Анализ состояния конкуренции на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах, проведен в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа). Настоящее исследование проведено в связи с рассмотрением Удмуртским УФАС России дела № ММ06-06/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов ТСЖ «Мой дом» при выполнении предприятием ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. Таким образом, целью проведения анализа рынка явилось установление наличия (отсутствия) доминирующего положения МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. Для оценки состояния конкурентной среды на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
- временного интервала;
- продуктовых границ товарного рынка;
- географических границ товарного рынка;
- состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
- объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
- уровня концентрации товарного рынка;
- определение барьеров входа на товарный рынок;
- состояния конкурентной среды на товарном рынке.
При исследовании данного рынка были использованы сведения, полученные от хозяйствующих субъектов – участников рынка, информация и опрос потребителей услуг, нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующую деятельность, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации. 1. Временной интервал исследования товарного рынка
Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Пунктом 2.2 порядка оценки конкурентной среды предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Анализ рынка ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах, проведен в связи с рассмотрением с рассмотрением Удмуртским УФАС России дела № ММ06-06/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов ТСЖ «Мой дом» при выполнении предприятием ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. При определении временного интервала учтено, что рынок ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети внутри МКД не подвержен сезонным колебаниям, сроки договора являются стабильными, цены на работы не подвержены изменениям в течение года. Также при определении временного интервала учитывалась достаточность и наличие информации на момент исследования рынка. Заявление ТСЖ «Мой дом» об ущемлении его интересов МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» при выполнении ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах поступило в Удмуртское УФАС России 29.02.2012 г. Таким образом, необходимо определить долю МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в 2010 и 2011 годах. На основании вышеизложенного, временной период исследования рынка был определен – 2010г., 2011г. 2. Определение продуктовых границ рынка
Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров. Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. При этом продуктовые границы определены на основе общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей, условий договоров. Данное исследование проведено в целях определения характеристик рынка ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основные понятия: товар – объект гражданского права (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях); товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. В соответствии с пунктом 3.4.1. Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, с целью круглосуточного (включая выходные и праздничные дни) и незамедлительного устранения аварий и неисправностей во внутридомовых и на наружных инженерных сетях, находящихся на балансе муниципального образования, восстановления их дальнейшего функционирования создается единая аварийно-ремонтная служба города, муниципального образования или аварийно-ремонтная служба организации, обслуживающей жилищный фонд. В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» аварийно-ремонтные службы создаются для оперативного устранения крупных повреждений, отказов, аварий конструкций и инженерного оборудования жилых зданий, сетей и объектов, обеспечения нормального функционирования и восстановления жилищного фонда. Объектами обслуживания аварийной службы являются жилые дома и общественные здания, расположенные на территории района, вне зависимости от форм собственности. Состав аварийной службы комплектуется исходя из объема и технического состояния обслуживаемого жилищного фонда (п. 2.7.7). Аварийная служба осуществляет: срочную ликвидацию засоров канализации и мусоропроводов внутри строений; устранение аварийных повреждений систем водопровода, отопления и канализации, находящихся в собственности или на обслуживании жилищных организаций, обслуживаемых аварийной службой; ликвидацию повреждений во внутренних сетях электроснабжения, находящихся в собственности жилищных организаций, обслуживаемых аварийной службой; в нерабочее время обеспечение безопасности граждан при обнаружении аварийного состояния строительных конструкций зданий путем ограждения опасных зон, обрушения нависающих конструкций, находящихся в аварийном состоянии, или же принятия мер через местные органы самоуправления по переселению граждан из помещений, угрожающих безопасности проживания; содержание закрепленной за аварийной службой техники в исправном состоянии и использования ее по назначению (п. 2.7.8). При поступлении сигналов об аварии или повреждении магистралей водопровода, канализации, теплоснабжения, телефонной сети, подземной электросиловой и сетевой сети, трансформаторных подстанций и вводных шкафов, газопроводов и газового оборудования аварийная служба обязана сообщить в соответствующие специализированные коммунальные предприятия, их аварийные службы и проследить за выполнением необходимых работ указанными службами до полной ликвидации аварий. Персонал аварийной службы и материальная часть должны постоянно находиться в полной готовности, обеспечивающей немедленный выезд бригад к месту аварий в любое время суток. В помещении аварийной службы должны быть: схема района, список и адреса организаций, журнал учета аварий, городские телефоны, домашние адреса руководителей хозяйств, их домашние и служебные телефоны. В нерабочее время и праздничные дни аварийно-ремонтная служба совместно с диспетчерскими службами организаций по обслуживанию жилищного фонда обеспечивает своевременную ликвидацию аварий инженерных систем в жилых домах и на обслуживаемых объектах, а также принимает организационно-технические решения при угрозе стихийных бедствий (ураганы, сильные снегопады, обледенение дорог, резкие понижения температур и др.) (п. 2.7.9). На основании вышеизложенного, в связи с тем, что предметом настоящего исследования являются работы, выполняемые аварийно-ремонтной службой, то продуктовые границы исследуемого рынка предварительно определены как ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах.
