Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске за 2009 год
Выдержки из отчета:
Основную долю в 2009 г. (45,71 %) по управлению многоквартирными домами занимали три хозяйствующих субъекта: МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» – 32,05 %, ООО «Управляющая компания «ЖРП–8» – 7,25 %, ООО «Управляющая компания «Ижкомцентр» – 6,41 %.
Для сведения: основную долю в 2008 году (70,24%) по управлению многоквартирными домами занимали три организации: МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» (40,03 %), ООО «Управляющая компания «ЖРП–8» (5,75 %), ООО «Ареола» совместно с ООО «ЖилКомСервис» (входят в одну группу лиц) (4,05 %).
МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» создано Администрацией г. Ижевска, основным его видом деятельности является управление жилищным фондом. МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» осуществляет обеспечение заключения договоров на обслуживание (содержание) и ремонт жилищного фонда, находящегося в его управлении, производит начисление платежей, осуществляет расчеты с подрядными организациями и поставщиками.
По состоянию на 31.12.2009 г. МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35%, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по виду деятельности – управление многоквартирными домами г. Ижевска с долей более 35 % в границах г. Ижевска.
По состоянию на 31.12.2009 года: • в управлении действующих ТСЖ, ЖСК находится 221,38 тыс. кв. м (2,22 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска), что на 5,26 % меньше уровня 2008 года, • в управлении управляющих организаций находится 8858,62 тыс. кв. м (88,78 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска), в том числе: • в управлении управляющих организаций, выбранных по решению собственников – 8844,82 тыс. кв. м. (88,64 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска), что на 18,94 % больше уровня 2008 года; • в управлении управляющих организаций, выбранных по результатам конкурса – 13,8 тыс. кв. м. (0,14 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска), что на 16,95 % больше уровня 2008 года; • способ управления не выбран и/или не реализован – 893,5 тыс. кв. м. (8,95 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска), что на 61,5% меньше уровня 2008 года; • в непосредственном управлении находится 4,50 тыс. кв. м. (0,05 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска).
Таким образом, в 2009 году наблюдается увеличение объемов жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих компаний и значительное снижение объема жилищного фонда, в котором не выбран или не реализован способ управления.
Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами
К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.
В ходе проведения исследования проводился опрос органов государственной власти и местного самоуправления, а так же управляющих организаций.
Проведенный опрос управляющих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления определил наличие следующих барьеров входа на рынок управления многоквартирными домами: • необоснованное затягивание сроков передачи технической документации на многоквартирный дом от прежней управляющей компании к вновь избранной управляющей компании; • сложности при перечислении остатков денежных средств собственников помещений, находящихся на расчетном счете прежней управляющей компании к вновь выбранной управляющей организации; • отсутствие возможности получения управляющими организациями долгосрочных кредитов; • несоблюдение ресурсоснабжающими организациями требований жилищного законодательства, в частности постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; • вынесение ресурсоснабжающими организациями предписаний об установке приборов учета коммунальных ресурсов без учета наличия финансирования для проведения работ по разработке проектной документации; • несовершенство законодательства в области жилищно-коммунального комплекса; • управляющие организации в первые месяцы после избрания вынуждены выделять собственные денежные средства на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт многоквартирных домов, т.к. многие жильцы оплачивают коммунальные платежи заранее, либо передают обязанность по внесению платежей различным организациям (банкам, почте), которые не извещаются о смене управляющей компании; • задолженность МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» перед собственниками за невыполненные работы по текущему и капитальному ремонту; • несвоевременное внесение собственниками платежей за обслуживание дома, что ведет к задержке оплаты услуг электро-, тепло-. водо-, газоснабжающих организаций; • распространение сведений отдельными хозяйствующими субъектами порочащих деловую репутацию других управляющих организаций; • отказ от возмещения и представления отчета о расходовании МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» арендных платежей, собранных с арендаторов общего имущества многоквартирных домов; • несоответствие сроков расторжения МУ «УК в ЖКХ – ГЖУ г. Ижевска» договорных отношений с арендаторами и собственниками нежилых помещений; • неготовность населения нести бремя собственности; • осложнение ситуации при голосовании собственниками одних и тех же многоквартирных домов одновременно или с небольшим перерывом во времени за различные способы управления или управляющие организации; • наличие жилищного фонда в неудовлетворительном техническом состоянии, с высокой степенью износа, ветхого и аварийного; • органы местного самоуправления подходят к выполнению некоторых обязанностей сугубо формально; • отсутствие документации на межевание земельных участков придомовых территорий у многоквартирных домов; • несогласованность в действиях между управляющими компаниями и Управлением ЖКХ Администрации г. Ижевска по оформлению документов для участия в федеральной программе капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. №185 – ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства»; • высокие тарифы за перечисление коммунальных платежей; • отсутствие эффективных механизмов работы с собственниками – должниками за услуги ЖКХ;
Управляющие организации в ходе опроса указали на трудную преодолимость барьеров, зависящих от действий самих управляющих организаций, но, по мнению управляющих организаций, барьеры, устранение которых зависит от органов власти, преодолимы.
В то же время, сами органы власти указывают на трудную преодолимость данных барьеров.
Несмотря на наличие барьеров входа на рынок, управляющие организации отметили следующие положительные изменения, произошедшие на рынке управления многоквартирными домами в 2009 году: • повышение активности населения при выборе способа управления многоквартирными домами; • более оперативное решение вопросов, связанных с ремонтом и обслуживанием жилья между управляющей компанией и собственниками жилья; • повышение уровня правового сознания у граждан по вопросу о бремени содержания общего имущества; • проявление интереса со стороны населения к структуре платежей за жилищно-коммунальные услуги; • изучение населением документов, связанных с реформированием жилищно-коммунального комплекса; • Администрацией г. Ижевска впервые утверждены тарифы на 2009 год по содержанию домовладения в зависимости от категории дома; • возможность собственников жилья самостоятельно решать на какие цели расходовать средства, собранные по статьям текущий и капитальный ремонт, а также контролировать качество предоставляемых услуг; • уменьшение неплатежей населением за жилищно-коммунальные услуги; • возможность ремонта жилищного фонда, находящегося в управлении, за счет средств Фонда содействия реформирования ЖКХ; • интерес средств массовой информации к проблемам ЖКХ; • рост конкуренции на рынке услуг по управления многоквартирными домами, что привело к повышению качества услуг в этой сфере.
Непосредственное управление осуществляется собственниками помещений в 9 домах, площадь которых составляет 0,05 % от общего объема жилищного фонда.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Анкетирование проведено Управлением федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в целях исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах г. Ижевска в период с марта 2010 г. по апрель 2010 г. (поступило 30 анкет).
(выборочные вопросы)
2. Укажите какая организация осуществляет управление Вашим домом: а) наименование организации указали – 76,67% б) затрудняюсь ответить – 23,33%
3. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых жилищных и коммунальных услуг: а) полностью удовлетворен – 20% б) не удовлетворен – 26,67% в) удовлетворен частично – 56,67%
4. Тарифы, установленные на жилищно-коммунальные услуги, являются по Вашему мнению: а) обоснованными – 0% б) тарифы завышены – 53,33% в) тарифы занижены – 0% г) качество жилищно-коммунальных услуг не соответствует размеру установленной платы – 30% д) затрудняюсь ответить – 26,67%
5. Какие жилищно-коммунальные услуги, по Вашему мнению, наиболее часто являются некачественными: а) холодное водоснабжение – 16,67% б) горячее водоснабжение – 70% в) теплоснабжение – 13,33% г) электроснабжение – 0% д) обслуживание лифта – 33,33% е) сбор и вывоз мусора – 50% ж) уборка придомовой территории – 26,67% з) текущий ремонт – 43,33% и) капитальный ремонт – 36,67% к) уборка мест общего пользования – 40%
6. Как Вы поступите, если тарифы на услуги управляющей компании на территории г. Ижевска возрастут более чем на 10 – 20 %: а) будете продолжать пользоваться услугами организации, с которой у Вас уже заключен договор - 43,33% б) будете искать организацию, которая предложит более низкий тариф – 56,67%
7. Возможно ли, на Ваш взгляд, заменить услуги по управлению многоквартирного дома на иные услуги: а) да (укажите на какие) – 0% б) нет – 90%
8. Имеете ли Вы возможность выбора управляющей организации: а) имеется – 33,33% б) возможность выбора существует только в границах населенного пункта, в котором я проживаю – 36,67% в) выбор среди управляющих компаний ограничен – 23,33% г) затрудняюсь ответить – 6,67%
9. На какие факторы Вы ориентируетесь при выборе организации, осуществляющей управление жилищным фондом: а) величина тарифа – 20% б) условия договора – 60% в) качество предоставляемых услуг – 80% г) месторасположение организации – 20% д) иное (укажите) – 6,67%
10. Укажите, сколько раз за 2009 год в Вашем доме проводилось общее собрание собственников жилья, по вопросу выбора управляющей компании: а) два и более – 26,67% б) один – 36,67% в) не проводилось – 30% г) затрудняюсь ответить – 6,67%