Izhcommunal.ru - Исследование жилищно-коммунальных отношений :: ЖКХ :: Ижевск
Исследование жилищно-коммунальных отношений   ЖКХ   Ижевск
Вы вошли как: Гость
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Избранное
Погода
Пользователи
ТОП: (по числу комментариев)
№1 — Al-7 (2320)
№2 — Shitov_s_y (352)
№4 — Олеша (197)
№5 — mikefinale (165)
Новые:
251228730, 18ТОНН, лина (1), ИгорьF, kolyci
ЖКХНовости :: 2009 » Октябрь » 5

Новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам могут быть приняты до конца этого года

Izhcommunal.ru, 05.10.2009
В настоящее время в Министерстве регионального развития Российской Федерации идет активная подготовка новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — «Правила»). Принято решение не вносить изменения в действующие правила, а подготовить новые. Предполагается, что этот ключевой документ для сферы ЖКХ должен быть утвержден министерством до окончания текущего года на основании полномочий, «спущенных» федеральным органам исполнительной власти (включая и Минрегион) Правительством в конце 2008 года (постановление от 29.12.2008 года №1052 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»).

Чем вызвана необходимость изменения Правил?

Действующий документ, утвержденный чуть более трех лет назад постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307, сразу стали объектом активной судебной практики, а также широкой критики не только в силу своей актуальности.

Лишь Верховным судом Российской Федерации в разное время было рассмотрено 15 заявлений о признании недействующими полностью или частично более 20 пунктов Правил, а Минрегионом дано около двух десятков официальных писем-разъяснений.

Что же по существу вызывает наибольшее количество критических вопросов у специалистов в данном документе?

В первую очередь, искусственная правовая схема, регулирующая правоотношения между потребителем и организациями, оказывающими услуги ЖКХ, а также результаты её применения на практике. По этой схеме ресурсоснабжающая организация на основании договора купли-продажи продает коммунальные ресурсы исполнителю (в большинстве случаев по выбранному способу управления - управляющей организации). Исполнитель, в свою очередь, заключает с потребителем отдельный договор на предоставление коммунальных услуг. Предметом этого договора являются якобы коммунальные ресурсы, а также деятельность по обслуживанию внутридомовых сетей и оборудования, через которые осуществляется их подача. Вследствие этого у управляющей организации возникают обязательства перед потребителями по бесперебойному предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества и в необходимых объемах по тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающих организаций. В результате платежи от потребителей за коммунальные услуги должны являться доходом исполнителя, с которого необходимо платить налоги, но нельзя получить прибыль. Управляющие организации при этом несут ответственность за долги граждан и должны оплачивать ресурсоснабжающим организациям весь объем потребленных коммунальных услуг независимо от их фактической оплаты. В результате свои риски в виде издержек и убытков, вытекающих из применения данной правовой схемы, управляющая организация в добровольно-принудительном порядке вынуждена закладывать в платеж за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, который не имеет никакого отношения к коммунальным платежам. По жилищному законодательству размер платежа за содержание и ремонт в принципе должен определяться самими собственниками или в конкретных случаях органом местного самоуправления. Но ввиду его многокомпонентной структуры (включающей и расходы по управлению), отсутствия официальной методики расчета, платеж потенциально является источником покрытия убытков, возникающих из-за применения указанной надуманной правовой схемы. Следовательно, финансовые риски перекладываются по цепочке: ресурсоснабжающая организация — управляющая организация — потребитель, что явно не согласуется с первой частью преамбулы «в целях защиты прав потребителей…» постановления Правительства, утвердившего Правила.

Кроме того, Правила прямо не предусматривают ответственность ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунальных услуг гражданам. Попытка найти выход из этой ситуации по аналогии - через распространение норм Правил на правоотношения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями, по меньшей мере, спорна, так как поставщики коммунальных услуг, прежде всего, руководствуются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Действующие Правила не стимулируют развитие жилищного самоуправления, приводят к росту задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, усилению социальной напряженности в муниципальных образованиях.

