О правомерности начислений УК платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды — разъяснение Роспотребнадзора по УР от 19.10.2012 г.
В ситуации, когда в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов, а индивидуальными приборами учета оснащены далеко не все квартиры, у потребителей нередко возникает вопрос о правомерности начислений управляющей компанией размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Управление разъясняет:
С июня 2006 года до 01.09.2012 г в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, объем коммунального ресурса для расчета платы определялся путем умножения количества, измеренного индивидуальным прибором учета (далее по тексту ИПУ), на коэффициент. В числителе коэффициента — объем коммунального ресурса, потребленный по показаниям общедомового учета (далее по тексту ОПУ), в знаменателе — суммарное по дому потребление ресурса во всех помещениях (по нормативам, а также по данным ИПУ). Применение этого коэффициента фактически означало, что вся разница между внутриквартирным потреблением (как по нормативам, так и по счетчикам) распределялась на владельцев ИПУ, причем пропорционально заявленным показаниям приборов учета. Владельцам ИПУ приходилось оплачивать за своих соседей коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды.
Итак, получается, что при наличии ОПУ и оборудовании некоторых помещений в многоквартирном доме (далее по тексту МКД) индивидуальными счетчиками потребители, не имеющие ИПУ, оплачивали коммунальные услуги исключительно исходя из нормативов потребления. Обоснование состояло в том, что нормативные потери и расход коммунальных ресурсов общедомового имущества уже заложены в нормативы. Владельцы же ИПУ оплачивали не только объем, измеренный ИПУ, но и разницу между показаниями ОПУ и внутриквартирным потреблением (по нормативам и ИПУ).
С сентября 2012 г. в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее-Правила) иначе определяют порядок расчета платы за коммунальные услуги. В первую очередь это относится к разделению платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в помещении (жилом или нежилом) и потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (предоставленные на общедомовые нужды).
Теперь отдельно выделяют:
норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (в расчете на одного человека по всем услугам, кроме отопления, норматив для которого рассчитывается на 1 кв. м площади помещения);
норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, включающий в себя помимо прочего нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (в расчете на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, кроме услуги газоснабжения, по которой данный норматив не рассчитывается).
В связи с разделением платы за коммунальные услуги на два вида наличие или отсутствие ОПУ влияет исключительно на размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Плата же за коммунальные услуги, предоставленные в жилых помещениях, определяется по показаниям ИПУ (при их наличии) либо исходя из нормативов потребления коммунальной услуги в жилых помещениях, в соответствии с п. 42 Правил.
При наличии ОПУ размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, определяется пропорционально доле в праве на общее имущество (отношение площади помещения потребителя к общей площади помещений в МКД). При помощи данного коэффициента подлежит распределению разница между объемом коммунального ресурса, измеренного ОПУ, и суммарным потреблением ресурса во всех помещениях дома (для жилых помещений — по показаниям ИПУ и нормативам, для нежилых — по показаниям ИПУ и расчетным методом при наличии ИПУ и их отсутствии соответственно). Данный порядок описан в п. 44 Правил.
Не исключено, что определяемая по формуле разница, подлежащая распределению, составит ноль или вовсе будет отрицательной. Алгоритм действий исполнителя коммунальных услуг в последнем случае подробно рассмотрен в п. 47 Правил. Таким образом, порядок расчета платы, с точки зрения потребителей, должен стать более справедливым. Так как:
норматив потребления услуг, предоставленных в жилом помещении, не включает ни технологические потери, ни объемы ресурсов, используемых для содержания общего имущества в МКД, а разница между показаниями ОПУ и внутриквартирным потреблением включает объемы коммунального ресурса за вычетом внутриквартирного потребления. Таким образом, будут уравнены в правах потребители, имеющие и не имеющие ИПУ.
разница между показаниями ОПУ и внутриквартирным потреблением подлежит распределению пропорционально доле в праве общей собственности, а не размеру заявленного объема потребления в помещении, как это было ранее. Таким образом, устранен ошибочный порядок, согласно которому чем больше ресурса потребитель использовал в жилом помещении, тем большую часть разницы между показаниями ОПУ и внутриквартирным потреблением ему приходилось оплачивать.
Для получения информации о расчете, позволяющей проверить правильность начисления платежей за коммунальные услуги, потребитель вправе обратиться в управляющую компанию.
В соответствии с п.п. р п. 31 Правил. исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;
В случае затруднения самостоятельно проверить представленные расчеты, Вы можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию (г. Ижевск, ул. Песочная, 9, тел. 59-00-03).
При договоре управления за все ОДНы отвечает управляющая компания. Вот пусть она и разбирается. Только она несёт ответственность перед ресурсоснабжающей организацией за оплату коммунальных ресурсов. Ей и карты в руки. Пусть работают! Разбираются.
Вы не правильно посчитали 0,041 нужно умножать не на площадь жилых помещений, а убираемых это около 250 м2, т.е. получиться 10 кубов горячей и 10 кубов холодной или по 5 литров на квадратный метр жилых помещений. С учётом того, что у Вас есть ОПУ вам будут предъявлять на ОДН к оплате разницу показаний но не более установленного норматива, остальной перерасход УК будет оплачивать из собственных средств.
Я с Вами абсолютно согласен,в том что мы взяли не те площади. Но даже при таких предположениях, цифры всё равно не малые. А как по поводу установки счётчиков?
Благодаря контролю председателя СД за показаниями ИПУ и количеством проживающих в доме без ИПУ, в нашем доме ежемесячно наблюдается экономия по ХВС и ГВС. Вся эта экономия возвращается жильцам без ИПУ. А при экономии ещё по графе ОДН, возврат будет ещё больше на величину этой экономии. При таком раскладе, жильцы без ИПУ, их никогда не установят.
Откуда у вас может быть ОДН, если у вас экономия по ОДПУ? Весь расход по ОДПУ распределяется по жильцам в рамках норматива 4,97 - ХВС и 3,22 - ГВС, если потребление менбше нормативного, то ОДН быть не может по определению, а если в норматив не укладывается, то остаток предъявляется в виде ОДН в рамках норматива 0,041 ХВС и 0,041 ГВС, но не более.
ОДН пока нам не выставляли, но УК уведомила ( в устном виде при встрече), что с 1-го июля начнёт выставллять. Скакого месяца вступает в силу постановление о нормативах на ОДН?
С 1 июня вступили нормативы и на ОДН и на личное потребление. А так же с 1 июня узаконен акт установления фактического проживания граждан. Предъявить ОДН могут только в случае превышения норматива по индивидуальному потреблению.
Киров: Управляющая компания оштрафована за нарушение порядка начисления гражданам платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН)
Прокуратурой города Кирова по обращению жильцов многоквартирного дома проведена проверка исполнения ООО «Стройсервис» законодательства, регламентирующего порядок начисления гражданам платы за коммунальные услуги, в рамках которой установлено, что начисление платы за общедомовые нужды по электроэнергии в МКД по ул. Ленина д. 52б производится с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с п. 44 Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной слуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Исходя из произведенных расчетов установлено, что размер платы, рассчитанный исходя из норматива в указанном доме составляет 73,65 руб. Указанный размер платы управляющая компания превышать не имеет права. В тоже время по одной из квартир дома в квитанции за октябрь 2013 года к оплате на общедомовые нужды по электроэнергии необоснованно выставлено 461,82 руб., за ноябрь 2013 - 198,37 руб., за декабрь 2013 - 152,41 руб., за февраль 2014 - 85,48 руб.
Также проверкой установлены нарушения порядка начисления платы за индивидуальное потребление. Так, в квитанциях за январь и февраль 2014 по указанной выше квартире при определении размера платы применялись устаревшие тарифы для водоснабжения и для водоотведения, которые выше вновь утвержденных.
Кроме того, в рамках проверки выявлены факты ежемесячного начисления платы за отопление собственникам МКД по фактическим показаниям прибора учета, что противоречит требованиям действующего законодательства.
По вышеуказанным фактам в отношении юридического лица ООО «Стройсервис» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования).
По постановлению прокурора города региональной службой по тарифам Кировской области ООО признано виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Решение суда в настоящее время в законную силу не вступило.
Кроме того, в адрес директора организации прокурорм города Кирова внесено представление с требованием произвести перерасчет платы всем жильцам дома, которое в настоящее время находится в стадии рассмотрения. Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.