Специалисты предупреждают: на город надвигается серьезная проблема — увеличение количества лифтов с истекшим сроком эксплуатации.
Управляющие организации, такие, как ГЖУ, ТСЖ и другие, должны оплачивать услуги по обслуживанию и ремонту лифтов специализированным подрядным организациям, таким, как ЗАО «Удмуртлифт». Но, платят не всегда регулярно, и еще реже выделяют деньги на капитальный ремонт лифтов. То, что перечисляется в ежемесячных платежах в разделе «ЗИП» — сложно назвать деньгами. Для сравнения: на ЗИП для одного лифта в среднем (очень округленно) управляющие организации платят 240—280 руб. за лифт/в мес. А, к примеру, цена кнопки для панели управления лифтом в кабине, без учета стоимости работ по замене — 350 руб. И это не шутки.
И как только специализированная подрядная организация осуществляет ремонт аварийных узлов лифта (и отнюдь не кабины, поскольку на нее деньги в самую последнюю очередь выделяются — т.к. важнее всего обеспечить безопасность перемещения, а сохранность стенок купе кабины лифта в большей степени зависит от самих жильцов), лифт проходит экспертизу инженерным центром. У нас это осуществляет ИКЦ «Альтон» и еще один, менее известный инженерный центр.
От заключения экспертизы напрямую зависит, будет включен лифт или нет. Если экспертиза дала положительные результаты, органы Ростехнадзора ставят свою отметку, и лифт вновь начинает работать до... последующей экспертизы. А она, по ПУБЭЛ, ровно через три года будет. И таких экспертиз может быть три. Т.е., три раза по три года = 25 + 9 лет = 34 года лифт будет работать. Потом требуется его замена. Но это — в идеале. Это возможно лишь при условии, что эксплуатирующая организация (ГЖУ, УК, ТСЖ) выделяет необходимые средства на ремонт. На практике же — редко когда среднестатистический лифт «доживает до состояния глубокой старости» без значительных капиталовложений и ремонтов.
Стоит отметить, что ЗАО «Удмуртлифт», например, всегда рассчитывает все необходимые суммы затрат на обеспечение работоспособности лифтов и доводит их до сведения руководства управляющих организаций.
Немного статистики: в последнее время лифты, находящиеся в ведении ГЖУ, ремонтируются лишь аварийно. Замен уже давно не производилось. Власти не выделяют средств. А деньги, выделяемые на обслуживание, чаще всего задерживаются.
Что же касается «частных» эксплуатирующих организаций (ТСЖ, УК), то там, помимо аварийных замен, производятся и капитальные ремонты, но все же реже, чем было бы нужно. Замены также крайне редки.
В данный момент в городе формируется список лифтов, которые будут окончательно останавливаться в связи с аварийным состоянием и невозможностью дальнейшей эксплуатации. Но уже сейчас, по предварительным данным — это составит около 100 лифтов города ежегодно. Вот такая вот неутешительная статистика.
Что же касается аварийно останавливаемых лифтов, то увы... ускорить процесс включения сможет только своевременное финансирование со стороны эксплуатирующих организаций и бдительность со стороны самих жильцов (кражи металла и вандализм еще никто не пресёк в нашем городе).
В большинстве случаев в простоях лифтов виноваты не организации, обслуживающие лифты, и даже не само лифтовое оборудование, а эксплуатирующие организации (УК, ТСЖ), несвоевременно оплачивающие услуги по обслуживанию лифтов и практически на выделяющие деньги на ремонт или замену лифтов. И мы — жители домов, халатно относящиеся к столь «хрупкому» как бы это не казалось странным, оборудованию.
Ведь вся техника рано или поздно изнашивается, и начинает требовать хорошего ухода. А чтобы она продолжала хорошо функционировать, потребуются значительные затраты на ремонт и ЗИП.
|