КС РФ: Регистрация в дачных домах на землях сельхозназначения возможна
Конституционный Суд РФ признал не соответствующим
Конституции законоположение, запрещающее регистрацию в дачных домах на
садовых участках земель сельхозназначения.
Дело о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было рассмотрено 18 мая 2011 года. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Воробьева Анатолия Владимировича.
История вопроса
Местом постоянного проживания А.В. Воробьева является дачный дом в садовом товариществе «Варшко-Суходольское» Приозерского района Ленинградской области. Дом принадлежит ему на праве собственности и находится на садовом земельном участке, относящемся к землям сельхозназначения. Другого жилья у заявителя нет, и он временно зарегистрирован по месту пребывания в Санкт-Петербурге.
В получении постоянной регистрации по месту жительства в садовом доме А.В. Воробьеву было отказано. Сельская администрация и суды указали ему, что жилое строение находится на землях сельхозназначения. А в отличие от земель поселений постройка на них жилых домов и регистрация в них граждан не допускаются.
Позиция заявителя
По мнению заявителя, запрещая регистрацию в дачных домах на садовых участках земель сельхозназначения, оспариваемая норма необоснованно ограничивает его конституционное право на выбор места жительства.
Заявитель полагает, что отсутствие возможности зарегистрироваться в единственном имеющемся у него жилье ставит его в неравное положение по сравнению с другими собственниками жилья. Он также полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства влечет нарушение его конституционных прав на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Заявитель просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 1), 18, 19, 27, 39 (часть 1), 40 и 41 (часть 1).
Позиция Суда
Конституция закрепляет право граждан свободно выбирать место жительства. Недопустимо ограничивать права и свободы граждан ради одной только рациональной организации деятельности органов власти.
Регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах РФ и лишь удостоверяет акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера.
КС указал, что запрет на регистрацию по месту фактического проживания не должен приводить к ограничению прав граждан и провоцировать их на нарушение закона.
Аналогичной позиции придерживается и Европейский Суд по правам человека, который считает, что никакие публичные интересы не могут оправдать такую систему регистрации, при которой официальная регистрации по постоянному месту жительства не соответствует фактическому месту проживания.
КС подчеркнул, что законодательство не связывает возможность регистрации по месту жительства с определенным имущественным правом на жилое строение и целевым назначением земельного участка. Таким образом, при регистрации граждан в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях не затрагивается правовой статус этих объединений. Поэтому регистрация граждан в пригодных для проживания садовых домах, расположенных на землях сельхозназначения, не может изменить целевое назначения земель.
Кроме того, право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства вне населенных пунктов. Поэтому органы регистрационного учета должны регистрировать граждан независимо от места нахождения пригодного для постоянного проживания жилья.
Таким образом, законоположение, запрещающее регистрацию граждан в дачных домах на садовых участках земель сельхозназначения, не соответствует Конституции РФ.
Дело гражданина Воробьева Анатолия Владимировича подлежит пересмотру в установленном порядке.
КС также указал, что федеральный законодатель вправе требовать от собственников садовых участков, построивших на них жилые строения, соблюдения обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Регистрация граждан в домах, построенных на сельхозземлях, не ведет к автоматическому приобретению этой территорией статуса населенного пункта. Однако, если со временем заселенная территория начнет отвечать законодательным требованиям по количеству постоянно проживающих на ней граждан, такой территории может быть присвоен статус населенного пункта.
Председательствовал в процессе — ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич Судья-докладчик по делу — ГАДЖИЕВ Гадис Абдуллаевич
Источник: Конституционный Суд РФ
///Текст постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В.Воробьева от 30.06.2011 г.: Скачать:Файл-архив, 179.9 Kb