Практический опыт применения Правил показывает, что необходимо закладывать более гибкие и сбалансированные подходы к регулированию правоотношений между всеми сторонами (потребитель — исполнитель — ресурсоснабжающая организация) в сфере ЖКХ. Нормы гражданского законодательства о применении договора об энергоснабжении к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии и водой через присоединенную сеть не должны игнорироваться Правилами. Последние как раз и имеют цель конкретизировать эти публичные договоры для обязательного практического применения с учетом особенностей предоставления коммунальных услуг. Это позволит в будущем пойти дальше — утвердить типовые договоры в сфере ЖКХ, содержащие обязательные для указанных сторон условия при заключении и исполнении публичных договоров.

Предварительное знакомство с последними редакциями новых Правил показало, что в целом имеется здравый подход к решению названных проблем, но документ неоправданно усложняется. Хотелось бы надеяться на улучшение его качества, а также возможность более широкого обсуждения (например, на сайте Министерства регионального развития). В связи с Законом «О защите прав потребителей» (пункт 2 статьи 1), который содержит прямой запрет на поручения федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей, возникают вопросы по правомерности реализации Минрегионом (полученного от Правительства РФ) полномочия по утверждению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В заключение стоит добавить, что параллельно Минрегионом начата подготовка к внесению изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306), которые на основании статьи 157 Жилищного кодекса РФ имеют прямое отношение к объему оказанных услуг (в случае отсутствия приборов учета) и размеру платы за них. Основное нововведение — из состава нормативов потребления выделяются нормативы потребления коммунальных услуг, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Источник: Центр муниципальной экономики и права, 01.10.2009 г.
 
Поделиться:
Раздел: В стране и в мире, 2344, Добавлено: Al-7
Метки: коммунальные услуги, постановление 307
Читайте также:

Комментарии: (6)
1. Al-7 (Al-7)   [05.10.2009, 16:25] 
Пока ещё не «приехали». Но скоро это ожидается.
Добавлю следующее:
1. Все решения Верховного Суда РФ по 19 рассматривавшимся пунктам постановления №307 были однозначными: «признать не противоречащим действующему законодательству».
2. Новые «Правила» в проекте — это 80 страниц текста, из которых 17 страниц — формулы для расчёта.
3. Разработчик документа — ЗАО «АКЦ Жилкомаудит».
4.
Quote
документ неоправданно усложняется. Хотелось бы надеяться на улучшение его качества
О, да.
2. Александр   [08.10.2009, 13:55] 
Надеюсь проект готовится (готовился) совместно со специалистами в сфере ЖКХ, а не простыми юристами...
3. прото юрист   [11.10.2009, 21:22] 
Александру - когда все придумывают только "специалисты" от ЖКХ - и делают это без юристов - то в конечном итоге мы получаем полную ..опу, которую потом разбирают юристы.
4. Al-7 (Al-7)   [12.10.2009, 13:52] 
Дело юристов — бумажные споры. Не будет споров — юристы будут не нужны. Аналогично с политиками: если люди договариваются друг с другом самостоятельно, стремятся к взаимопониманию и не создают друг другу проблем — политики не нужны.

Юристы заинтересованы в том, чтобы документы были сложными и запутанными — профессионально разбираясь в них, они оправдывают своё существование.

Про то, что подготовка нормативного акта, предназначенного для массового использования, может быть встроена в чей-то «бизнес-процесс» — отдельный разговор.

5. Александр   [12.10.2009, 15:22] 
Al-7, именно это я хотел сказать.
Когда ведется работа совместно, то и нормативные акты и т.п. будут менее проблематичны...
Просто юрист, я не говорил, что только специалистами, я говорил, что совместно с ними.
6. Александр   [03.07.2010, 17:03] 
Старые Правила- полностью нарушают нормы и Гражданского и Жилищного законодательства в части долевого участия несения расходов на содержание общего имущества!В принципе -коммунальные услуги должны распределяться по показаниям общего счётчика и площади.Приборы учёта несовершенны.Сроки поверки просрочены.В интернете есть разъяснения как воруют ресурсы,но нет как с этим бороться,т.е получается консультация для тех кто хочет воровать или заставляют воровать!

Добавить комментарий:
Имя:
Email:

знаков осталось
  |  10 минут
Что на картинке? (введите ответ числом)*:
Подписка:
Регистрация ускорит выдачу комментария, включит подписку на уведомления о новых комментариях и BB-коды.
Внутренний поиск по сайту
Поиск по сайту от Яндекса

Новое на сайте
главное:
справочник организаций:
статьи:
нормативные акты:
полезные материалы:
вопросы-ответы: