В Управлении Роспотребнадзора по УР прошло совещание по проблеме обманутых дольщиков
Izhcommunal.ru, 13.11.2011
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
ПРОТОКОЛ № 4 совещания у заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Шекуновой Светланы Геннадьевны «О соблюдении законодательства о защиты прав потребителей при заключении договоров долевого строительства жилья»
г. Ижевск, ул. Ленина, 106, 27.10.2011
Председательствовал: Шекунова С.Г. – заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Секретарь – Дрожжина Н.С. - главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике
Присутствовали: •сотрудники Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Рачкевич Л.В. – начальник отдела защиты прав потребителей; Игнаш Ж.Р. - начальник юридического отдела. •сотрудники территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике: Бабинцев С.А. – главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Глазове; Артемов А.Н. - главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Глазове; Пономарева Г.М. – ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле; Халлиулина К.Н. - главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге; Булдакова О.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске; Черепанова Ю.А. - ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске; Лекомцева Н.А. - главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора по УР в п. Игра.
Приглашенные: Артемьев М.А. – старший прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Удмуртской Республики; Лучинкина Л.Ф. – старший помощник ГФИ; Кловзник А.В. – заместитель министра Минстроя Удмуртской Республики; Сажинина М.В. – начальник сектора по контролю и надзору за долевым участием в строительстве Инспекции Госстройнадзора по Удмуртской Республике; Варачев Д.Г. – начальник Управления строительства при Администрации г. Ижевска; Южанин Г.А. – юрисконсульт отдела по защите прав потребителей Автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Представители 11 организаций-застройщиков (список прилагается).
Повестка совещания: 1.Вступительное слово. Шекунова С.Г. - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 2.Доклад «Информация о деятельности Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в сфере долевого строительства жилья» Жуланова О.А. – заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 3.«Текущая ситуация по решению проблем обманутых дольщиков» Кловзник А.В. – заместитель министра Минстроя Удмуртской Республики 4. «Обзорная информация в сфере долевого строительства жилья» Варачев Д.Г. – начальник Управления строительства Администрации г. Ижевска 5.«Основные нарушения в области долевого строительства» Сажина Марина Владимировна – начальник сектора по контролю и надзору за долевым участием в строительстве Инспекции Госстройнадзора по Удмуртской Республике 6. «Судебная защита прав дольщиков» Южанин Г.А. – юрисконсульт отдела по защите прав потребителей Автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» 7. «Осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав граждан-участников долевого строительства жилья» Артемьев М.А. – старший прокурор управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Удмуртской Республики 8.Заключительное слово Шекунова С.Г. - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике
Слушали:
1.Во вступительном слове Шекуновой Светланой Геннадьевной – заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике было отмечено, что тема настоящего совещания выбрана не случайно. Нарушение законодательства о защите прав потребителей происходит еще на стадии оформления и заключения договоров с гражданами. Тем не менее, доля проверок организаций-застройщиков Управлением в общем объеме проверок составляет 0,4%. Цель совещания – консолидация действий всех заинтересованных сторон по устранению проблем в сфере долевого строительства жилья.
2.По второму вопросу выступила Жуланова Ольга Алексеевна – заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике с докладом на тему: «Информация о деятельности Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в сфере долевого строительства жилья» (текст доклада прилагается).
3.По третьему вопросу слушали Кловзника Анатолия Васильевича – заместителя министра Минстроя Удмуртской Республики. Краткий текст выступления.
Отметил, что в Удмуртской Республике, также как и в ряде регионов Российской Федерации, существует проблема неисполнения некоторыми застройщиками обязательств перед гражданами, вложившими денежные средства в строительство жилья. Всего в республике в 2009 году насчитывалось 16 объектов, строительство которых или было остановлено или не начиналось. Пострадавшими считали себя 1343 человека. Создана рабочая группа под председательством Председателя Правительства УР. В результате принятых мер Зв 2010-2012 годы будет введено в эксплуатацию 10 жилых домов, жилье получат 939 семей.
В ряде случае застройщики привлекали средства граждан, не имея разрешений на строительство, под несуществующие объекты. По некоторым таким фактам возбуждены уголовные дела. Создавшееся положение свидетельствует о несовершенстве законодательства.
Нами получен проект плана мероприятий по решению проблем граждан, участвующих в долевом строительстве жилья, обязательства перед которыми не исполнено застройщиками, утвержденный Распоряжением Правительства РФ. В нем поставлено 8 вопросов, решение которых позволит в 2013 году решить проблему «обманутых дольщиков».
4.По четвертому вопросу слушали Варачева Дмитрия Геннадьевича – начальника Управления строительства Администрации г. Ижевска. Краткий текст выступления.
Отметил, что по проблеме «обманутых дольщиков» взаимодействуют с Минстроем. В 2011 году введены «проблемные дома» на ул. К. Либкнехта (ООО СК Столица), ул. Л. Толстого (ЗАО «Экспресс»). Планируется завершение строительства еще 3-х подобных домов. В сентябре т.г. прошло совещание рабочей группы, расписали алгоритм действия по каждому дому.
