МВД по УР за декриминализацию жилищно-коммунального хозяйства
Izhcommunal.ru, 24.11.2011
Жилищно-коммунальное хозяйство занимает основополагающее место в системе национального хозяйства. В настоящее время в г. Ижевске зарегистрировано 76 управляющих компаний и более 450 товариществ собственников жилья, которые обслуживают 3622 многоквартирных дома.
Преобразования в данной сфере сказались как положительно (постепенно снизилось датирование сферы путем бюджетных вливаний, создались предпосылки к ее рыночной экономике и др.), так и отрицательно (отсутствуют эффективные экономические отношения между действующими в сфере ЖКХ компаниями, обострилась криминальная обстановка внутри сферы).
Ухудшение криминальной обстановки, в частности, привело к увеличению хищений, злоупотреблений со стороны лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в сфере ЖКХ. Должностные лица организаций активно применяют схемы хищения денежных средств, товарно-материальных ценностей. Возникли новые и видоизменились прежние способы хищений, ответственность за которые предусмотрена ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному). Большую актуальность в данной сфере имеют преступления, связанные со злоупотреблением полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).
Так, директор одной из автономных некоммерческих организаций (АНО), злоупотребляя полномочиями, причинил существенный вред правам и законным интересам двух компаний – одной из управляющих компаний и компании, оказывающей коммунальные услуги населению, в виде имущественного ущерба на сумму более 3млн. рублей и около 12 млн. рублей соответственно. Тем самым причинил существенный вред правам и законным интересам организации в виде создания её кредиторской задолженности перед поставщиками энергоресурсов, превышающих все имевшиеся у АНО оборотные средства, повлекшие её банкротство. По данному преступлению Следственным Управлением СК РФ по Удмуртской Республике в апреле текущего года возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 201 УК РФ, которое в августе 2011 года направлено в суд.
По фактам присвоения денежных средств руководителями организаций сотрудниками подразделений экономической безопасности МВД по Удмуртской Республике с начала 2011 года было проведено более 20 проверок в отношении управляющих компаний и ТСЖ, выявлено 11 преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по которым обязательно предварительное следствие.
Из всех способов обмана жильцов можно выделить наиболее типичные. 1. Управляющая компания заключает с подрядчиком договор на выполнение ремонтных работ или оказание услуг с завышенной сметой. Работы могут вообще не выполняться, тогда составляются фиктивные акты выполненных работ. Данное нарушение, как правило, выявляется только при проверке внутренних документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности организации. 2. Управляющая компания нарушает порядок начисления платы за капитальный ремонт. Как правило, это выражается в отсутствии утверждённого общим собранием перечня работ по капремонту с указанием их стоимости, сроков проведения. 3. Управляющая компания нарушает порядок начисления платы за содержание и ремонт жилья. Например, это может выражаться в отсутствии структуры платы за содержание и ремонт жилья (управляющая компания не проводит перерасчет оплаты за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении). 4. Управляющие компании нарушают стандарты раскрытия информации, установленные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Если управляющая компания берет на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, она обязана обеспечить максимально благоприятные, безопасные и комфортные условия для проживания в этом доме для всех без исключения жильцов. Немаловажную роль в этом имеет договор управления, условия которого регулируют взаимоотношения между жильцами и управляющей компанией. Правовой основой заключения договора является ст. 162 Жилищного кодекса РФ. В договоре указывается, какие услуги и работы по надлежащему содержанию дома выполняет УК, как и кем будет контролироваться деятельность компании. Также необходимо указывать, какие санкции будут приняты в отношении компании в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств.
Деятельность по контролю над управляющими организациями может осуществляться в виде общественного контроля – собственниками помещений. В данном случае они являются самыми обычными потребителями коммунальных и других услуг, связанных с управлением домом, поэтому они самостоятельно могут контролировать качество выполнения работ и если качество, по их мнению, не соответствует должному уровню, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предъявлять претензии. Государственный контроль осуществляют государственные структуры: прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор, региональная энергетическая комиссия, антимонопольная служба. Для этих целей можно привлечь аудиторскую компанию, инженеров и других специалистов.
Для каждого собственника должна быть доступной и открытой любая информация, которая может касаться деятельности УК. Правовой основой действий собственника при получении информации будет, прежде всего, п.4 статья 29 Конституции РФ. Каждый имеет право любым законным способом искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.
В соответствии с п.40 раздела IV постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы). В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
МВД по Удмуртской Республике напоминает! Информацию о неправомерных действиях со стороны руководителей управляющих компаний и ТСЖ можно сообщить по телефонам 02, 934-002, 934-123, 934-373, 934-474, 934-575.