Как формируются цены, тарифы, размеры платы за жилищно-коммунальные услуги
Формирование тарифа включает его расчет, согласование и утверждение.
Экономически обоснованный расчет является основой для последующего утверждения тарифа регулирующим органом: — для тарифов на коммунальные услуги это уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления; — для платы за содержание и ремонт жилого помещения — это общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (МКД), органы управления ТСЖ (ЖСК), уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления.
Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения осуществляется также при организации /для участия в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления МКД.
Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (далее — тариф)
Методические рекомендации по определению и учету расходов и доходов на содержание многоквартирного дома, 2006 г.;
Нормативы трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов: часть 1 — обязательные работы, 2006 г., часть 2 — дополнительные работы, 2007 г.
Данные для расчета тарифа:
Перечень и периодичность работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (приложение к договору управления МКД), либо Перечень обязательных и дополнительных работ и услуг (при проведении ОМСУ открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75);
Технико-экономические сведения о МКД (площадь, количество квартир, количество проживающих, характеристики оборудования и т.д.);
Ставка оплаты труда рабочего 1 разряда;
Тарифная сетка оплаты труда (разрядные коэффициенты);
Цены на материалы, топливо, коммунальные ресурсы;
Ставки налогов и сборов, нормы накладных расходов и т.д.;
Прогноз показателей инфляции Минрегионразвития РФ для индексации плановых затрат (прогноз на 1-3 года можно найти здесь).
Этапы и порядок формирования тарифа:
1. Целеполагание и определение требуемого уровня детализации итогового тарифа
Отправной точкой для расчета является Перечень и периодичность работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД (10). Стоимость именно этих, и только этих, работ будет формировать тариф.
Ключевыми данными для расчета являются Технико-экономические сведения о многоквартирном доме (11). Чем более подробными они будут, тем более детальный расчет удастся получить. А более детальный расчет — это большая свобода действий при последующей процедуре согласования тарифа, так как в таком случае при необходимости можно будет легко исключить какие-либо его составляющие или добавить новые.
С другой стороны, если перечень и периодичность работ определены лишь в общих чертах, и к тому же отсутствуют подробные сведения о МКД (а для расчета могут быть применяться и такие сведения, как протяженность трубопроводов, количество секций радиаторов, площадь стен и окон в местах общего пользования и т.д.), можно ограничиться расчетом по укрупненным показателям.
Оба эти варианта допускаются Рекомендациями (4), в которых по этому поводу сказано так (п. 1.2.18.): «Применение укрупненных норм труда возможно в том случае, когда состав и периодичность выполняемых работ совпадает с установленными в сборнике. Если установлена другая периодичность, то укрупненные нормы обслуживания необходимо корректировать с учетом местных особенностей».
Пример составляющей итогового тарифа при расчете по укрупненным показателям: «уборка территории домовладения»; пример составляющей итогового тарифа при расчете по элементным показателям: «подметание свежевыпавшего снега», «подметание территории», «поливка газонов» и т.д.
2. Сбор и обработка технико-экономических сведений о МКД
На этом этапе должна быть получена максимально полная и точная информация о многоквартирном доме. Конечно, не вся возможная информация, а только та, что требуется для расчета в соответствии с выбранным уровнем детализации. Для этого составляются формы технического учета, в которые затем вносятся данные.
Состав требуемых сведений о МКД определяется исходя из нормативов трудовых и материальных ресурсов, которые решено применять для расчета.
Пример сведений о МКД при расчете по укрупненным показателям: «площадь кровли», «материал кровли»; пример сведений о МКД при расчете по элементным показателям: «площадь кровли», «материал кровли», «протяженность карнизных свесов», «протяженность желобов», «диаметр и протяженность водосточных труб».
3. Сбор прочих данных для расчета тарифа
Ставка оплаты труда рабочего 1 разряда — принимается в соответствии с отраслевым (региональным) тарифным соглашением или коллективным договором (локальным нормативным актом).
Тарифная сетка оплаты труда (разрядные коэффициенты) — опять-таки, она может быть либо отраслевой, либо локальной (принятой в организации).
Цены на материалы, топливо, коммунальные ресурсы — принимаются в соответствии с прайс-листами поставщиков, региональными сборниками цен.
Ставки налогов и сборов — принимаются в соответствии с действующим законодательством, нормы накладных расходов — по расчету организации.
4. Расчет тарифа
Расчет тарифа осуществляется по статьям затрат, на основании нормативов трудовых и материальных затрат, технико-экономических сведений о МКД и прочих данных, в соответствии с принятой методикой.
Форма для расчета тарифа по экономическим статьям затрат (3): Полная себестоимость содержания и ремонта жилищного фонда
N п/п
Показатели
Отчетный период
Регулируемый период
Примечания
план
факт
1.
Ремонт конструктивных элементов жилых зданий
Заработная плата рабочих, выполняющих ремонт конструктивных элементов жилых зданий
Отчисления на социальные нужды
Материалы
Прочие расходы
2.
Ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования
Заработная плата рабочих, выполняющих ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования
Отчисления на социальные нужды
Материалы
Прочие расходы
3.
Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории
Заработная плата рабочих, занятых благоустройством и обеспечением санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории
Отчисления на социальные нужды
Материалы
Электроэнергия
Услуги сторонних организаций
Прочие расходы
4.
Ремонтный фонд (капитальный ремонт жилищного фонда)
Итоговая плата за ремонт жилого помещения с затратами на услуги по управлению МКД
15.
Итоговая плата за содержание и ремонт жилого помещения
5. Согласование и утверждение тарифа
На этом этапе расчет тарифа доводится до регулирующего органа. При наличии замечаний и предложений к расчету по договоренности сторон производится его корректировка.
Согласованный тариф утверждается в установленном порядке решением общего собрания собственников, органов управления ТСЖ (ЖСК), либо нормативным актом уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, существуют ли определенные тарифы на обслуживание венканалов и дымоходов?
Ответ: Здравствуйте! Затраты на обслуживание венканалов и дымоходов входят в тариф на содержание и ремонт жилья. Рассчитываются по вышеуказанным нормативным актам.
И еще подскажите пожалуйста существуют ли какие-либо нормы времени и нормы расхода материальных ресурсов на работы по обслуживанию домофонного оборудования и обслуживанию приборов учета?
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста правильно ли составлена смета.Наша УК при запросе правления ТСЖ расшифровки по статья фактических затрат на уборку подъездов нашего дома за прошлый 2011 год указала, что, расходы состоят из зарплаты уборщицы с учетом ЕСН и НДФЛ - 86тыс 35%., материалы - 10тыс. 4%, накладные расходы- 56тыс 23%., прочие прямые расходы (вознаграждение за начисление и сбор платежей, содержание городской диспетчерской службы, обязательное страхование, аудит)- 17тыс 7%., налоги- 44тыс 18%, расходы на ОТ и ТБ- 5тыс 2%, управление МКД- 26тыс. 11%.
Здравствуйте! В сфере ЖКХ начала работать недавно. В поисках информации наткнулась на Вашу страничку - очень много ползного и интересного нашла! Спасибо! Можно ли получить информацию по вопросу №6, заданному Наташей? Заранее благодарна!
Согласно п. 3 ст. 156 ЖК "Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации)". Подскажите, пожалуйста, обязательно ли в этом случае органам местного самоуправления проводить конкурс или размер платы может быть проиндексирован и оформлен Постановлением. Может есть какие-нибудь разъяснения Минэкономразвития!? Спасибо!
Здравствуйте! Подскажите, если вас не затруднит: 1) Нужно ли при расчете тарифа включать в перечень обязательных работ и услуг иные чем: санитарная обработка подъездов, уборка земельного участка, подготовка к сезонной эксплуатации, проведение тех. осмотров и мелкий ремонт, аварийное обслуживание. 2) Как рассчитать стоимость услуг управления 3) Необходимо ли какое-либо документальное оформление рассчитанного тарифа скажем доп. соглашением к договору управления, при условии что в договоре управления вообще отсутствует перечень работ, их периодичность и качество оценки, а в наличии лишь ссылка на соот-ие Постановления 4) Допустим ли ежегодный пересмотр тарифа по мере улучшения технического состояния имущества МКД? 5) МДК 2-04-2004 содержит более чем подробный перечень работ/услуг и по содержанию, и по текущему ремонту имущества МКД, как полагаете, имеет ли смысл рассчитывать настолько подробно или можно усреднить?
Если вас не затруднит, вышлите и мне информацию, отправленную Наташе пост №6 от 19.06.2009 Заранее благодарна
Ответ: Здравствуйте! Материал выслан. 1. При расчёте по постановлению №75 — перечень должен соответствовать указанному в постановлении. При иных расчётах — перечень определяется целями (п. 1 выше). 2. Утверждённая общеобязательная методика расчёта данных затрат отсутствует. Можно либо рассчитать по фактическим затратам, либо поискать рекомендации по расчёту (платные). См. также: «Сколько должны стоить услуги по управлению многоквартирным домом (МКД)?» 3. Это всё должно делаться в порядке, установленном ЖК РФ, чтобы размер платы был обоснованным не только экономически. 4. Да. 5. Дома разные, обстоятельства разные, поэтому степень детализации должна определяться индивидуально, с учётом целей.
Наталья пишет: Если собственники МКД утвердили перечень работ и услуг по содержанию на индивидуальный тариф, который не соответствуют постановлению администрации для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, что в этом случае делать. По какому тарифу начислять нанимателям?
Отвечаю: По тарифу для нанимателей, но не больше, чем тариф для собственников МКД по решению их общего собрания. См. разъяснение Минрегиона РФ.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как правильно расчитать стоимость выполненой работы дворника в летний и зимний периоды на один дом. Заранее огромное спасибо.
Организация пользуется услугами Расчетно-кассового центра (РКЦ). Организация является ресурсоснабжающей по тепловой энергии и занимается содержанием и текущим ремонтом МКД (тех МКД, в которые поставляется данная услуга). На какую статью затрат относятся затраты по РКЦ? Данные затраты входят в состав затрат по содержанию или распределяются пропорцианально по услугам: тепловой энергии и содержанию? Вправе ли мы включить все затраты по РКЦ в статью содержание?
Здравствуйте! Случайно наткнулась на ваш форум и почерпнула много информации.Работаю в Водоканале и сейчас наш директор хочет взять на обслуживание МКД. Не представляю с чего начать расчет тарифа, т.к. в жилищной отрасли я пока не спец.Можете подсказать с чего начинать? По моему это примерно то,что в вопросе №6...Заранее спасибо!
Добрый день! Огромное спасибо за то что Вы делаете, очень много полезного!!!! Не могли бы Вы выслать мне информацию по вопросам № 6 от 19.06.09, №13 от 20.10.09 и №16 от 26.02.10 г. Наша УК находится на стадии становления, хотелось бы разобраться как рассчитывается плата за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества и управлению многоквартирным домом (по статьям). Рекомендации по нормированию труда работников МДК 2-02.01 уже изучила и применила, что же делать дальше? (Если можно пример расчета) Заранее благодарю, начинающий экономист в сфере ЖКХ!
Ответ: Добрый день! Файл выслан. Замечу, что в высылаемом файле приводится только завершающая часть расчётов со сведением данных в итоговые таблицы. Это то, что поможет сориентироваться при расчёте стоимости обязательных и дополнительных работ. Таких форм, куда бы Вы могли подставить данные и получить расчёт «с нуля», я не высылаю (это не моя компетенция в данное время). Вся методика приведена выше, при необходимости можно разобраться. Благодарю за интерес!
Здравствуйте, очень полезная страничка, готовлю документы к открытому конкурсу поэтому прошу подскажите пожалуйста как посчитать стоимость обязательных и дополнительных работ по 75 постановлению и если можно пример расчета.
Здравствуйте! Вышлите пожалуйста информацию по вопросу № 6: пример расчета тарифа на содержание по дому; расходы на управление МКД и общеэксплуатационные расходы. Спасибо!
Совет МКД принял плановый перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту МКД на год, по факту за год были отклонения от планового перечня и выполнены работы вне плана. Вправе ли Управляющая компания зачесть затраты на работы вне плана по данному дому и включить эти затраты при составлении планового перечня на следующий год?
Добрый день. Очень полезная информация. Огромное спасибо. Буду признательна, если Вы вышлете на мой электронный адрес информацию по вопросам № 6 от 19.06.09. Заранее спасибо.
В восторге от материала! Но есть замечание. Существенное. Общее собрание не вправе принимать решение об утверждении ТАРИФА. Это за пределами полномочий собрания. ТАРИФ - продукт решения властных органов. ТАРИФ констатируется в виде, пригодном для употребления к различным домам (не к одному дому) Собрание вправе принять РАЗМЕР платы - терминология в точном соответствии с законом
Спасибо вам за вашу работу. Давно использую в своей работе информацию с вашего сайта. У меня вопрос- можно и мне получить ответ на вопрос Элины из поста №30 от 13.11.2010. Расходы на управление МКД - это общеэксплуатационные расходы или все же нет?
Ответ: Добрый день! Файл выслан. Расходы на управление МКД — сейчас это НЕ общеэксплуатационные расходы, а именно расходы на управление (в рамках принятых формулировок).
Добрый день.В первую очередь хочу вас поблагодарить за ваш нелёгкий труд Al-7,к сожалению не знаю как вас зовут.К вам попал случайно на сайт но отмечу один из лучших даже самый лучший по данным тематикам.Очень грамотные ответы.
Вопрос у меня в следующем,Региональная служба по тарифам Ростовской области,В соответствии с п.30 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 сформировала Прогнозную цену на мощность на 2013 год
1-е полугодие Стоимость электроэнергии – 53,03 коп./кВт.ч
2-е полугодие Стоимость электроэнергии – 65,73 коп./кВт.ч.
Как же так может быть что мы как потребители получали платёжки ещё в декабре 2012 года на следующие суммы
Стоимость покупки эл. эн. – 1,17 (это за дек 2012г,то есть в этом году платежка прийдет ещё выше? значит в 2012 энергия не 53 копейки стоила а ещё ниже)
Услуги по передаче – 1,59(выше чем услуги по добыче,,,нелогично...)
Иные услуги – 0,11(интересно какие такие иные?)
Перекрестное субсидирование – 0,36( а это ещё за что ??хм)
Всего – 3 рубля 23 коп.!!!!!!
Практически 700% накрутка цены.И за что?неясно...кому то в карман?
как это возможно?Разве это не нарушение?
Спасибо
Ответ: Добрый день! Благодарю за интерес к сайту. Не считаю себя специалистом по тарифам на электроэнергию, но какую-то информацию сейчас могу дать: 1. «Прогнозная цена на мощность» и «тариф на электроэнергию» (например, для населения) — это разные вещи. «За мощность» — это только часть итогового тарифа (при двухставочной схеме начислений). 2. Методики формирования тарифов для населения и для других потребителей сейчас различаются. Тарифы НЕ для населения в последние гоы активно делают «рыночными». 3. «Перекрестное субсидирование» — означает, что тариф для одной группы потребителей выше или ниже, чем для другой группы потребителей. Так бывает, и раньше было более выражено, чем сейчас. Можно попробовать поискать законодательные ограничения на этот счёт, но, считаю, это не существенно. 4. Что более важно, это то, что Вы, как потребитель, вправе написать запрос в свой регулирующий орган (Региональная служба по тарифам), и, сославшись на принцип открытости информации (прописан везде в законодательстве о тарифах), получить эту самую информацию о том, как устанавливался интересующий Вас тариф, и что туда вошло, и на каком основании. А потом можете проверить полученную информацию дальше.