Если сосед житья не дает? Ремонт, шум, мусор — как быть?
ВОПРОС: Здравствуйте! Более года, сосед снизу проводит ремонт - житья нет, задолбал сверлением, долблением, мусором... Попытки договориться мирным путем успехом не увенчались. Какими способами (законными) можно принудить человека к порядку? Есть ли требования к допустимому уровню шума при ремонте в жилых домах? Какой порядок инициирования проверки ремонта соседской квартиры на предмет соответствия проведения ремонта согласно всем требованиям? Регулируется ли проведение ремонта, перепланировки квартиры градостроительным кодексом? Необходимо ли согласование продолжительного (шумного) ремонта с соседями? Есть ли требования к продолжительности ремонта в жилых помещениях?
1. Ранее ответственность за нарушение тишины и покоя граждан была установлена Правилами пользования жилыми помещениями. Сейчас — законом Удмуртской Республики в соответствии с КоАП (об этом ниже есть ссылка).
На урегулирование вопроса с шумными соседями может также повлиять ваша управляющая организация или ТСЖ, особенно, если дело хоть как-то касается общего имущества дома, за которые данные организации призваны отвечать. Общее имущество — оно не только в подъезде. Общими в многоквартирном доме являются стены между квартирами соседей, полы-потолки, стояки водоснабжения, отопления, электропроводка до квартиры и т.д.
2. Нормативные документы по уровню шума: Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36), ГОСТ 12.1.036-81.
Валентина пишет 24.03.2011 г.: Помогите пожалуйста. Какие можно принять меры по отношению к соседям, которые не принимают во внимание правила поведения в жилых многоквартирных домах. В нашем доме на этаже по 4 квартиры. Две квартиры разделены железными дверьми, и новые соседи стали это помещение захламлять мусором с улицы (пустыми бутылками, всяким хламом) постоянно грязь, антисанитария, закрывается проход к щитовой комнате. Приходишь домой как на мусорку, а не в жилое помещение. На замечания совсем не обращают внимания, а наоборот ещё больше захламляют, сосед постоянно в нетрезвом состоянии, приводит бродяг с улицы сомнительной внешности. Не знаю как можно это предовратить, потому-что так жить становится невозможно. Не раз обращались в милицию, но и это не помогло, через некоторое время всё опять возвращается.
владислав пишет: жильцы на верхнем этаже делают капитальный ремонт.стучат,долбят,сверлят и что-то ломают уже третий месяц так,что стены трещат.мы боимся,что дом начнет разрушаться и уже есть причины для опасений.дом панельный и старый,1974г.постройки да и сверху над ними еще шесть этажей,ладно если бы это был последний этаж.на замечания и просьбы эти люди ни как не реагируют.куда можно пожаловаться на них,в какую организацию и как это сделать. за ранее спасибо за ответ,с уважением владислав.
Отвечаю: Пожаловаться можно в Госжилинспекцию. В случае, если производятся работы, связанные с перепланировкой квартиры, должен быть соблюдён установленный законом порядок её согласования. Любые обращения в организации и учреждения рекомендуется делать в письменной форме, в двух экземплярах. Второй экземпляр остаётся у вас с отметкой принимающей стороны о получении. Либо первый экземпляр отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Константин пишет 07.01.2012 г.: Сосед сверху целыми днями что то строгает и пилит, а у нас годовалый ребенок, на все наши просьбы он не реагирует, старший по дому то же не реагирует, кому жаловаться и что с этим делать
Ответственность за систематическое нарушение прав соседей
Жилищным кодексом РФ предусмотрена возможность на основании решения суда выселить граждан (нанимателя жилого помещения, проживающих совместно с ним членов его семьи, бывших членов семьи) в следующих случаях (ч.1 ст.91 ЖК РФ):
систематическое нарушение прав и законных интересов соседей (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).
использование жилого помещения не по назначению (например, использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей, за исключением случаев допустимых законом),
бесхозяйственное обращение с жилым помещением (целенаправленные постоянные действия, влекущие повреждение либо уничтожение структурных элементов квартиры – окон, дверей, пола, стен, санитарно-технического оборудования и т.п.).
С данными требованиями в суд могут обратиться:
наймодатель (Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска),
заинтересованные лица, т.е. лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя, проживающих совместно с ним членов его семьи, бывшим членом семьи (например, соседи по дому, коммунальной квартире),
органы государственной жилищной инспекции, осуществляющие контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями.
Согласно указанной статье такое выселение возможно только после предупреждения наймодателем (в устной или письменной форме) нанимателя, допустившего те или иные нарушения закона.
Следует отметить, что такое выселение является крайней мерой ответственности и возможно лишь при установлении факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя, членов его семьи, бывшего члена семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили.
Источник: Прокурор разъясняет. ОМСУ г. Ижевска, 19.12.2011 г.
Вопрос: Интересует возможность проведения замера шума, обусловленного жильцами соседней квартиры.
Ответ: В соответствии с нормативным документом МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» измерения уровня шума не проводятся в отношении шума, обусловленного поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры, громкая речь, пение, выполнение каких-либо бытовых работ и т.д).
В соответствии со ст. 11-2 Закона Удмуртской Республики от 01.03.2011г № 2-РЗ предусмотрена административная ответственность граждан за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время (с 23.00 до 7.00часов). Контроль за соблюдением законодательства в части ст. 11-2 Закона возложен на органы внутренних дел (милиция общественной безопасности).
Жители дома по ул. Пушкинская 233 в Ижевске добиваются устранения шума, вызванного работой продовольственного магазина на 1-м этаже (подробности по ссылке).
За шум из квартиры могут привлечь к ответственности независимо от децибел
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 марта 2012 г.). Производство по делам об административных правонарушениях. По материалам надзорного производства №88-АФ11-303:
5. Постановление административной комиссии о привлечении лица к административной ответственности за действия, нарушающие тишину и покой граждан, признано законным.
23 января 2011 г. в период времени с 17 час. 30 мин. до 21 час. 00 мин. в жилом помещении Р. слушал громко включённую музыку через стереосистему LG, тем самым нарушал тишину и покой граждан в многоквартирном доме и мешал отдыхать Б., проживающей в одной из соседних квартир.
По жалобе Б. сотрудником милиции в отношении Р. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 3.19 Кодекса Томской области об административных правонарушениях.
Постановлением административной комиссии городского округа Стрежевой, оставленным без изменения решением судьи Стрежевского городского суда Томской области, Р. был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 6 ст. 3.19 Кодекса Томской области об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Решением судьи Томского областного суда указанные постановления были изменены в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 6 ст. 3.19 Кодекса Томской области об административных правонарушениях установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного чч. 1-5 указанной статьи. Однако факт повторного совершения правонарушения материалами дела не подтверждён: отсутствует копия вступившего в законную силу постановления о привлечении Р. к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Решением судьи Р. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 5 ст. 3.19 Кодекса Томской области об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Постановлением председателя Томского областного суда состоявшиеся постановления были оставлены без изменения.
Не согласившись с состоявшимися постановлениями, Р. обратился с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, в которой просил об их отмене, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование своих требований Р. ссылался на протокол измерения шума, согласно которому при максимальном уровне звука, исходящего от принадлежащего ему музыкального центра, уровень шума в квартире Б. составляет 41 дБ, что превышает норму, установленную СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", всего на 1 дБ. Максимальный уровень звука на музыкальном центре он никогда не включал.
Верховный Суд Российской Федерации нашёл, что доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Р. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 3.19 Кодекса Томской области об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.19 Кодекса Томской области об административных правонарушениях использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, балконах или подоконниках, нарушающее тишину и покой граждан, если эти действия не охватываются составами правонарушений, предусмотренных чч. 1-3 указанной статьи, влечёт административное наказание.
Факт совершения Р. указанного административного правонарушения подтверждён: протоколом об административном правонарушении, протоколом измерения шума, заключением руководителя ИЛЦ филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области", письмом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области", показаниями свидетелей Б., Бк., С., М., Рм.
Суд учёл, что СанПиН 2.1.2.2645-10 регламентирует уровни шума при эксплуатации инженерного и технологического оборудования, установленного в помещениях общественного назначения. Как следует из письма ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области", в соответствии с Методическими указаниями МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях" уровень шума, обусловленный поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории, оценке и регламентации не подлежит. Кроме того, свидетели Б., Бк., С., М., Рм. подтвердили, что в указанный промежуток времени из квартиры Р. доносились громкие звуки музыки, которые нарушали их покой и тишину.
Оценив данные доказательства в совокупности с другими материалами дела, Верховный Суд Российской Федерации не нашёл оснований для отмены состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений и в удовлетворении жалобы отказал.
Киров: За громкую музыку соседи заплатили компенсацию морального вреда
Решением Юрьянского районного суда Кировской области от 20.01.2015 удовлетворены исковые требования П. к М. о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья в результате превышения допустимого уровня шума в жилом помещении. В пользу П. взыскано 50 тыс.руб.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 07.04.2015 в соответствии с заключением участвовавшего в деле прокурора решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В обоснование принятых решений суды первой и апелляционной инстанций указали, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании ст. 57 Закона вред, причиненный личности или имуществу гражданина вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Протоколом измерений шума, составленным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Юрьянском районе установлено, что эквивалентный и максимальный уровни шума в жилой комнате истца для дневного времени суток превышают допустимые уровни. Источником шума является работа музыкальной установки в квартире ответчика.
В результате превышения допустимого уровня шума в квартире истца на протяжении нескольких месяцев последнему причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в обострении болезней, что следует из представленных им медицинских документов.
При определении размера компенсации морального вреда суд учел положения ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, в частности, его возраст (70 лет), руководствуясь при этом требованиями разумности и справедливости.
При обращении в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике с жалобами на неблагоприятные последствия шума, гражданам необходимо знать следующие нюансы.
Вопросы нормирования уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях регламентируются санитарными нормами и правилами СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а порядок измерения определен в Методических указаниях МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», который определяет измерение уровней шума в жилых помещениях заявителя в ночное время.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза (оценка) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума обусловленного:
естественным и случайным явлениями;
поведением людей, нарушением тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории;
аварийно-спасательными и аварийными работами;
проведением массовых мероприятий;
проведением богослужений, других религиозных обрядов.
Законом Удмуртской Республики от 13.10.2011г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений» ст. 5 «Нарушение тишины и покоя граждан» предусмотрена административная ответственность за действия, нарушающие тишину и покой граждан, в т.ч. за действия по которым Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике не проводит санитарно-эпидемиологическую экспертизу (оценку) и измерение уровней шума.
Дела об административных нарушениях по ст. 5 «нарушение тишины и покоя граждан» рассматривают административные комиссии при Администрациях муниципальных образований.
В соответствии со ст.35 п.п. 1, 10 Закона Удмуртской Республики №57-РЗ протоколы по данным видам нарушений составляют представители органов внутренних дел (полиции), а также должностные лица административных комиссий при Администрациях муниципальных образований.
Важно! С заявлением на неблагоприятные последствия шума, гражданам следует в первую очередь обратиться в управляющую компанию или к руководителю хозяйствующего субъекта. В случае, если проблема решена не будет, граждане имеют право обратиться с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.