Определение продуктовых границ рынка на основе общероссийских классификаторов Согласно уведомлению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республики, выданного МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба», следует, что МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» при государственной регистрации присвоен код ОКВЭД – 70.32.1. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК034-2007) код 70.32.1 определен как управление эксплуатацией жилого фонда. Таким образом, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не предусматривает самостоятельный вид деятельности – ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. В соответствии с Приказом ФАС России от 26.03.2008 г. № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%» в сведениях о коде по группировкам общероссийских классификаторов (графа 6) в случае невозможности точной идентификации товара для целей статистического учета приводится код ОКВЭД, максимально близко соответствующий товарной позиции. ОКВЭД 70.32.1 является максимально приближенным кодом к товарному рынку: ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах.
Определение продуктовых границ на основании опроса потребителей Опрос потребителей услуг показал, что ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах невозможно заменить на иные услуги, так считают 93,75% опрошенных. При этом 6,25% опрошенных указали, что ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах возможно заменить планово-предупредительным ремонтом, если дом новый. Таким образом, большинство опрошенных указали на отсутствие возможности заменить данную услугу на иную. Вышеперечисленные факторы подтверждают, что ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах являются самостоятельным видом деятельности и не имеют заменителей. Определение продуктовых границ исходя из условий договора
Согласно договору МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» (далее – Исполнитель) и МАУ «ГЖУ –Управляющая компания» в ЖКХ г. Ижевска» (далее – Заказчик) № 146/2.1.151 от 30.03.2012 г., Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по своевременному устранению неисправностей, локализации аварий на внутридомовых сетях систем ресурсоснабжения и энергообеспечения, а также установленных на них санитарно-технических приборах и инженерном оборудовании в отношении многоквартирных домов. Согласно договору ООО «Ремонтно-аварийная служба» (далее – Исполнитель) и ТСЖ «Рассвет» № 82 от 13.12.2010 г., Исполнитель обязуется производить необходимые ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в МКД (внутри помещения). Исходя из условий договора, продуктовые границы определены как ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. 3. Определение географических границ товарного рынка
Процедура определения географических границ рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: - предварительное определение границ; - выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем; - определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка. Предварительно географические границы рынка определены как географические границы г. Ижевска. При предварительном определении географических границ товарного рынка учитывается следующее: информация о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; информация о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; информация о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы). Географические границы определены исходя из существа заявления ТСЖ «Мой дом» об ущемлении интересов товарищества МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» при оказании услуг по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах, расположенного на территории г. Ижевска Удмуртской республики. В соответствии с п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами: - методом «тест гипотетического монополиста», который проводится в соответствии с пунктом 4.6 настоящего Порядка; - методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); - сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям. В результате проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения географических границ товарного рынка) выясняется мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечают на вопрос: «У каких продавцов (расположенных за пределами предварительно определенных географических границ товарного рынка) и в каком количестве приобретатели предпочтут покупать товар, если цена на товар (в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка) долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 – 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?». При исследовании данного рынка для определения географических границ рынка использовались методы: - установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) - метод опроса покупателей с определением их возможности приобретать товар на определенной территории. Тест гипотетического монополиста при определении географических границ рынка не использовался, поскольку проводился ретроспективный анализ рынка, т.е. определялись показатели рынка в прошедший период времени. А тест гипотетического монополиста направлен на определение предпочтений потребителей, где они предпочтут приобретать товар, если произойдет изменение цены, т.е. тест направлен на определение предпочтений покупателей в будущем. Тест не определяет предпочтения и фактические возможности покупателей в прошлых периодах. При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются в т.ч.: - требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара); - возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; - наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара); - особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка; - региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения). В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» аварийно-ремонтные службы создаются для оперативного устранения крупных повреждений, отказов, аварий конструкций и инженерного оборудования жилых зданий, сетей и объектов, обеспечения нормального функционирования и восстановления жилищного фонда. Спрос на ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются по месту нахождения многоквартирного дома. Учитывая, что ремонтно-аварийная служба при поступлении заявки от заказчика должна прибыть на место в короткий срок со времени получения заявки (в течение часа согласно договору МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» (далее – Исполнитель) и МАУ «ГЖУ – Управляющая компания» в ЖКХ г. Ижевска» (далее – Заказчик) № 146/2.1.151 от 30.03.2012 г.), своевременное исполнение своих обязанностей могут обеспечить только те службы, которые осуществляют деятельность в конкретном населенном пункте, выбор заказчика работ огранивается в указанных географических границах. В целях определения географических границ исследуемого рынка был проведен опрос потребителей ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. Опрос потребителей показал, что 94,7% опрошенным хозяйствующим субъектам оказывались ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах. 84,2% опрошенных указали на отсутствие экономической, технической и иной возможности, учитывая цену, транспортные расходы и иные параметры, воспользоваться работами (услугами) по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах за пределами г. Ижевска. 15,8% опрошенных хозяйствующих субъектов указали на наличие такой возможности, при этом указанные хозяйствующие субъекты не указали, услугами каких аварийно-ремонтных служб они будут пользоваться в случае повышения цены на указанные работы в пределах г.Ижевска на 5-10 процентов, а цена за пределами города останется прежней (один хозяйствующий субъект указал, что будет устранять неисправности своими силами). Таким образом, все респонденты связывают выбор организации, выполняющей ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах, с месторасположением самого респондента. Таким образом, опрос потребителей показывает на отсутствие экономической, технической и иной возможности пользоваться услугами хозяйствующих субъектов, выполняющих ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах за пределами г. Ижевска Удмуртской Республики. На основании вышеизложенного географические границы настоящего анализа определены как: г. Ижевск Удмуртской Республики.
4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке Потребителями ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах являются организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. На основании сведений, полученных от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, Удмуртским УФАС России установлено следующее. На территории г.Ижевска ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в 2010, 2011 годах осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: 1. МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» (426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 152-Б, ИНН 1826000969); 2. ООО «Ремонтно-аварийная служба» (426063, г. Ижевск, ул. Ключевой поселок, 37, ИНН 1833026630); 3. ООО Управляющая компания «ЖРП№8» (426060, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 38, ИНН 1840003344); 4. ООО «Ижавтопласт-строй» (426072, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 15, ИНН 1834031128). МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» в письменных пояснениях № 171 от 08.08.2012 г. указало, что в группу лиц с МУП г.Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» в 2010 и 2011 годах входило ООО «Ремонтно-аварийная служба» по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции». Таким образом, в исследуемый период времени МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ООО «Ремонтно-аварийная служба» составляют одну группу лиц. В соответствии с п. 5.2 Порядка проведения анализа количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий: - выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции; - количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке. Учитывая, что Удмуртстатом по запросу антимонопольного органа представлены сведения об объеме товарного рынка, выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и его группы лиц на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска в 2010, 2011 годах.
5. Объем рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке Количественной характеристикой объема рынка ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах (Vm) является общая площадь многоквартирных жилых домов, которых оказываются данные работы в натуральных показателях (кв. метры), поскольку размер абонентской платы за данные работы устанавливается на 1 кв. метр. Доля хозяйствующего субъекта – исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение площади многоквартирных домов, в отношении которых хозяйствующий субъект выполняет указанные работы в соответствии с заключенными им договорами, к общей площади многоквартирных жилых домов, расположенных в исследуемых географических границах (Di= Vi / Vm). Согласно сведениям, представленным Удмуртстатом письмом № 05-76/211 от 12.12.2012 г., общая площадь многоквартирных жилых домов в г. Ижевске в 2010 году составляла 12453,4 тыс. кв. метров, в 2011 году – 12399,1 тыс. кв. метров. Таким образом, Удмуртским УФАС России установлен общий объем товарного рынка. Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска в 2010, 2011 годах, представлен в таблице №1. Таблица №1 № | Наименование организации | 2010 г. | 2011 г.
| Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) | Доля, % | Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) | Доля, %
| 1 | Группа лиц: МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» | | 29,5
| | 29,8 | | ООО «Ремонтно-аварийная служба» | | 15,2
| | 13,6 | | Итого по группе лиц: | | 44,7 | | 43,4 | 2 | ООО Управляющая компания «ЖРП №8» | | 6,4
| | 7,4 | 3 | ООО «Ижавтопласт-строй» | | 2,7
| | 6,1 | | … | | … | | … | | ИТОГО | | 100
| | 100
|
На основании проведенного анализа Удмуртским УФАС России не установлено хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска в 2010, 2011 годах. Наибольшую долю на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г.Ижевска занимает группа лиц МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ООО «Ремонтно-аварийная служба», доля группы лиц составляет 43,4% и является стабильной. 6. Определение уровня концентрации товарного рынка
Для определения уровня концентрации используются следующие показатели: а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3. б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженном в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке выполнения ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска в 2010г., 2011г. составили: CR3 (2010г.) – 53,8% HHI (2010г.) – 2046,34 CR3 (2011г.) – 56,9% HHI (2011г.) – 1975,53 В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка: - высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000; - умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000; - низкий – при CR3 < 45% или HHI < 1000. Полученные показатели свидетельствуют о том, что уровень концентрации исследуемого рынка является умеренным, а конкуренция на нем – умеренно развитой. Согласно результатам опроса потребителей ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска, конкуренция на исследуемом рынке слабо развита (так ответили 57,3% опрошенных), 31,6% опрошенных ответили, что конкуренция на рынке развита, 11,1 % ответили, что конкуренция отсутствует. При этом, 52,6% опрошенных указали, что ремонтно-восстановительные работы по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска выполняет достаточное количество лиц.
7. Определение барьеров входа на рынок Осуществление ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах не является лицензируемым видом деятельности и не требует каких-либо разрешений. Одним из барьеров входа на рынок является экономический, который выражается в необходимости приобретения транспорта, техники и инструментов, необходимых для осуществления указанных работ. Осуществление ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах также требует наличия квалифицированного персонала.
8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска, позволили определить рыночную структуру изучаемого товарного рынка и степень развитости конкуренции на данном товарном рынке. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что конкуренция на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска является умеренно развитой. Наибольшую долю на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г.Ижевска в исследуемый период времени занимает группа лиц МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ООО «Ремонтно-аварийная служба», доля группы лиц составляет 43,4% и является стабильной. Вместе с тем, по состоянию на дату составления настоящего аналитического отчета МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ООО «Ремонтно-аварийная служба» не составляют одну группу лиц, в связи с чем отсутствуют основания для включения указанных лиц в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Подпись должностного лица Источник: Управление ФАС по УР, 15.12.2012 г.
|