Izhcommunal.ru - Исследование жилищно-коммунальных отношений :: ЖКХ :: Ижевск
Исследование жилищно-коммунальных отношений   ЖКХ   Ижевск
Вы вошли как: Гость
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Избранное
Погода
Пользователи
ТОП: (по числу комментариев)
№1 — Al-7 (2320)
№2 — Shitov_s_y (352)
№4 — Олеша (197)
№5 — mikefinale (165)
Новые:
Fktrctq, 251228730, 18ТОНН, лина (1), ИгорьF
ЖКХПолезные материалыСудебные решения по применению НПА Добавить запись

Верховный суд УР: Энергоснабжающая организация ОАО «УЭСК» начисляла плату за ОДН незаконно (2014)

Верховный Суд Удмуртской Республики

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-4525/2014 от 29.12.2014 г.

Судья Соснин К.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Рябова Д.В.,
судей Пономаревой А.В., Дубовцева Д.Н.,
при секретаре Шелудько Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 29 декабря 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «<данные изъяты>» на решение Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 18 сентября 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Меркушева А. А. к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о защите прав потребителей.

Признаны незаконными действия открытого акционерного общества «<данные изъяты>» по начислению Меркушеву А. А. платы за общедомовые нужды по электроэнергии, по адресу: <адрес>.

На открытое акционерное общество «<данные изъяты>» возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу произвести Меркушеву А. А. перерасчет платы за потребленную электроэнергию за период с июля 2013 года по день вынесения решения суда, исключив начисление платы на общедомовые нужды по электроснабжению за указанный период по адресу: <адрес>.

Этим же решением с открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Дубовцева Д.Н., объяснения представителей ОАО «<данные изъяты>» Тебеньковой С.А. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № ЭСБ-079) и Митряева О.Е. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № ЭСБ-076), поддержавших доводы апелляционной жалобы; объяснения истца Меркушева А.А. и представителя третьего лица ООО «<данные изъяты>» Зиминой А.П. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), полагавших доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Меркушев А.А. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» (далее- ответчик, ОАО «УЭК», ресурсоснабжающая, энергосбытовая организация и компания), в окончательном варианте своих требований просил:
- признать незаконными действия ответчика по начислению Меркушеву А.А. платы за потребленную электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды многоквартирного <адрес>;
- возложить на ответчика обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу произвести истцу перерасчет платы за потребленную электроэнергию за период с июля 2013 года по день вынесения решения суда, исключив начисление платы на общедомовые нужды по электроснабжению за указанный период.

Исковые требования мотивированы следующим:

Меркушев А.А. является собственником <адрес>, расположенной в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО " <данные изъяты>» ( далее – ООО «<данные изъяты>», управляющая компания).

ДД.ММ.ГГГГ между собственниками указанного многоквартирного дома и ООО " <данные изъяты>» заключен договор управления многоквартирным домом.

Несмотря на это, ресурсоснабжающая организация ОАО «<данные изъяты>» в нарушение закона, ежемесячно предъявляет истцу счета на оплату электроэнергии на общедомовые нужды. Полагает, что внесение платы за электроэнергию на общедомовые нужды многоквартирного дома возможно только управляющей организации, предусмотренные законом условия для взимания этой платы напрямую ресурсоснабжающей организацией отсутствуют.

Истец Меркушев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «УЭК» Тюренков С.Н. просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ООО « <данные изъяты>» Зимина А.П. полагала, что требования истца подлежат удовлетворению.

18 сентября 2014 года судом постановлено вышеуказанное решение.

Определением суда от 19 ноября 2014 года в рамках настоящего дела произведена замена стороны ответчика, а именно ОАО «<данные изъяты>» на ОАО «<данные изъяты>» ( т.2 л.д.167).

В апелляционной жалобе ОАО «<данные изъяты>» просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. По мнению автора жалобы выводы суда, что при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, ресурснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг и не вправе взимать плату за электроэнергию, потребляемую при использовании общего имущества, основаны на неверном толковании закона. В настоящее время договор электроснабжения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями не заключен, поэтому ресурснабжающая компания является исполнителем коммунальных услуг.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно неё.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, обоснованно применил нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, в том числе положения ст. ст. 153, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 г.).

Из материалов дела следует, что Меркушев А.А. является собственником <адрес>.

Решением общего собрания собственников многоквартирного дома N 141 по <адрес>, оформленного протоколом № 1/141С от ДД.ММ.ГГГГ, выбран способ управления домом - управление управляющей организацией, в качестве которой избрано ООО "<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО "<данные изъяты>» и Меркушевым А.А. заключен договор № 54/141С управления многоквартирным домом.

Согласно условиям договора управления многоквартирным домом, ООО «<данные изъяты>» обязалось осуществлять управление многоквартирным домом № по <адрес> в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, производить начисление и сбор платежей потребителей за коммунальные и прочие услуги с правом передачи этих полномочий по договору прочим исполнителям ( п.4.1.2 и 3.1.6).

Из материалов дела следует, что в многоквартирном доме N 141 по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета № и № №, о чем управляющей составлены соответствующие акты допуска, проверки, замены прибора учета электроэнергии.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» расчеты за электроэнергию, потребленную гражданами, проживающими в указанном многоквартирном доме, осуществлялись в соответствии с нормативами потребления коммунальной услуги.

За периоды декабрь 2013 г.-январь 2014 г., март 2014 г.-май 2014 г. начисление за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды ОАО «<данные изъяты>» не производило по причине отсутствия показаний общедомовых приборов учета; за февраль 2014 г. расчет размера платы электроэнергии на общедомовые нужды осуществлен ресурсоснабжающей организацией исходя из показаний общедомовых приборов учета, переданных управляющей компанией ООО «<данные изъяты>»; за июнь 2014 года – июль 2014 г. расчет размера платы электроэнергии на общедомовые нужды осуществлен ответчиком исходя из показаний общедомовых приборов учета, переданных ОАО «Ижевские электрические сети» ( т.2 л.д.65-66).

Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 6 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июня 2014 года признаны незаконными действия ответчика по расчету размера платы за электроэнергию, предоставляемую на общедомовые нужды за период с июля по сентябрь 2013 года, произведенного по <адрес>. Указанным решением установлено, что указанный расчет произведен ответчиком ОАО «<данные изъяты>» с нарушением действующего законодательства, с использованием несоответствующих действительности сведений об общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, общей площади помещений, входящих в состав многоквартирного дома.

Таким образом, судом установлено и сторонами не оспаривается, что в спорный период ОАО «<данные изъяты>» производила расчет и начисление потребленной электроэнергии на общедомовые нужды и выставляла истцу Меркушеву А.А. соответствующие счета на ее оплату.

Включение в квитанции (счета) за электроэнергию оплату электроэнергии на общедомовые нужды, послужило поводом для обращения Меркушева А.А. в суд и предъявления настоящего иска к ответчику.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления. При этом суд указал, что действующее жилищное законодательство с 18 июня 2011 г. не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК Российской Федерации). Исполнителем соответствующей коммунальной услуги электроснабжения в отношении общедомовых нужд является ООО "<данные изъяты>», которое вправе начислять и взимать с Меркушева А.А. плату за электроэнергию, потребляемому на общедомовые нужды.

Судебная коллегия находит данные выводы суда обоснованными.

В соответствии с положениями ст. 161 ЖК Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (ч. 1.1 настоящей статьи).

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. (ч. 2, 2.3 вышеуказанной статьи).

В силу ч. 12 ст. 161 ЖК Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в ч. 2 ст. 164 настоящего Кодекса.

Из положений ст. 162 ЖК Российской Федерации усматривается, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 153 ЖК Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса;

В соответствии с ч. ч. 2, 3, 4 ст. 154 ЖК Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 155 ЖК Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно ч.7 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 7.1 указанной статьи на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления. Действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).

Отсутствие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для содержания и использования общего имущества многоквартирного дома, на что ссылается сторона ответчика в апелляционной жалобе, не влечет для собственника жилого помещения обязанности оплаты стоимости такой потребленной услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, ввиду прямого указания закона (п.7.1 ст.155 ЖК Российской Федерации).

Действия ответчика противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома, а управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами. Возникновение правовых оснований, допускающих оплату электроснабжения на общедомовые нужды собственниками и нанимателями помещений многоквартирных домов ресурсоснабжающей организации возможно только при изменении способа управления многоквартирным домом на непосредственное управление им собственниками помещений дома.

Пункты 14 и 17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, не изменяет порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку устанавливают с какого времени и в каких случаях ресурсоснабжающая организация обязана приступить к подаче коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, но не указывают на наличие у такой организации права требования от них платы за коммунальные услуги, поставленные на общедомовые нужды.

Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в рассматриваемом выше случае на получение оплаты за потребляемую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дом может возникнуть только в части электроэнергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая компания вправе получить только с управляющей организации.

Кроме этого, как следует из материалов дела управляющая организация ООО «<данные изъяты>» фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного <адрес> во исполнение решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Представленными письменными доказательствами подтверждается, что после решения общего собрания собственников многоквартирного дома о выборе способе управления домом и заключения с собственниками договоров управления многоквартирным домом, управляющей компанией предпринимались меры по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора электроснабжения.

Между тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ресурснабжающая компания «ОАО <данные изъяты>» отказала в рассмотрение заявки (оферты) управляющей компании ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на оформление договора электроснабжения на многоквартирный <адрес> в связи с необходимостью направления дополнительных документов:
- об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета;
- протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято) ( т.1 л.д.127,128).

После введения в многоквартирном доме N 141 по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в эксплуатацию общедомовых приборов учета, своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ресурснабжающая компания «ОАО <данные изъяты>» уведомила управляющую компанию ООО «<данные изъяты>» о преждевременности заключения договора электроснабжения многоквартирного <адрес> по причине невозможности «отказаться в одностороннем порядке от принятых на себя обязательств по договорам электроснабжения, заключенным с потребителями (гражданами), проживающими в многоквартирных домах» (т.1 л.д.130).

При изложенных обстоятельствах, неисполнение управляющей организацией предусмотренной законом обязанности заключить договор электроснабжения, независимо от причин, не может повлечь для собственника жилого помещения необходимость оплачивать стоимость электроэнергии на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, в том числе принятие собственниками многоквартирного <адрес> решения о выборе способа управления домом - управление управляющей организацией, с последующим заключением между ООО "<данные изъяты>» и Меркушевым А.А. соответствующего договора управления многоквартирным домом, фактическое приступление управляющей организацией к управлению общим имуществом многоквартирного дома, а также предоставление после этого ресурсоснабжающей организацией «ОАО <данные изъяты>» соответствующего ресурса в указанный дом, в том числе потребляемого на общедомовые нужды, свидетельствует о том, что между управляющей и ресурсоснабжающей компанией сложились договорные отношения по снабжению ресурсом на общедомовые нужды по присоединенной сети. С учетом изложенного, именно управляющая организация ООО "<данные изъяты>» является исполнителем коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды.

Доводы жалобы, что начисление ответчиком платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, не нарушают прав и законных интересов Меркушева А.А., являются несостоятельными, поскольку установление иного порядка внесения платы вопреки требованиям жилищного законодательства будет свидетельствовать о возложении на потребителя-гражданина обязанности по оплате коммунальной услуги ненадлежащему лицу.

Иные доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, правильности сделанных судом выводов по существу не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий
Д.В. Рябов

Судьи
А.В. Пономарева
Д.Н. Дубовцев

Поделиться: 
Добавлено: Al-7, 01.02.2015,
4983,
Метки: электроэнергия, прямые платежи, УЭСК, общедомовые нужды, суд
Читайте также:
 
Комментариев пока нет
Подсказка: Поделитесь ссылкой в соцсетях ♥, если хотите получить больше ответов/комментариев!

Добавить комментарий:
Имя:
Email:

знаков осталось
  |  10 минут
Что на картинке? (введите ответ числом)*:
Подписка:
Регистрация ускорит выдачу комментария, включит подписку на уведомления о новых комментариях и BB-коды.
Внутренний поиск по сайту
Поиск по сайту от Яндекса

Новое на сайте
главное:
справочник организаций:
статьи:
нормативные акты:
полезные материалы:
вопросы-ответы: