ВОПРОС:
Вроде бы вопрос о перерасчете коммунальных услуг при проживании на С/О, дачах и т.д. был решен генпрокуратурой еще в мае 2009. При наличии справки от правления товариществ, кооперативов и т.д. о том что зарегистрированный по месту жительства человек в определенное время проживал на С/О, даче и т.д. подлежит перерасчету по воде, газу, электроэнергии, мусору и т.д. т.е по всем видам коммунальных услуг расчитываемым с человека. До сих пор ни УК ни ГЖУ перерасчетов непроизводят.... только словесные отговорки на счет того что это не узаконено...Куда обращаться за конкретными разъяснениями, что, когда и кто?
Отредактировано: ОТВЕТ:
О перерасчёте платы за коммунальные услуги Нередко в Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обращаются горожане с вопросом, должны ли они оплачивать коммунальные услуги за то время, что находились в отпуске на даче или на заграничном курорте, в рабочей командировке и т. д. Если ответить коротко, то нет. Собственник жилья, наниматель либо иное лицо, пользующееся данным помещением, вправе не оплачивать коммунальные услуги, а исполнитель обязан произвести перерасчет платежей за отдельные виды услуг в соответствии с нормативами потребления. Об этом говорится в пункте 11 статьи 155 Жилищного кодекса России. Кроме того, российское правительство своим постановлением №307 от 23 мая 2006 года утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг», которые, в свою очередь, устанавливают порядок перерасчета платы за коммунальные услуги. Пункт 54 Правил закрепляет право на перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение, если потребитель отсутствовал в своей квартире более 5 календарных дней подряд. При этом перерасчет будет произведен только по тем видам услуг, для которых в помещении не установлены индивидуальные счетчики. Из всего вышесказанного следует, что если потребитель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд, и следовательно, не пользовался коммунальными услугами, то и оплачивать их он не обязан, а это значит, что исполнитель коммунальных услуг должен скорректировать величину платы, которая была начислена за предыдущий полный период. Но в пункте 56 Правил говорится следующее: «Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя». Казалось бы, всё предельно просто и понятно. Однако на деле возникает масса вопросов из-за того, что в Правилах не указаны последствия пропуска названного срока, а также, по уважительной ли причине потребитель не подал заявление в месячный срок. К примеру, должен ли исполнитель произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, если потребитель обратился к нему с заявлением по истечении оговоренного в Правилах срока? Для того, чтобы исполнитель произвел перерасчет платы за коммунальные услуги, должны быть выполнены следующие условия. Потребителю следует подать в адрес исполнителя письменное заявление о перерасчете за определенные виды коммунальных услуг, которыми гражданин не пользовался в период своего отсутствия. По этим видам услуг в квартире потребителя должны отсутствовать индивидуальные счетчики. Факт временного отсутствия потребителя более пяти дней подряд должен подтверждаться документом согласно требованиям пункта 56 Правил. Это могут быть заверенная по месту работы копия командировочного удостоверения; справка о нахождении на лечении в медицинском учреждении; проездные документы; счета за проживание в месте временного пребывания; справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, либо иные документы, которые подтверждают отсутствие гражданина. При этом исполнитель может проверять подлинность этих документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. Таким образом, если все вышеизложенные условия выполнены, исполнитель обязан произвести перерасчет независимо от срока подачи заявления, так как потребитель документально подтверждает факт своего отсутствия, что, в свою очередь, свидетельствует о неоказании ему коммунальных услуг. Из этого следует, что исполнитель не может требовать оплату не оказанных во время отсутствия потребителя услуг в соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ. Это также подтверждается нормами Гражданского кодекса России и нормами закона «О защите прав потребителей в РФ», согласно которым не выполнившая своих обязанностей по договору сторона (а исполнитель в нашем случае и не мог их выполнить, поскольку потребитель отсутствовал) не вправе требовать от другого участника договора исполнения своих обязанностей (то есть, оплаты не предоставленных коммунальных услуг). Рассмотрением вопросов, касающихся сферы жилищно-коммунальных услуг в городе, занимается Общество защиты прав потребителей. Чаще всего подобные вопросы, исходя из нашей практики, удается разрешить в досудебном порядке.
|