи 14 Закона о теплоснабжения запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

4. Для рынка услуг по теплоснабжению характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, географические границы рынка определены как границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

По результатам Анализа установлено, что практически во всех исследуемых городах теплоснабжающие организации действуют в географических границах соответствующих муниципальных образований. При этом в пределах одного муниципального образования формируются несколько локальных рынков (в границах присоединенных тепловых сетей).

В ряде случаев технологическая инфраструктура тепловых сетей географически выходит за административные границы одного муниципального образования.

5. Всего проанализирована деятельность около 2300 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению в городах с населением более 100 тыс. человек на территории 81 субъекта Российской Федерации.

6. На исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы покупателей:

I. население и организации, потребляющее тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе,
— управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;
— теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

II. организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд;

III. организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по теплоснабжению, включаются организации, осуществляющие продажу конечным потребителям произведенной или приобретенной тепловой энергии.

Количество субъектов, действующих на рынке, отличается в разных городах. Например, в Махачкале (Республика Дагестан), Элисте (Республика Калмыкия), Алании (Республика Осетия), Назрани (Республика Ингушетия), Грозном (Республика Чечня), Уфе (Республика Башкортостан) на территории муниципального образования действует 1 хозяйствующих субъект, в Майкопе (Республика Адыгея), Магадане (Магаданская область) — 2.

В Кирове (Кировская область) осуществляют деятельность 94 хозяйствующих субъекта, в Нижнем Новгороде (Нижегородская область) — 81, в Челябинске (Челябинская область) — 74.

Деятельность по теплоснабжению в исследуемом периоде осуществляли организации различных форм собственности. Большая часть организаций (78,5%) находится в частной собственности. В федеральной собственности находятся 7,8% организаций; 5,08% — в собственности субъектов Российской Федерации; 6,45% — в муниципальной собственности; 2,17% организаций относятся к смешанной форме собственности.

Большинство исследуемых организаций (более 60%) осуществляют деятельность по теплоснабжению с использованием имущественных объектов, принадлежащих им на праве собственности.

В результате Анализа установлены организации, входящие в одну группу лиц и осуществляющие деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации.

Теплоснабжение представляет собой процесс, включающий несколько стадий: производство, передачу, сбыт тепловой энергии. При этом участники рынка могут самостоятельно осуществлять как весь цикл (производство, передачу и сбыт тепловой энергии), так и отдельные действия по теплоснабжению. По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению выявлены следующие основные схемы взаимоотношений хозяйствующих субъектов при предоставлении услуг по теплоснабжению конечным потребителям:

I. Производитель продаёт тепловую энергию перепродавцу, который поставляет тепловую энергию конечному потребителю по своей тепловой сети или опосредованно через сети других организаций.

К разновидностям этой схемы относятся следующие случаи:
— производители предоставляют услуги теплоснабжения непосредственно конечным потребителям с использованием объектов теплоснабжения, находящихся у продавца на праве собственности или ином законном основании. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между производителями и потребителями тепловой энергии;
— производители предоставляют услуги по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта. В данном случае производитель заключает договоры с конечными потребителями на теплоснабжение и договоры с сетевой организацией на передачу тепловой энергии;
— услуги по теплоснабжению предоставляются потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта. При этом производитель поставляет тепловую энергию сетевой организации, которая заключает договоры с конечными потребителями.

II. Производитель продаёт тепловую энергию потребителю, присоединенному опосредованно через сети сетевой организации. При этом потребитель самостоятельно заключает договор на передачу тепловой энергии с сетевой организацией.

7. Анализируемые рынки услуг теплоснабжения в установленных географических границах относятся к высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией.

8. Как правило, каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры теплоснабжения занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

При этом конкурентная среда на рынке услуг по теплоснабжению характеризуется следующим:
— наличием хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги с использованием централизованной системы теплоснабжения потребителям, составляющим 80% — 90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании;
— остальные участники рынка услуг по теплоснабжению являются, как правило, промышленными предприятиями, основную часть произведённой на собственной котельной тепловой энергии используют на нужды предприятия, остальную часть — реализуют либо перепродавцу, либо конечным потребителям, находящимся вблизи предприятия.