5.По пятому вопросу слушали Сажину Марину Владимировну – начальника сектора по контролю и надзору за долевым участием в строительстве Инспекции Госстройнадзора по Удмуртской Республике. Краткий текст выступления.
Отметила, что на Инспекцию Госстройнадзора возложены функции контроля и надзора за объектами долевого строительства в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ. Инспекция вправе осуществлять контроль за целевым использованием денежных средств застройщиков, для чего ежеквартально запрашивается бухгалтерская отчетность (5 форм); застройщики обязаны предоставлять проектную декларацию на согласование. Инспекция осуществляет проверки как в плановом порядке, так и внеплановые по обращениям граждан. При проведении проверок Инспекция анализирует договоры, их регистрацию, устанавливает законность привлечения денежных средств застройщиками. Очень много жалоб поступает от граждан на перенос сроков строительства, на отказ в подписании застройщиками актов приема-передачи. За привлечение денежных средств без разрешения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ. В случае нецелевого использованием денежных средств Инспекция выдает предписания застройщикам, а в случае его невыполнения предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
6. По шестому вопросу слушали Южанина Григория Александровича – юрисконсульта отдела по защите прав потребителей Автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Краткий текст выступления.
Отметил, что Многофункциональный центр создан в целях консультирования физических лиц по вопросам законодательства о защите прав потребителей, оформления претензий и исков, представительства в судебных органах. Взаимоотношения потребителей с застройщиками подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей. В 2011 году в МФЦ поступило 124 жалобы от граждан на действия застройщиков. Поступает много претензий граждан в отношении подписания актов приема-передачи.
7. По седьмому вопросу слушали Артемьева Максима Александровича – старшего прокурора управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Удмуртской Республики. Краткий текст выступления.
Отметил, что Прокуратура УР, начиная с 2005 года, вплотную занимается обозначенной проблемой «обманутых дольщиков». Основные нарушения в сфере долевого строительства жилья – нарушение сроков строительства, привлечение денежных средств граждан без разрешительных документов, без регистрации договоров, неудовлетворительное качество строительства. Имеются претензии к Инспекции, поскольку они выявляют нарушения требований проектной документации застройщиками, но протоколы об административном правонарушении по ст. 9.4 КоАП РФ не составляют, а лишь выдают предписания. Наша задача – провести проверки всех застройщиков, привлекающих денежные средства граждан, проверить финансовое положение каждой организации. Следует привлечь к проверкам Росреестр, так как сталкиваемся с проблемой незаконного захвата земельных участков.
Прокуратура готова оказать помощь и застройщикам в решении их проблем по подключению к коммунальным объектам.
Предлагаю проект решения изложить в следующей редакции «обеспечить тотальный контроль за деятельностью застройщиков».
8. С заключительным словом выступила Шекунова Светлана Геннадьевна - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике. Отметила, что задача контролирующих органов заключается не только в пресечении, но и профилактике нарушений законодательства о защите прав потребителей. Предложение Прокуратуры будут рассмотрены. Проект Решения будет вывешен на сайт Управления. До 01.11.2011 Управление принимает предложения от заинтересованных организаций по внесению изменений и предложений в указанный проект.
Решение (прилагается).
Председатель собрания С.Г. Шекунова
Секретарь Н.С. Дрожжина
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Совещание у заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по УР Шекуновой Светланы Геннадьевны
Решение совещания от 27 октября 2011 года г. Ижевск протокол № 5
«Информация о деятельности Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в сфере долевого строительства жилья»
Заслушав и обсудив доклады заместителя начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее - Управление) Жулановой О.А., заместителя министра Минстроя Удмуртской Республики Кловзника А. В., выступления приглашенных совещание отмечает, что необходимость контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации организациями-застройщиками, осуществляющими строительство жилых домов с привлечением средств граждан, остается актуальной.
В Удмуртской Республике, также как и в ряде регионов Российской Федерации, существует проблема неисполнения некоторыми застройщиками обязательств перед гражданами, вложившими денежные средства в строительство жилья. Всего в республике в 2009 году насчитывалось 16 объектов, строительство которых или было остановлено или не начиналось. Пострадавшими считали себя 1343 человека. Создана рабочая группа под председательством Председателя Правительства УР. В результате принятых мер в 2010-2012 годы будет введено в эксплуатацию 10 жилых домов, жилье получат 939 семей.
В ряде случае застройщики привлекали средства граждан, не имея разрешений на строительство, под несуществующие объекты. По некоторым таким фактам возбуждены уголовные дела.
В 2010-2011 годах Управлением проведено 7 плановых проверок в отношении: • ООО «Кантек» • ООО «Талан» • ООО «ЭГЗ-Домстрой» (г. Сарапул). • ООО «Титан-Инвестстрой» • ООО «Инвест-проект» • ООО «Строительная компания «ДОМ» • ООО «КБ-строймонтаж» (г. Сарапул).
Выявленные нарушения при проведении плановых проверок: • предусмотрен 60-ти, а не 10-дневный срок передачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости в орган для государственной регистрации прав собственности (п.3 ст.16 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» - далее Закона № 214-ФЗ); • нарушен срок уведомления дольщика о готовности объекта долевого строительства к передаче (п.4 ст.8 Закона № 214-ФЗ); • ограничено право выбора дольщика на сроки и способы устранения обнаруженных в период гарантийного срока недостатков (п.6 ст.7 Закона № 214-ФЗ); • предусмотрено обязательство участника оплатить расходы по государственной регистрации договора не позднее 60 дней с даты сдачи жилого дома в эксплуатацию. Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не установлен срок регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны; • предусмотрена обязанность участника при несоблюдении требования о государственной регистрации договора в течение 60 дней со дня ввода в эксплуатацию жилого дома уплатить застройщику неустойку в размере 0,1% от цены договора за каждый день просрочки, а также сверх неустойки возместить убытки. Так как требование застройщика о государственной регистрации объекта долевого строительства участником в установленный срок противоречит действующему законодательству, взыскание неустойки за нарушение данных сроков, незаконно; • предусмотрено право застройщика на удержание неустоек и стоимости услуг застройщика при расторжении договора участником по любым основаниям Согласно действующему законодательству при расторжении договора по вине застройщика (ч.2 ст.9 ФЗ № 214-ФЗ) застройщик обязан возвратить денежные средства и уплатить проценты на них в размере 1/150 ставки рефинансирования Центробанка России. При расторжении договора по вине участника участник уплачивает застройщику неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России, от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (ч.6 ст.5 ФЗ № 214-ФЗ). При расторжении договора по инициативе участника долевого строительства участник уплачивает застройщику фактически понесенные расходы (ст.32 Закона № 2300-1); • ограничение права дольщика на предъявление требования о выплате денежных средств, в случае уменьшения фактической площади квартиры и площади, указанной в договоре (ст. 29 Закона № 2300-1); • разница между уточненной и ранее оплаченной ценой договора подлежит возврату дольщику в течение 2 недель, а не в 10-дневный срок, предусмотренный ст. 31 Закона № 2300-1; • исчисление гарантийного срока на квартиру установлено с момента получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, а не со дня передачи объекта долевого строительства дольщику (п.5 ст.7 Закона № 214-ФЗ); • в случае одностороннего отказа дольщика от договора по причинам, не относящимся к п.п.1 и 1.1 ст.9 Закона № 214-ФЗ, дольщик уплачивают застройщику штраф в размере 10% от суммы договора. Данное условие нарушает требования ст.32 Закона № 2300-1, согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время, оплатив исполнителю фактически понесенные им расходы; • право застройщика произвести переуступку своих прав и обязанностей третьим лицам без письменного согласия дольщика нарушает требования ст.388 ГК РФ, согласно которой не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника; • при обнаружении недостатков выполненной работы право дольщика ограничено только устранением недостатков, что нарушает требования п.2 ст.7 Закона № 214-ФЗ, согласно которой при выявлении недостатков дольщик по своему выбору вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков или соразмерного уменьшения цены договора, или возмещения своих расходов на устранение недостатков.
За выявленные нарушения к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ привлечены 3 юридических лица (ООО «Талан», «ООО Титан-Инвестстрой», ООО «СК «ДОМ») и 3 должностных лица (ООО «Кантек», ООО «ЭГЗ-Домстрой», ООО «Инвест-проект»). Сумма штрафов составила 40 000 рублей.
Наблюдается рост обращений граждан в Управление с жалобами на организации-застройщики: 2010 год – 4 письменных заявления; 2011 год – 10 письменных заявлений.
Жалобы потребителей в основном касаются нарушения сроков сдачи жилых домов, требований застройщиков подписать акт приема-передачи квартиры, имеющей строительные недостатки, отказа застройщика выплатить дольщику разницу стоимости квартиры, если фактическая площадь квартиры меньше проектной.
С целью устранения выявленных нарушений в сфере долевого строительства жилья совещание решает: 1. Принять к сведению информацию докладчиков. 2. Минстрою Удмуртской Республики, Инспекции Госстройнадзора по УР, Управлению Роспотребнадзора по УР усилить контроль за соблюдением организациями-застройщиками требований законодательства Российской Федерации в сфере долевого строительства жилья. 4. Контролирующим органам проводить обмен информацией о результатах проведения проверок в сфере долевого строительства жилья, организовать проведение совместных проверок. 5. Организациям-застройщикам: 5.1. Не допускать нарушений действующего законодательства о защите прав потребителей. 5.2. Удовлетворять законные требования потребителей в досудебном порядке. 6. Довести решение совещания до всех заинтересованных лиц. 7. Информацию о результатах контроля соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере долевого строительства жилья, разместить на сайте Управления. 8. Контроль за выполнением решения совещания оставляю за собой.