Порядок начисления размера платы за электроэнергию на ОДН
Подборка материалов по теме. Начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирных домах во многих случаях незаконно! Узнайте здесь правильный порядок и законные основания!
1. Информация Об административных наказаниях Удмуртского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» (ранее — ОАО «УЭСК») за нарушения при начислении платы за электроэнергию (в т.ч. на ОДН) (только обжалования!):
28.03.2013 г.: Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 26.12.2012г. ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 14.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 12.000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления. Судом установлено, оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечён к административной ответственности, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, вина Общества в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин препятствовавших соблюдению требований законодательства, устанавливающих порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, а также доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению неправомерного начисления платы потребителям.
В связи с вышеизложенным Решением Арбитражного суда УР отказано ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по УР по делу об административном правонарушении.
19.04.2013 г.:Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 20.06.2012 года ООО «УЭКС» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 14.7 КоАП (обман потребителей) - неправомерное начисление и взимание платы за электроэнергию с жильцов домов г. Ижевска с наложением штрафа в размере 12000 руб.
ОАО «УЭКС», не согласившись с вынесенным постановлением Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республике с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 20.06.2012. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республике от 08.02.2013 г. требования ОАО «УЭКС» удовлетворены частично, оспариваемое постановление изменено в части уменьшения размера штрафа до 10000 руб.
В последствии ОАО «УЭКС» обратилось в суд апелляционной инстанции, с требованием о признании решения суда первой инстанции от 08.02.2013 не законным.
05.04.2013 г. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения суда первой инстанции, указав на наличие вины ОАО «УЭКС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП.
Таким образом, постановление Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 20.06.2012 г. признано законным.
21.06.2013 г.: Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в связи с поступившими обращениями жителей многоквартирных домов по адресам: г. Ижевск, ул. Клубная, 87,79,71 в отношении ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей при начислении платы за электрическую энергию.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в счетах извещениях за сентябрь 2012 г. начислило плату за электроэнергию, потреблённую в местах общего пользования собственникам жилых помещений в многоквартирных домах. При этом о переходе на такой способ расчётов (напрямую с энергоснабжающей организацией) общим собранием собственников помещений не принималось. Управлением Ропотребнадзора по УР Обществу направлено предписание об устранении допущенных нарушений.
ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» не согласившись с выданным предписанием обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании недействительным предписания.
Основанием для признания обжалуемого предписания недействительным суд не нашёл. Жилищным Кодексом прямо предусмотрено, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования, производится не ресурсоснабжающим организация, а исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании).
В связи с вышеизложенным арбитражный суд решил: заявленные требования ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» оставить без удовлетворения.
23.07.2013 г.: Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 03.04.2013г ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 14.7 КоАП РФ (обман потребителя) с наложением административного штрафа в размере 12.500 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления. Судом установлено, оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечён к административной ответственности, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, вина Общества в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин препятствовавших соблюдению требований законодательства, устанавливающих порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, а также доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению неправомерного начисления платы потребителям.
В связи с вышеизложенным Решением Арбитражного суда УР отказано ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по УР по делу об административном правонарушении.
23.09.2013 г.: Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 03.04.2013г ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 14.7 КоАП РФ (обман потребителя) с наложением административного штрафа в размере 12.500 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления. Судом установлено, оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечён к административной ответственности, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, вина Общества в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин препятствовавших соблюдению требований законодательства, устанавливающих порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, а также доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению неправомерного начисления платы потребителям.
В связи с вышеизложенным Решением Арбитражного суда УР отказано ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по УР по делу об административном правонарушении.
Общество не согласившись в решением Арбитражного суда УР Общество обратилось с апелляционной жалобой в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по УР.
Постановлением апелляционного суда Решение Арбитражного суда оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
18.10.2013 г.: Информация об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» по ст. 14.7 КоАП РФ
Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 17.07.2013г. ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 14.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10.000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления. Судом установлено, оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечён к административной ответственности, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, вина Общества в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин препятствовавших соблюдению требований законодательства, при исчислении размера платы за коммунальные услуги, а таккже доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению неправомерного начисления платы потребителям.
В связи с вышеизложенным Решением Арбитражного суда УР отказано ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по УР по делу об административном правонарушении.
27.11.2013 г.: Информация об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ
Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 28 августа 2013 г. ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления. Судом установлено, оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечён к административной ответственности, предусмотренноё ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, также в материалах дела присутствуют достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения. Обществом не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства при оформлении платёжных документов в соответствии с установленными требованиями о представлении потребителям необходимой достоверной информации, а также принятия всех возможных мер по недопущению нарушения.
В связи с этим Решением Арбитражного суда УР отказано ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по УР по делу об административном правонарушении.
01.08.2014 г.: В адрес Управления Роспотребнадзора по УР поступила жалоба потребителя на необоснованный перерасчет платы (доначисление) за коммунальные услуги и предоставление недостоверной информации о наименовании услуг. Управлением Роспотребнадзора по УР была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой было выявлено нарушение Закона о защите прав потребителей – потребителям своевременно не предоставлена необходимая и достоверная информация об услугах. ОАО ««Удмуртская энергосбытовая компания»» (далее по тексту ОАО «УЭК») было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 5 600 руб.
ОАО ««УЭК», не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось в Арбитражный суд УР. Решением Арбитражного суда по делу №А71-4985/2014 постановление Управления Роспотребнадзора по УР было оставлено без изменения. В обосновании своего решения суд указал, что несмотря на заключение агентского договора между ОАО «УЭК» и ООО «Удмуртские коммунальные сети» самостоятельным субъектом ответственности является ОАО ««УЭК». Поскольку счета – извещения на оплату коммунальных услуг выставлялись потребителям ОАО «УЭК» от своего имени, то он как агент (посредник) в данном случае также является субъектом ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
15.10.2014 г.: В адрес Управления Роспотребнадзора по УР поступила жалоба потребителей на ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в лице филиала по гор. Ижевску по факту нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге. В ходе проведения внеплановой документарной проверки Управлением Роспотребнадзора по УР было установлено, что расчетные документы выставлялись без указания в них информации об основаниях для перерасчета платы за потребленную тепловую энергию и ГВС; указание в платежном документе видов услуг, не предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домах.
За данное правонарушение ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
21.10.2014 г.: В Управление Роспотребнадзора по УР Прокуратурой Первомайского района г. Ижевска были направлены материалы проверки соблюдения ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» жилищного законодательства при выполнении расчета размера платы за коммунальную услугу «Электроэнергия» для многоквартирного дома № 117 по ул. Воровского г. Ижевска (далее МКД № 117). Управлением сделан вывод, о том, что общество при выполнении расчета размера платы за услугу «Электроэнергия ОДН» использует общую площадь жилых и нежилых помещений 15 262, 9 кв. м., однако согласно данным технического паспорта данная площадь составляет 14 645,8 кв. м. В результате применения в расчете неточных данных по площади, объем потребления начисленный жильцам МКД № 117 к оплате за услугу «Электроэнергия ОДН» некорректен (завышен). В связи с чем, ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» нарушило права жильцов МКД № 117, что выразилось в обсчете и введении в заблуждение потребителей при расчете платы за коммунальную услугу «Электроэнергия ОДН», а также неверное начисление жильцам МКД № 117 платы за коммунальную услугу «Электроэнергия ОДН».
За данное правонарушение ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» было привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
10.12.2014 г.: Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 09.04.2014 ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ (в платежном документе счет-извещении на оплату услуг за январь 2014 г. потребителю не указаны основания перерасчета за коммунальную услугу) с наложением административного штрафа в размере 5 600 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлением Роспотребнадзора по УР. Решением Арбитражного суда УР от 04.07.2014 г. в удовлетворении требований ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» отказано. Не согласившись с решением Арбитражного суда УР, общество обратилось с апелляционной жалобой в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда УР оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» - без удовлетворения.
30.01.2015 г.: Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 18.06.2014 ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (в платежном документе счет-извещении на оплату услуг за январь 2014 г. потребителю не указаны основания перерасчета за коммунальную услугу) с наложением административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлением Роспотребнадзора по УР. Решением Арбитражного суда УР от 29.09.2014 г. в удовлетворении требований ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» отказано. Не согласившись с решением Арбитражного суда УР, общество обратилось с апелляционной жалобой в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда УР оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» - без удовлетворения.
23.03.2015 г.: Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 06.08.2014 ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ (указание в платежной документе не правильной информации о наименовании предоставленных коммунальных услуг, непредставление информации об основаниях для перерасчета платы за коммунальные услуги) с наложением административного штрафа в размере 5 500 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлением Роспотребнадзора по УР. Решением Арбитражного суда УР от 20.10.2014 г. в удовлетворении требований ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» отказано. Не согласившись с решением Арбитражного суда УР, общество обратилось с апелляционной жалобой в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда УР оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» - без удовлетворения.
Информация. Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в целях информирования населения сообщает информацию о начислении платы за коммунальные услуги по электроснабжению, потребляемые на общедомовые нужды (эл. ОДН). Отдельная строка в платежных документах на оплату коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, появилась в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг:
2. Порядок расчета объемов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов
В адрес Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике участились обращения граждан по вопросам, связанным с начислением платы за коммунальные услуги по электроснабжению, потребляемые на общедомовые нужды (эл. ОДН).
В целях информирования населения Управление сообщает следующую информацию.
Так, согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: — коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении; — и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Формулы расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, приведены в Приложении N 2 к Правилам N 354 раздел 3
Объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета определяется по формуле 15.
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД;
Si - общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в МКД;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе исполнитель обязан указать общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общие домовые нужды, то в соответствии с подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Письменное обращение желательно направить исполнителю услуг в 2-экземлярах с приложением копий платежных документов.
В надзорные органы дополнительно направить договор управления МКД.
На основании пункта 16.1 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило «Положение о государственном жилищном надзоре» (постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493) определен порядок проведения государственного жилищного надзора.
Государственный жилищный надзор осуществляет Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к: — управлению многоквартирными домами; — установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; — раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; — предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; — созданию и деятельности советов многоквартирных домов; — определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; — обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; — порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; — формированию фондов капитального ремонта и т.д.
3. Выдержки из определения Верховного суда Удмуртской Республики (дело № 33-4525/2014 от 29.12.2014 г.) по вопросу начисления платы за
электроэнергию на ОДН:
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от
выбранного жильцами способа управления. Действующее жилищное
законодательство с 18 июня 2011 г. не допускает возможность прямой оплаты собственниками
помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям
коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в
многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая
осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления
таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Отсутствие между управляющей
организацией и ресурсоснабжающей организацией договора на поставку
коммунальных ресурсов, необходимых для содержания и использования общего
имущества многоквартирного дома, на что ссылается сторона ответчика в
апелляционной жалобе, не влечет для собственника жилого помещения
обязанности оплаты стоимости такой потребленной услуги непосредственно
ресурсоснабжающей организации, ввиду прямого указания закона (п.7.1
ст.155 ЖК Российской Федерации).
Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды и
компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях,
энергосбытовая компания вправе получить только с управляющей
организации.
Неисполнение управляющей организацией предусмотренной законом
обязанности заключить договор электроснабжения, независимо от причин, не
может повлечь для собственника жилого помещения необходимость
оплачивать стоимость электроэнергии на общедомовые нужды непосредственно
ресурсоснабжающей организации.
Для справки, ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ:
7.1. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. (часть 7.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 г. №123-ФЗ, действует с 18.06.2011 г.)
4. Выдержки из постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 г. №17АП-16981/2014-АК по делу №А71-5576/2014 по вопросу
начисления платы за
электроэнергию на
ОДН:
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов следует и заявителем не оспаривается, что собственниками многоквартирных домов по вышеуказанным адресам выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - ООО "Управляющая компания "Вест-Снаб" по договору управления.
При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, а также направление в адрес потребителей платежных документов в указанной части возложена на управляющую компанию, которая является исполнителем коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей компанией, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не управляет многоквартирными домами, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг (но отвечает за поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с ресурсоснабжающей организацией ч. 15 ст. 161 ЖК РФ) и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Административным органом установлен факт начисления и взимания заявителем с жильцов домов платы за электроэнергию в местах общего пользования, что не соответствует положениям ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, в нарушение законодательно установленного порядка, заявитель, не являясь исполнителем коммунальных услуг, необоснованно предъявляет плату за электроэнергию в местах общего пользования собственникам жилых помещений, при том, что оплата предъявляется потребителям непосредственно исполнителем коммунальных услуг - управляющей компанией, тем самым производит обман потребителей, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения.
Ольга пишет 09.04.2015 г.: Здравствуйте, хотела бы задать еще один вопрос по поводу начислений за ОДН законно ли что сумма за ОДН выше чем сумма за фактически потребленную по квартирному прибору учета , вот мне сегодня пришла платежка , по показаниям моего счетчика я потребила 42 Квт. а-125,58р. , а за ОДН мне начислено 50,83 квт. -151,98р., работники энергосбыт плюс ссылаются на старшего по дому, мол он должен снимать показания квартирных счетчиков и ежемесячно их сдавать замечу бесплатно им в нашем доме 320 кв. я не представляю кто за бесплатно будет делать эту работу , а в итоге платим за кого-то. Может вы что подскажете.
Отвечаю: 1. Ограничений по соотношению размера платы «за ОДН» к размеру платы «за индивидуальное потребление» — нет (Правилами не установлены). Правильность начисления платы за ОДН может быть проверена собственниками. Роспотребнадзор как раз даёт свои разъяснения выше об этом.
2. Правилами установлено ограничение по размеру платы «за ОДН по прибору» к размеру платы «за ОДН по нормативу». С исключениями в следующих случаях: а) принятие собственниками отдельного решения на этот счёт, б) исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
«44. <...> Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.»
3. Совет многоквартирного дома — это, по большей части, чисто номинальная структура, не имеющая реальных полномочий. Так, для вида. «Старший по дому» — нет такого понятия в законодательстве. В Жилищном кодексе РФ не прописано, что председатель совета МКД обязан снимать и передавать показания приборов учёта в ресурсоснабжающую организацию. Поэтому логично задать вопрос самому Энергосбыту: какие отношения у них имеются с т.н. «старшим по дому»? В отличие от этого, Энергосбыт имеет отношения с управляющей организацией или ТСЖ. Если Вы платите за электроэнергию напрямую в Энергосбыт, платёжки печатают они сами, то и ответить Вам должны именно они (объяснить, откуда они берут показания приборов учёта для начисления платы потребителям), а не ссылаться на третьих лиц.
Правилами этот вопрос урегулирован следующим образом: — Показания индивидуальных приборов учёта снимают самостоятельно потребители (это их право) и передают их исполнителю коммунальной услуги или уполномоченному им лицу (пп. «к1» п. 33 Правил). Если потребитель не снял или не передал показания, то в этом периоде исполнитель начисляет ему плату «по среднему» с последующими корректировками. — Показания общедомовых приборов учёта снимает исполнитель коммунальной услуги (пп. «е» п. 31 Правил).
В Кирове прокуратура проверила правильность начисления платы за электроэнергию на ОДН
Прокуратурой Зуевского района проведена проверка по обращению граждан по вопросу начисления платы за электроэнергию в марте 2015 года, в ходе которой установлены нарушения со стороны Зуевского офиса продаж и обслуживания клиентов Кирово-Чепецкого отделения Кировского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» (далее - ОАО «Энергосбыт Плюс»).
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 59 Правил при непредставлении потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные законодательством, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода), начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
В ходе проверки установлено, что начисление платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома по адресу: Кировская область, г. Зуевка, ул. Чкалова, д. 35, осуществляет ОАО «Энергосбыт Плюс».
При проверке правильности начисления платы жителям названного дома за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды за коммунальную услугу электроснабжения, установлено, что за январь 2015 года собственникам и нанимателям жилых помещений начислена плата за электроэнергию на общедомовые нужды, при этом согласно технического паспорта здания в многоквартирном доме отсутствуют помещения, входящие в состав общего имущества и предназначенные для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (отсутствуют чердак, лестничные площадки, холлы, вестибюли, коридоры и т.п.).
Таким образом, начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома не правомерно по причине отсутствия помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в нарушение п. 59 Правил, плата за электроэнергию, предоставленную потребителю в жилом помещении, за ноябрь - декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года не начислялась нескольким квартирам, что могло повлиять на размер начисленной платы за электроэнергию на ОДН при наличии оснований для начисления данной платы.
В целях устранения выявленных нарушений в адрес директора Кирово-Чепецкого отделения Кировского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» внесено представление об устранении нарушений, которое находится на рассмотрении.
Прокуратура Пермского края: «Расторжение договора электроснабжения противоречит действующему законодательству и договору управления домом, заключенному между управляющей организацией и собственниками помещений дома, а также приводит к увеличению платы гражданами за электроснабжение общедомовых нужд» (далее... )
Мария Ананьевна пишет: Здравствуйте! Я пенсионерка, живу одна, ежемесячно вовремя передаю показания электросчетчика и оплачиваю предоставленные счета.. Почему показания квартирного счетчика за март 2015 года 108 квт, а потребление ОДН 97 квт? До каких пор пенсионеры должны оплачивать невзысканные суммы с должников? В случае не получения ответа подаю исковое заявление в суд, так как с представителями Балезинского офиса продаж и обслуживания клиентов вопрос не решается. Местные работники ограничились проверкой показаний счетчиков жильцов дома. С уважением.
Отвечаю: Здравствуйте! «Невзысканные суммы с должников» потребителям (которые исправно платят) не должны начисляться. Это не предусмотрено Правилами и вообще незаконно. И я не думаю, что Ваш Энергосбыт так делает. Да, показания индивидуальных приборов по всем квартирам влияют на начисление платы по отдельной квартире. Рекомендую обратиться с запросом об обосновании расчётов — это Ваше право, и проблем с предоставлением таких документов у Энергосбыта обычно не возникает. Проанализируйте, сравните расчёты не за один месяц, а за несколько. Возможно, это был разовый инцидент.
Галина пишет 17.06.2015 г.: В нашем подъезде в апреле 2015 г.установили энергосберегающие лампы (включаются на звук). Но оплата за электричество в местах общего пользования нисколько не изменилась. От имени жильцов я обратилась с вопросом: "Почему?" в управляющую компанию ЖРП8 через приемную он лайн. Также попросила предоставить показания электросчетчика за МОП за январь, февраль, март, апрель и май 2015 г. Ответа нет. Писали в другие инстанции. Идут отписки. Что делать? Идти в суд?
Здравствуйте! Следует ли из нижеприведенного, что ОАО "Энергосбыт Плюс" не может начислять плату за ОДН? (цитирую СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕот 22 января 2015 г. N 17АП-16981/2014-АКДело N А71-5576/2014) "Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме."
Ответ: Здравствуйте! Из приведённого постановления — да, следует.
Почему растет энергопотребление в ваших Счет – извещениях, в разделе «Энергоснабжение ОДН" или (МОП)? Так в Счет – извещении за Январь 2015 стоит цифра 20,50 кВт.ч. и эта цифра подозрительно не менялась до Июля месяца 2015, а с Июля месяца 2015 уже стоит цифра 24,61 кВт.ч. и та цифра тоже подозрительно не менялась до Октября месяца 2015, а в Счет – извещении за Ноябрь 2015 стоит уже цифра 38,04 кВт.ч. О каком энергосбережении, о котором так много и громко говорит наше правительство, может идти речь, если в Управляющей компании как Ваша (ООО «УК «Вест-Снаб»), Ваши энергетики не могут навести элементарный порядок в энергосбережении. За неполный 2015 год, рост по статье «Энергоснабжение ОДН" составил: (38,04 кВт.ч. - 20,50 кВт.ч.) х 100% / 38,04 кВт.ч. = 46,11%. У меня за весь неполный 2015 год плата по моему счетчику в ОАО «Энергосбыт Плюс» составляет ежемесячно из расчета 150 кВт. ч. так то - квартира, а не места общего пользования, наверное, Вы приплюсовываете к нам и ООО "ЖРП "Верно", которая расположена в нашем подвале, кстати сказать – незаконно, нет договора аренды. На основании вышеизложенного, прошу Вас: 1. Объясните, пожалуйста, сложившуюся ситуацию с Энергоснабжение ОДН. 2. Объясните, пожалуйста, сложившуюся ситуацию с энергосбережением в нашем доме, в частности по статье Энергоснабжение ОДН.
Гусеву В.А. -сообщите для понимания номер дома и улицу, квартиру не надо..... если проблема с ООО "УК "Вест-Снаб" - целесообразнее выкладывать тему на страницу УК и/или дома. делается много выводов, включая о незаконности действий УК, включая размещения обслуживающей организации, а информации, позволяющей конкретнее изучить проблему нет... Вам ведь нечего скрывать Гусев В.А.???
А я и написал: "В три адреса: 1. Главному государственному жилищному инспектору, заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Чибису А. В. 2. Начальнику Гос.жил.инспекции УР Исмагилову М.Р. 3. Директору ООО «УК «Вест-Снаб» Почепцову Ю.В.
Но ответы пришли не от всех, не пришел ответ только от ООО "УК"Вест-Снаб" - видимо нечего сказать. Но ООО "УК"Вест-Снаб" тем самым нарушает ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", где в частности говорится: «…в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения (п. 1 ст. 12). В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (п. 2 ст.12).»
Невнимательный вы Гусев В.А. - указанный Вами ФЗ распространяется (как Вы сами указали) "на письменные обращения, поступившие в орган местного самоуправления или должностному лицу". ООО "УК "Вест-Снаб" таковыми (несмотря на Ваше желание) не является и нормы ФЗ№59 к УК применяться не могут. Перефразирую известную юмореску - "как жалко, что мы так и не услышали (не увидели) адрес дома г-на Гусева В.А., на котором "творятся" расчеты с ОДН...
Неуважаемый, coment. Ты занимаешься, совсем не тем - чем угодно, только не проблемами ЖКХ, возникающими у простых обывателей - к коим я отношу и себя. Ну при чем тут Жванецкий, кому надо - тот ответит, у них есть и мой адрес, и мой e-mail и т.д. и т.п. С неуважением, Гусев В.А.
Гусеву В.А. - я Вами я водку не выпивал и причин переходить на "Ты" не вижу. В своей жизни занимаюсь тем считаю необходимым и интересным. В отличие от "общественно-"полезных" конторок с флагом защиты "простых" обывателей я не ношусь. Выдаваемые мною комментарии также не преследуют цель потакать чьим-то болезненным амбициям. Целью своей имею доведение до сведения жителей фактической и реальной ситуации в ЖКХ в силу определенной своей осведомленности в данных вопросах. И в неуважении отдельного г-на Гусева В.А. точно не нуждаюсь. По жизни есть один хороший принцип - обозначил проблему, обоснуй ее, или сотрясай воздух в иных местах....
проблему, указанную в комментарии №10 по причине отсутствия надлежащих и осмысленных разъяснений от г-на Гусева В.А. смысла обсуждать более не вижу необходимости. г-ну Гусеву В.А. - просьба в "неуважении" не практиковаться, вся словесная сырость будет оставлена без комментариев. Есть проблема, должны быть факты, нет фактов - проблема надуманная ради сомнительного пиара....
Пермский край: По требованию прокуратуры энергоснабжающая организация произвела перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды
Прокуратура Юсьвинского района Пермского края совместно со специалистами Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края проверила коллективное обращение жителей многоквартирного дома № 36А по ул. Попова с. Юсьва, о законности размера начисления коммунальных платежей на общедомовые нужды.
Установлено, что в период с января по апрель 2015 года Кудымкарским отделением ОАО «Пермэнергосбыт» жителям вышеуказанного многоквартирного дома при расчете размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды применены неверные данные общей площади жилых и нежилых помещений.
Выяснилось, что площадь в техническом паспорте на многоквартирный дом не соответствовала площади указанной в платежных поручениях, предъявляемых ресурсоснабжающей организацией жильцам дома для оплаты за предоставляемые услуги по электроснабжению, в том числе за ОДН.
Кроме этого, срок снятия показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, не соответствовал сроку снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в этой связи потребителям был представлен некорректный расчет платы.
По результатам проверки прокурором района в адрес директора Кудымкарского отделения ОАО «Пермэнергосбыт» внесено представление об устранении выявленных нарушений и произведении перерасчета платы. В августе 2015 года по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования энергоснабжающая организация произвела потребителям многоквартирного дома перерасчет платы за коммунальную услугу за период с января по июль 2015 года.
Ульяновск: Суд признал незаконными действия «Ульяновскэнерго» по начислению ОДН
Еще в декабре прокурор Засвияжского района обратился в суд с иском в интересах всех жителей областного центра о признании незаконными действий «Ульяновскэнерго» по начислению ОДН. Буквально на прошлой неделе суд исковое заявление прокуратуры удовлетворил.
— «Ульяновскэнерго» не управляет многоквартирными домами — этим занимается управляющая компания, и именно она несет ответственность за общедомовые нужды, — сказал Хуртин. – Каждый гражданин не может быть ответственным за общедомовые расходы, «Ульяновскэнерго» не имеет права требовать платы за ОДН с физических лиц. Суть сводится к этому. Решение состоялось. Конечно, оно может быть обжаловано, но мы решением удовлетворены.
Это – лишний повод напомнить всем: в случае, если ваш дом находится на прямом абонировании с «Ульяновскэнерго» (а таких домов в городе большинство после повального расторжения договоров компании с УК из-за долгов), платить за ОДН вы не обязаны.
Такие организации не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Резолютивная часть решения суда:
Цитата
Суд, руководствуясь статьями 194,197, 198, 199 ГПК РФ решил, исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконными действия ОАО «Ульяновсэнерго», в том числе взимание с предпринимателей и собственников помещений многоквартирных домов города Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в отсутствие решения собственников многоквартирных домов по оплате электрической энергии. В том числе на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации, обязав ОАО «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов города Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
Обязать ОАО «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды нанимателями и собственниками помещений многоквартирных домов города Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.
Законом РФ №176-ФЗ (ч. 9 ст. 12) установлено, что с 01.04.2016 г. плата за коммунальные услуги на ОДН войдёт в состав платы за содержание жилого помещения.
В настоящее время Госдумой РФ рассматривается во втором чтении законопроект №928761-6 о переносе этого срока на 01.01.2017 г.
Может ли это повлиять на сложившуюся судебную практику?
Как можно заключить из принятых судебных актов по ОДН, решения и определения суда по коммунальным услугам (а именно, о незаконности начисления РСО платы за электроэнергию на ОДН) основываются на нормах законодательства, не зависящих от фактического срока введения поправок в пункты ЖК РФ, касающиеся платы за содержание и ремонт жилья.
А началось всё с того, что УК и ТСЖ не стали заключать договоров с Энергосбытом. Ведь заключив договор и начисляя плату потребителям (что, собственно, и предусмотрено Жилищным кодексом РФ), им бы пришлось ограничить величину платы за ОДН нормативом потребления (статья 44 Правил, см. комментарий №1 выше) и взять на себя реальную работу по выявлению потерь и неучтённого расхода электроэнергии в многоквартирном доме.
Выбирая такие УК и ТСЖ, оплачивая их содержание, потребители сами спонсируют так называемые «проблемы ЖКХ».
Внесены изменения в постановление №354, в соответствии с которыми с 30.06.2016 г. размер начислений платы за общедомовые нужды не может быть больше установленного норматива.