В результате Анализа установлены организации, входящие в одну группу лиц и осуществляющие деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации.

9. Вход на рынок услуг по теплоснабжению затруднен необходимостью вложения значительных первоначальных инвестиций. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на товарный рынок.

Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым.

При этом передача прав на объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, осуществляется по результатам торгов, проводимых в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции и Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (приказ ФАС России №67 от 10.02.2010).

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание сетевой инфраструктурой путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также выбор наиболее эффективного правообладателя.

Привлечение на рынок новых участников, их инвестиций будет способствовать решению проблемы, связанной с высокой степенью износа основных фондов в сфере теплоснабжения.

Барьером в сфере теплоснабжения также является государственное регулирование указанной деятельности. Снижение влияния данного барьера возможно за счет установления долгосрочных тарифов. Законом о теплоснабжении предусмотрены долгосрочные методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе метод индексации установленных тарифов, обеспечения доходности инвестированного капитала.

Вместе с тем, государственное регулирование является единственным способом защиты интересов потребителей в системах теплоснабжения, характеризующихся наличием единственного источника тепла. Ключевой задачей государственного регулирования в сфере развития конкуренции на рассматриваемом рынке должен стать конкурентный механизм распределения нагрузок в централизованных системах теплоснабжения.

10. Взаимоотношения между участниками рынка, сложившиеся в настоящее время на рынке теплоснабжения, формируют непрозрачные условия осуществления деятельности на данном рынке, что позволяет хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим положением на рынке.

К основным видам нарушений со стороны теплоснабжающих организаций относятся:
— необоснованное прекращение оказания услуг теплоснабжения;
— нарушение порядка ограничения или приостановления предоставления услуг теплоснабжения;
— навязывание невыгодных условий договора теплоснабжения;
— нарушение порядка ценообразования на тепловую энергию.

В целях устранения спорных моментов, оптимизации процессов теплоснабжения, ведется активная работа по совершенствованию законодательства в данной сфере.

В 2010 году принят Закон о теплоснабжении, который направлен на регулирование вопросов, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, также им определяются полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций.

Законом о теплоснабжении предусмотрены особенности регулирования договорных отношений между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, изменяющие сложившиеся отношения.

В настоящее время в целях реализации положений Закона о теплоснабжении федеральными органами исполнительной власти разрабатываются нормативные правовые акты, направленные на создание эффективной системы теплоснабжения, в том числе на:
— упорядочение отношений между участниками рынка;
— создание равных условий доступа на товарный рынок, в том числе при формировании схем теплоснабжения;
— обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре при подключении к системам теплоснабжения;
— повышение прозрачности деятельности как регулируемых организаций, так и органов регулирования.

Кроме того, в Законе о теплоснабжении заложены предпосылки для перехода в пределах отдельной системы теплоснабжения из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка:
— в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка, регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.
— появляется возможность конкуренции между источниками теплоснабжения при распределении тепловой нагрузки по эффективности источников.


3. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению

Федеральная антимонопольная служба России, 01.09.2011 г.

1. Обеспечение населения чистой питьевой водой является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.

Достижение указанной цели связано, в том числе, с развитием жилищно-коммунального комплекса, ориентированнии на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, включая развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Актуальность вопросов антимонопольного регулирования в указанной сфере определена спецификой рынка услуг по водоснабжению и водоотведению, состоящей в естественно монопольном положении поставщиков услуг.

2. Управлением был проведен анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению за 2009 — 2010 гг.

3. В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка определены услуга водоснабжения и услуга водоотведения.

Основной характеристикой воды является ее качество. Так, к питьевой воде предъявляются требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Для доведения качества воды до требуемых норм используют водоподготовку.

По собираемым стокам канализация подразделяется на:
— хозяйственно-бытовую канализацию;
— дождевую канализацию;
— производственную канализацию.

Водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем. При этом услуга водоснабжения может оказываться без одновременного оказания услуги водоотведения. Изложенное позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.

4. Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям в пределах расположения сетей водоснабжения и водоотведения. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого он присоединен. Присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, географическими границами рынка являются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги водоснабжения и водоотведения.

5. Всего проанализирована деятельность около 700 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению в городах с населением более 100 тыс. человек на территории 81 субъекта Российской Федерации в 2009, 2010 годах. Большинство субъектов одновременно осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению.

6. На исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы покупателей:
1. население и организации, потребляющее услуги водоснабжения и водоотведения для коммунально-бытовых нужд;
2. организации, использующие услуги водоснабжения и водоотведения для производственных нужд.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.

Деятельность по водоснабжению и водоотведению в исследуемом периоде осуществляли организации различных форм собственности: 58% организаций находится в частной собственности, 36% — в государственной и муниципальной собственности, 6% организаций относятся к смешанной форме собственности.

Около 55% имущественных объектов, с использованием которых оказываются услуги водоснабжения и водоотведения, находятся в частной собственности.

Кроме того, на территории Российской Федерации осуществляют деятельность несколько крупных частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения, предоставляющие услуги в нескольких субъектах Российской Федерации.

7. Анализируемые рынки услуг водоснабжения и водоотведения в установленных географических границах относятся к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией.

8. Каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

Как правило, на рынке действует хозяйствующий субъект, оказывающий услуги с использованием централизованной системы потребителям, составляющим 80% — 90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании. Остальные участники рынка являются, как правило, промышленными предприятиями, к сетям которых присоединены потребители, находящиеся вблизи предприятия.

9. Барьерами входа на рынки услуг по водоснабжению и водоотведению являются:

— владение объектами водоснабжения и водоотведения на любом законном основании. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на исследуемый товарный рынок.
Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым.
При этом объекты водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.

— государственное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе ежегодное установление тарифа.
Снижение влияния данного барьера возможно за счет установления долгосрочных тарифов. Проектом закона о водоснабжении и канализовании предусмотрены долгосрочные методы регулирования тарифов в указанной сфере.

— необходимость получения разрешений на пользование подземными водными объектами.
Осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению предполагает использование водных объектов. В соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

— преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.
Предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура получения права пользования водными объектами не позволяет получить право пользования водными объектами в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, в том числе сведения о наличии на законном основании имущества, необходимого для оказания услуг.
Указанное положение не позволяет арендатору (концессионеру) выполнять обязанности по договору аренды (концессионному соглашению) в части осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием (эксплуатацией) объекта аренды (концессионного соглашения) до получения указанного разрешения, что может привести к расторжению договора аренды (концессионного соглашения).

10. В рамках третьего антимонопольного пакета ФАС России разработаны и внесены поправки в Закон о естественных монополиях в части включения в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий услуг водоснабжения и водоотведения.

07.12.2011 принят Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который устанавливает правовые основы отношений, возникающих при водоснабжении и (или) оказании услуг канализования с использованием централизованных и децентрализованных систем водоснабжения и канализования, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и канализования, права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов. Указанный законопроект предусматривает, в том числе:
— определение гарантирующей организации;
— долгосрочное тарифное регулирование сферы ВКХ;
— введение механизма регуляторного договора, закрепляющего финансовую ответственность органов власти за необоснованное изменение ранее принятых решений об установлении тарифов;
— упрощение процедуры регистрации имущества организаций ВКХ;
— установление требований к «промышленным загрязнителям» по очищению сточных вод до установленного уровня;
— основания для ограничения прав владения и пользования, хозяйственного ведения и оперативного управления объектами централизованной системы водоснабжения и (или) канализования, в том числе при ненадлежащем исполнении организацией ВКХ своих обязательств;
— запрет на приватизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства.


Источник: ФАС России

+ 
Al-7, 18.04.2012, 8520
Метки: анализ рынка, управление МКД, 2010, теплоснабжение, водоотведение, монополизм, ФАС, водоснабжение, 2009, конкуренция
Читайте также:
 
Комментариев пока нет. Ваш комментарий может быть первым.

Добавить комментарий:
Имя:
Email:

знаков осталось
  |  10 минут
Что на картинке? (введите ответ числом)*:
Подписка:
Регистрация ускорит выдачу комментария, включит подписку на уведомления о новых комментариях и BB-коды.
Внутренний поиск по сайту
Поиск по сайту от Яндекса

Новое на сайте
главное:
справочник организаций:
статьи:
нормативные акты:
полезные материалы:
вопросы-ответы: