Izhcommunal.ru - Исследование жилищно-коммунальных отношений :: ЖКХ :: Ижевск
Исследование жилищно-коммунальных отношений   ЖКХ   Ижевск
Вы вошли как: Гость
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Избранное
Погода
Пользователи
ТОП: (по числу комментариев)
№1 — Al-7 (2320)
№2 — Shitov_s_y (352)
№4 — Олеша (197)
№5 — mikefinale (165)
Новые:
251228730, 18ТОНН, лина (1), ИгорьF, kolyci
ЖКХСтатьиЖКХ Ижевска: статьи, аналитика

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке и размещению ТБО в Ижевске и Сарапуле за 2012 г.

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа), Методическими рекомендации по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков (Протокол №4 от 18.03.2013г.).

Настоящее исследование проведено во исполнение пункта 3.1. Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012г. № 773/12.

Для оценки состояния конкуренции среды на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

  • временного интервала;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • состояния конкуренции на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы сведения, полученные от Росприроднадзора УР, Удмуртстата, Минприроды УР, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

I. Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Анализ рынка по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов проведен во исполнение пункта 3.1. Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012г. № 773/12.

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков, временной период исследования – 2012 год.

II. Определение продуктовых границ рынка

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов. При этом продуктовые границы определены на основе действующих нормативных актов, общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей.

Данное исследование проведено в целях определения состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рассматриваемом рынке.

В качестве источников исходной информации при анализе состояния конкуренции на данном товарном рынке использовались сведения, представленные Росприроднадзором УР, Удмуртстатом, Минприроды УР, информация и опрос потребителей услуг, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом, в подгруппе 90.02 объединены услуги по сбору и обработке прочих отходов (твердых отходов).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по обращению с отходами в основном сконцентрирована в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», код 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов».

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующие анализируемый рынок:

- услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов;

- услуги по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

В рамках предварительного определения продуктовых границ рынков выделим 3 вида услуг по обращению отходов:

- транспортирование твердых коммунальных отходов;

- обезвреживание твердых коммунальных отходов;

- размещение твердых коммунальных отходов:

- хранение;

- захоронение.

Таким образом, продуктовые границы определены, как услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

Согласно положениям Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст (далее – Стандарт), твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

В рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

Согласно Закону об отходах производства и потребления, утвержденного Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, где:

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со Стандартом:

Транспортирование и складирование отходов должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Хранение отходов в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов производится путем их утилизации и/или безопасного размещения отходов I-IVклассов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение таких отходов угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

В соответствии с Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) – последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов. Примечание. ТЦО: технологические процессы и операции ресурсосберегающего и безопасного обращения с отходами;

этапы технологического цикла отходов – последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.

Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.

При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.

Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I - IV классов опасности.

Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

Первым подэтапом 9-го этапа является утилизация обезвреженных отходов.

Вторым подэтапом 9-го этапа является их безопасное размещение отходов I-IVклассов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение таких отходов угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

Необходимо отметить, что при проведении анализа рынка услуг по транспортировке и размещению из перечисленных этапов ТЦО рассматриваются: транспортирование и складирование отходов (7-й этап), хранение отходов (8-й этап), избавление от отходов (9-й этап), утилизация обезвреженных отходов (9.1-й этап), безопасное размещение отходов/уничтожение (9.2-й этап).

Кроме того, отношения по поводу обращения отходов могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по транспортированию, хранению, захоронению, обезвреживанию, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Качественные и технические характеристики услуги, в том числе способы транспортировки отходов, методы ликвидации опасных свойств отходов (использование, переработка, захоронение и хранение на полигонах и др.) в значительной степени являются для потенциального потребителя определяющими факторами при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

Для потребителя данной услуги основным фактором является возможность «освободиться» от объемов тех отходов, которые не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот или размещены или уничтожены на объектах потребителя (хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого образовались отходы) и на которые могут быть начислены платежи за их размещение (хранение и захоронение).

Из содержания условий договоров, заключенных в отношении услуг Удмуртским УФАС России установлено, что по транспортировке твердых коммунальных отходов заключены договора с одними хозяйствующими субъектами, действующими в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула, а размещением твердых коммунальных отходов занимаются другие хозяйствующие субъекты. В связи с вышеизложенным, услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов относятся к разным товарным рынкам.

Согласно Закону об отходах производства и потребления обезвреживание твердых коммунальных отходов является составной частью услуги по размещению отходов.

В соответствии с условиями договоров хозяйствующие субъекты формируют тариф за размещение твердых коммунальных отходов с учетом обезвреживания и размещения отходов, т.к. большинство хозяйствующих субъектов осуществляют обезвреживание твердых коммунальных отходов на месте их размещения, т.е. на полигонах. Обезвреживание отходов хозяйствующие субъекты проводят на специальном оборудовании.

71% опрошенных на территории г. Ижевска удовлетворены качеством оказанных услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов.

65% опрошенных на территории г. Ижевска при выборе организации, осуществляющей услуги по транспортировке и (или) размещению отходов, ориентируются на приемлемые условия договора, лишь для 14% опрошенных главным фактором при выборе организации является цена.

Согласно проведенному опросу в г. Ижевске, 43% опрошенных считают, что услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов невозможно заменить на иные услуги, 21% опрошенных считают, что данные услуги можно заменить простыми транспортными услугами при наличии своего специального транспорта.

Оказание транспортных услуг собственным специальным транспортом уже подразумевает услуги по транспортировке, поэтому данная услуга не заменяет услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов. В том случае, когда хозяйствующий субъект осуществляет транспортировку твердых коммунальных отходов собственным специальным транспортом отсутствует товарный рынок, поскольку хозяйствующий субъект не может оказывать услугу сам себе. Следовательно, большая часть опрошенных считает, что услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов невозможно заменить на иные услуги.

43% опрошенных в г. Ижевске считают, что услуги по размещению твердых коммунальных отходов невозможно заменить на другие услуги, 21% опрошенных считают, что данные услуги можно заменить на услуги по сжиганию на специальных предприятиях с предварительной сортировкой по видам отходов,; передать права собственности на отходы собственникам полигонов.

В соответствии со Стандартом услуги по сжиганию включены в состав услуги по обезвреживанию отходов, которые являются составной частью услуги по размещению отходов. Таким образом, заменить услуги по размещению твердых коммунальных отходов на сжигание невозможно, т.к. это тот же этап технологического цикла. Следовательно, большая часть опрошенных считает, что услуги по размещению твердых коммунальных отходов невозможно заменить на иные услуги.

80% опрошенных на территории г. Сарапула удовлетворены качеством оказанных услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов.

80% опрошенных на территории г. Сарапула при выборе организации, осуществляющей услуги по транспортировке и (или) размещению отходов, ориентируются на приемлемые условия договора.

Согласно проведенному опросу в г. Сарапуле, 40% опрошенных считают, что услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов невозможно заменить другими услугами, остальные 60% опрошенных затрудняются с ответом.

40% опрошенных в г. Сарапуле считают, что услуги по размещению твердых коммунальных отходов невозможно заменить на другие услуги, а 40% опрошенных не располагают сведениями какими услугами можно заменить данные услуги.

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 3.71 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение взаимозаменяемости товаров основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости услуг по транспортировке и размещению.

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, пользовавшихся услугами по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Ижевска Удмуртским УФАС России установлено следующее.

72% опрошенных указали, что при повышении тарифа на транспортировку и размещение твердых коммунальных отходов будут искать другую организацию, которая предложит более низкий тариф, в том числе за пределами города.

Большинство опрошенных считают, что услугу по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов невозможно заменить другим видом работ и услуг.

79% опрошенных считают, что конкуренция на рынке оказания услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска развитая.

57% опрошенных считают, что конкуренция на рынке оказания услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска развитая.

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, пользовавшихся услугами по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Сарапула Удмуртским УФАС России установлено следующее.

40% опрошенных указали, что при повышении тарифа на транспортировку и размещение твердых коммунальных отходов будут искать другую организацию, которая предложит более низкий тариф, в том числе за пределами города, а другие 40% опрошенных будут продолжать пользоваться услугами прежней организации.

Большинство опрошенных считают, что услугу по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов невозможно заменить другим видом работ и услуг.

40% опрошенных считают, что на рынке оказания услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула нет возможности выбора организаций, занимающихся данными видами деятельности, а другие 40% опрошенных считают, что выбор существует.

60% опрошенных считают, что конкуренция на рынке оказания услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула не развита.

На основании опроса потребителей, Удмуртским УФАС России установлено, что услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов невозможно заменить на иные услуги, так считают большинство опрошенных в г. Ижевске и г. Сарапуле.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов.

III. Определение географических границ рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность места нахождения объекта размещения отходов.

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов является г. Ижевск и г. Сарапул Удмуртской Республики.

IV. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Продавцами на данном рынке являются хозяйствующие субъекты – предоставляющие услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на основании соответствующей лицензии, либо без нее, если это не противоречит закону.

Пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» установлено понятие хозяйствующего субъекта: хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно данным, представленным Минприроды УР, Удмуртстатом и Росприроднадзором УР информации у хозяйствующих субъектов и собственных исследований на территории г. Ижевска деятельность по транспортировке твердых коммунальных отходов в 2012 году оказывали 21 организация, по размещению и обезвреживанию – 6 организаций. На территории г. Сарапула деятельность по транспортировке твердых коммунальных отходов в 2012 году оказывали 3 организации, по размещению – 1 организация.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (в том числе отходы V класса опасности).

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, пользовавшихся услугами по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, опрошенные лица в г. Ижевске указали наиболее известные хозяйствующие субъекты: ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Центр управления имуществом», ООО «Системы Экологической Безопасности», ООО «Чистый город», ИП <…>, ООО «Стройснаб».

Среди известных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в г. Сарапуле опрошенные лица указали следующие хозяйствующие субъекты: МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги», ООО «Сарапул Дом-Сервис».

Таким образом, в ходе проведенных исследований Удмуртским УФАС России установлено, что несколько хозяйствующих субъектов на территории г. Ижевска и г. Сарапула оказывают услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов (Таблица №1, 2).

Таблица №1

Географические границы товарного рынка услуг по транспортировке твердых коммунальных (бытовых) отходов

№ п/п

Наименование муниципального образования, на территории которого осуществляется услуга

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего услугу

Юридический адрес

1

г. Ижевск

ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг"

426000, г. Ижевск, ул. М. Горького, 90

2

г. Ижевск

ООО "Центр Управления Имуществом"

426011, г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 19

3

г. Ижевск

ООО "ТБО-Сервис"

426006, г. Ижевск, ул. Клубная 68, корп. 4, оф.1а

4

г. Ижевск

ООО "СпДУ-РСУ"

426054, г. Ижевск, ул. Металлистов, 35

5

г. Ижевск

ООО "Удмуртская мусороперерабатывающая компания"

427000, Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Калинина, 29

6

г. Ижевск

ООО "Стройснаб"

426028, г. Ижевск, ул. Маяковского, 25

7

г. Ижевск

ИП <…>

<…>

8

г. Ижевск

ООО " Ремонтная жилищная компания"

426053, г. Ижевск, ул. Ворошилова, 79б

9

г. Ижевск

ИП <…>

<…>

10

г. Ижевск

МУП г. Ижевска "Ритуал"

426006, г. Ижевск, ул. О. Кошевого, 16

11

г. Ижевск

ООО "Управляющая компания "Централь"

г. Ижевск, ул. К. Маркса, 250

12

г. Ижевск

ООО "Чистый Двор Сервис+"

426039, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 7/4

13

г. Ижевск

ООО "Чистый Двор Сервис "

426039, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 7/4

14

г. Ижевск

ООО "Системы Экологической Безопасности"

426072, г. Ижевск, ул. Молодежная, 6

15

г. Ижевск

ООО "Мусоровозов"

426032, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 23

16

г. Ижевск

ИП <…>

<…>

17

г. Ижевск

ООО "Спецавтохозяйство"

426003, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 23

18

г. Ижевск

ИП <…>

<…>

19

г. Ижевск

ООО "Престиж"

426072, г. Ижевск, ул. Молодежная, 36

20

г. Ижевск

ООО «Рубикон»

426010, г. Ижевск, ул. Саранская, 1а

21

г. Ижевск

МУП г. Ижевска «Ижводоканал»

426039, г. Ижевск, Воткинское шоссе, 13км, 204

22

г. Ижевск

ООО «Удмуртвторресурс»

426003, г. Ижевск, ул. Карала Маркса, 130

23

г. Ижевск

ООО «Объединенная Автомобильная Группа»

426060, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 5

24

г. Ижевск

ООО «ЭкоЛайн»

426004, г. Ижевск, ул. Пастухова, 59

25

г. Ижевск

ООО «ЭКО-МЕД»

427018, Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, п. Мирный, 9

26

г. Ижевск

ООО «Экоальянс»

426077, г. Ижевск, ул. Красноармейская, 86

27

г. Ижевск

ООО «Контур»

426000, г. Ижевск, ул. Ключевой поселок, 23

28

г. Сарапул

МУП г. Сарапула "Ремонт и обслуживание - Центр"

427960, г. Сарапул, ул. Советская, 18

29

г. Сарапул

МУП г. Ижевска "Ритуал"

426006, г. Ижевск, ул. О. Кошевого, 16

30

г. Сарапул

ООО «ЭкоТранс»

427990, г. Сарапул, ул. Труда, 49

31

г. Сарапул

ООО «Сарапул Дом-Сервис»

427974, г. Сарапул, ул. Пролетарская, 31, к.2


Таблица №2

Географические границы товарного рынка услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов

№ п/п

Наименование муниципального образования, на территории которого осуществляется услуга

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего услугу

Юридический адрес

1

г. Ижевск

ООО "Удмуртская мусороперерабатывающая компания"

427000, Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Калинина, 29

2

г. Ижевск

ООО "ПОЛИГОН-18"

426032, г. Ижевск, ул. Зимняя, 2

3

г. Ижевск

ООО "Чистый город"

426032, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 23

4

г. Ижевск

МУП г. Ижевска "Ритуал"

426006, г. Ижевск, ул. О. Кошевого, 16

5

г. Ижевск

ООО «Северный»

427000, Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Калинина, 29

6

г. Ижевск

БУЗ УР "ИМЦ МЗ УР"

426039, г. Ижевск, ул. Дзержинского , 3

7

г. Сарапул

МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги»

427964, г. Сарапул, ул. Амурская, 17

8

г. Сарапул

ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод»

427961, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, 15



V. Объем товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по ранспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов (Vm) является общий объем по транспортированию и размещению отходов в натуральных показателях (тыс.куб.м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

При этом предполагается также определение объемов по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию отходов отдельно.

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении – исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема работ по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему работ по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию отходов (Di= Vi / Vm).

Таким образом, наибольшую долю на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска занимает ООО «Мусоровозов» ( >35%).

Наибольшую долю на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска занимают ООО «Чистый город» (57,29%) и ООО «Полигон-18» (>35%).

Наибольшую долю на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических граница г. Сарапула занимает ООО «Сарапул Дом-Сервис» (>50%).

МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги» занимают доминирующее положение на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула (>50%).

VI. Определение барьеров входа на рынок

На территории г. Ижевска и г. Сарапула услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов оказывают более 30 хозяйствующих субъектов. О барьерах входа на рынок услуг, которые затрудняют или ограничивают деятельность, были опрошены данные хозяйствующие субъекты. Большинство организаций считают, что основным барьером является недоразвитость рыночной инфраструктуры, а именно необходимость закупа специализированной техники, наем специализированного персонала, высокие конкурентные условия на данном рынке. По мнению большинства хозяйствующих субъектов их деятельность затрудняет также высокий износ специализированной техники, огромные затраты на ГСМ и техническое обслуживание техники.

Также затрудняют и ограничивают деятельность на рынке экономические факторы, такие как длительная окупаемость капитальных вложений и отсутствие эффективной поддержки малого предпринимательства, низкая норма прибыли, не своевременное погашение задолженности заказчиками.

Из административных барьеров хозяйствующие субъекты выделают – для осуществления деятельности по размещению и обезвреживанию твердых коммунальных отходов организациям необходимо получать лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности.

На территории г. Сарапула услуги по размещению твердых коммунальных отходов (медицинских отходов) оказывает лишь одна организация МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги», то о барьерах входа на данный рынок был опрошен лишь данный субъект. МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги» указало, что основным барьером является недостаток финансирования.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженном в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в г. Ижевске в 2012г. составляет:

CR3 – 61,44%;

HHI – 2 367,38;

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска относится к умеренноконцентрированному, и характеризует наличие на данном рынке небольшого числа доминирующих хозяйствующих субъектов.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в г. Ижевске в 2012г. составляет:

CR3 – 99,71%;

HHI – 4 621,13;

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в г. Сарапуле в 2012г. составляет:

CR3 – 100%;

HHI – 6 465,11;

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в г. Сарапуле в 2012г. составляет:

CR3 – 100%;

HHI – 10 000;

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком.

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула позволил определить рыночную структуру изучаемых товарных рынков и степень развитости конкуренции на этих рынках.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска относится к умеренноконцентрированному, и характеризуется высокой степенью монополизации.

Рынок услуг по обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком.

Рынок услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула также относится к высококонцентрированному, и характеризуется высокой степенью монополизации.

Единственной организацией, действующей на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула является МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги».

Наибольшую долю в географических границах г. Ижевска на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов занимает ООО «Мусоровозов», по размещению твердых коммунальных отходов – ООО «Чистый город» и ООО «Полигон-18».

Доминирующее положение в географических границах г. Сарапула на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов занимает ООО «Сарапул Дом-Сервис».

Мероприятия Удмуртского УФАС России:

1. Провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов:

- включить в Реестр ООО «Мусоровозов» (426032, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, 23, ИНН 1841013391) по оказанию услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска с долей более 35%;

- включить в Реестр ООО «Чистый город» (426032, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, 23, ИНН 1835070144) по оказанию услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска с долей более 35%;

- включить в Реестр ООО «Полигон-18» (426032, г. Ижевск, ул. Зимняя, 2, ИНН 1841017533) по оказанию услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска с долей более 35%;

- включить в Реестр ООО «Сарапул Дом-Сервис» (427974, г. Сарапул, ул. Пролетарская, 31, к.2, ИНН 1838007045) по оказанию услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула с долей более 50%;

- включить в Реестр МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги» (427964, г. Сарапул, ул. Амурская, 17, ИНН 1827020608) по оказанию услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Сарапула с долей более 50%;

2. Установить контроль за поведением хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула, с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблении доминирующим положением.

Подписи должностных лиц

Источник: Управление ФАС по УР, 17.07.2013 г.

+ 
Al-7, 01.08.2013, 4361
Метки: вывоз тбо, отходы, Сарапул, ФАС, утилизация ТБО, анализ рынка, Ижевск
Читайте также:
 
Комментариев пока нет. Ваш комментарий может быть первым.

Добавить комментарий:
Имя:
Email:

знаков осталось
  |  10 минут
Что на картинке? (введите ответ числом)*:
Подписка:
Регистрация ускорит выдачу комментария, включит подписку на уведомления о новых комментариях и BB-коды.
Внутренний поиск по сайту
Поиск по сайту от Яндекса

Новое на сайте
главное:
справочник организаций:
статьи:
нормативные акты:
полезные материалы:
вопросы-ответы: