Izhcommunal.ru - Исследование жилищно-коммунальных отношений :: ЖКХ :: Ижевск
Исследование жилищно-коммунальных отношений   ЖКХ   Ижевск
Вы вошли как: Гость
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Избранное
Погода
Пользователи
ТОП: (по числу комментариев)
№1 — Al-7 (2320)
№2 — Shitov_s_y (352)
№4 — Олеша (197)
№5 — mikefinale (165)
Новые:
Dzekan (1), Fktrctq, 251228730, 18ТОНН, лина (1)
ЖКХНормативные акты ЖКХНормативные акты г. Ижевска и УР Добавить запись

УР — Программа обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения УР на 2013-2015 годы — постановление УР от 04.09.2013 г. №396

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. №396

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ
И УСЛУГАМИ ЖКХ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(2013 - 2015 ГОДЫ)"

Правительство Удмуртской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Удмуртской Республики "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Удмуртской Республики (2013 - 2015 годы)".

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ


Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 4 сентября 2013 г. №396

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ
И УСЛУГАМИ ЖКХ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(2013 - 2015 ГОДЫ)"

1. Характеристика состояния сферы социально-экономического
развития, в рамках которой реализуется государственная
программа, в том числе основные проблемы в указанной
сфере и прогноз ее развития

Жилищный фонд Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2013 года составил 31,251 млн. кв. метров общей площади, 21,563 млн. кв. м которого сосредоточено в городской местности. Обеспеченность населения жильем в 2012 году в среднем составляла 20,6 кв. метров жилья (в 2000 году - 17,0 кв. метров). Среди республик и областей Приволжского федерального округа Удмуртия занимает последнее место по обеспеченности населения жильем на 1 жителя.

За годы реформирования экономики существенно изменилась структура жилищного фонда. Увеличилась доля жилья, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, что в значительной степени является следствием проводимой в стране приватизации жилья.

Жилищный фонд Удмуртской Республики в разрезе форм собственности представлен на диаграмме 1.


Диаграмма 1

Жилищный фонд Удмуртской Республики по формам
собственности в процентах

100,0 ┤
      │      80,6
      │     ┌─────┐
80,0 ┤     │     │
      │     │     │
      │     │     │
60,0 ┤     │     │
      │     │     │
      │     │     │
40,0 ┤     │     │
      │     │     │
      │     │     │
20,0 ┤     │     │           11,5
      │     │     │          ┌─────┐            4,8               3,1
      │     │     │          │     │          ┌─────┐           ┌─────┐
  0,0 ┼─────┴─────┴─────┬────┴─────┴─────┬────┴─────┴─────┬─────┴─────┴───┐
            частная       муниципальная   государственная      другая

Основным инструментом государственной жилищной политики в настоящее время является федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы). Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С целью создания условий для увеличения доступности жилья реализуется республиканская целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 февраля 2011 года N 17 (далее - республиканская целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы").

Основным источником пополнения жилищного фонда является строительство жилья. В течение 2012 года введено 516086 кв. метров жилья, что составляет 102,2 процента к уровню прошлого года, населением построено 263,63 тыс. кв. метров жилья, что составляет 51 процент от общего ввода жилья.

Ввод жилья на территории Удмуртской Республики за период 2009 - 2012 годов представлен на диаграмме 2.


Диаграмма 2

Ввод жилья на территории Удмуртской Республики,
тыс. кв. м общей площади жилья

520 ┤                             516,1
    │                             ┌────┐
510 ┤                    504,9    │    │
    │                    ┌────┐   │    │
500 ┤                    │    │   │    │
    │           481,9    │    │   │    │
490 ┤           ┌────┐   │    │   │    │
    │           │    │   │    │   │    │
480 ┤           │    │   │    │   │    │  ┌─┐
    │           │    │   │    │   │    │  └─┘ тыс. кв. м
470 ┤  464,8    │    │   │    │   │    │
    │  ┌────┐   │    │   │    │   │    │
460 ┤  │    │   │    │   │    │   │    │
    │  │    │   │    │   │    │   │    │
450 ┤  │    │   │    │   │    │   │    │
    │  │    │   │    │   │    │   │    │
440 ┤  │    │   │    │   │    │   │    │
    │  │    │   │    │   │    │   │    │
430 ┼──┴────┴─┬─┴────┴─┬─┴────┴─┬─┴────┴─┐
        2009     2010     2011     2012

В 2012 году Удмуртская Республика занимала в ПФО 11 место по вводу жилья на одного человека - 0,34 кв. м; в 2011 году - 12 место - 0,33 кв. м на человека.

Растущие объемы жилищного строительства не решают в полной мере проблемы обеспечения граждан жильем. По состоянию на 1 января 2013 года на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий состояли 19,6 тысячи семей. Из общего числа очередников в 2012 году получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия 3048 семей или 16 процентов от общего числа очередников.

Эта ситуация требует государственного стимулирования механизмов улучшения жилищных условий граждан, имеющих невысокий уровень доходов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" поставлена задача формирования рынка доступного арендного жилья и создания жилищного фонда некоммерческого использования для граждан, имеющих невысокий уровень доходов. К решению данного вопроса республика приступила в 2012 году, начав строительство государственного жилищного фонда, предназначенного для решения жилищных проблем сотрудников бюджетных учреждений путем предоставления жилья по договору некоммерческого найма.

Для формирования жилищного фонда некоммерческого использования для граждан, имеющих невысокий уровень доходов, в Ижевске возводится многоквартирный дом на 178 квартир. В дальнейшем на этой же площадке планируется построить еще один дом (230 квартир).

Большую роль в обеспечении населения жильем играет ипотечное кредитование.

Общий объем ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике в 2012 году составил 10204,6 млн. рублей, что выше значения 2011 года в 1,4 раза.

За счет выданных ипотечных жилищных кредитов и займов улучшили жилищные условия 12027 семей.

Объемы ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике в 2010 - 2012 годах представлены на диаграмме 3.


Диаграмма 3

14000 ┐
      │                              12027
      │                             ┌────┐
12000 ┤                             │    │
      │                             │    │10204
      │                             │    ├────┐
10000 ┤                9780         │    │    │ ┌─┐
      │               ┌────┐        │    │    │ └─┘ количество граждан
      │               │    │        │    │    │
8000 ┤  7041         │    │7285    │    │    │ ┌─┐ объем кредитных
      │ ┌────┐        │    ├────┐   │    │    │ └─┘ средств, млн. руб.
      │ │    │        │    │    │   │    │    │
6000 ┤ │    │4860    │    │    │   │    │    │
      │ │    ├────┐   │    │    │   │    │    │
      │ │    │    │   │    │    │   │    │    │
2000 ┤ │    │    │   │    │    │   │    │    │
      │ │    │    │   │    │    │   │    │    │
      │ │    │    │   │    │    │   │    │    │
    0 ┼─┴────┴────┴─┬─┴────┴────┴─┬─┴────┴────┴─┐
           2010           2011          2012

Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволило обеспечить масштабное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В 2012 году жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному жилью, составил 729,1 тыс. кв. метров (2,4 процента от всего жилищного фонда).

Процесс ликвидации жилья, непригодного для проживания, протекает медленно. По удельному весу ветхого и аварийного жилья республика занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе.

Техническое состояние жилищного фонда республики во многом зависит от возраста строений. Более 85 тысяч жилых домов в республике возведены до 1971 года. Около 90 тысяч домов возведены в период с 1971 по 1995 годы.

Информация о техническом состоянии жилищного фонда республики представлена на диаграмме 4.


Диаграмма 4

Число домов по годам возведения на конец 2012 года, единиц

80000 │                          66407
      │                  63108  ┌─────┐
      │                 ┌─────┐ │     │
60000 │                 │     │ │     │
      │                 │     │ │     │
      │                 │     │ │     │
40000 │                 │     │ │     │  38499
      │                 │     │ │     │ ┌─────┐
      │                 │     │ │     │ │     │
20000 │           8242  │     │ │     │ │     │
      │   3872  ┌─────┐ │     │ │     │ │     │
      │ ┌─────┐ │     │ │     │ │     │ │     │
    0 └─┴─────┴─┴─────┴─┴─────┴─┴─────┴─┴─────┴
       до 1920  1921 -  1946 -  1971 -  после
                1945    1970    1995     1995

В результате сотрудничества с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за период 2008 - 2012 годов были капитально отремонтированы 1862 многоквартирных дома общей площадью более 4,5 млн. кв. метров. Однако следует отметить, что комплексные капитальные ремонты (модернизация) домов в массовом порядке не проводились, в среднем в одном многоквартирном доме проводились от одного до трех видов работ капитального ремонта из перечня, установленного Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Информация о проведении капитального ремонта жилищного фонда за 2008 - 2012 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Капитальный ремонт жилищного фонда

                             2008 год    2009 год    2010 год    2011 год    2012 год
Общая площадь капитально
отремонтированных жилых
помещений, тыс. кв. м         1407,2       702,6      1736,1       221,3       483,5
Затраты на капитальный     
ремонт, млн. рублей            575,5       531,4      1140,8       160,8       357,3

Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.

Уровень благоустройства жилищного фонда республики характеризуется следующим образом: водопроводом оборудованы 81,6 процента жилья, канализацией - 70,3 процента, отоплением - 83,0 процента, горячим водоснабжением - 56,2 процента, газом - 80,8 процента, напольными электроплитами - 7,6 процента.

По уровню благоустройства жилищного фонда Удмуртская Республика относительно других территорий Приволжского федерального округа находится на десятом месте. По удельному весу жилищного фонда, оборудованного водопроводом, республика занимает третье место в регионе, а по наличию отопления - десятое место.

Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.

Основным сдерживающим фактором развития жилищного строительства является высокий уровень износа действующих объектов коммунальной инфраструктуры, неразвитость или отсутствие коммунальной инфраструктуры и, как следствие, ограниченная возможность присоединения к ним вновь строящихся жилых домов и объектов социальной сферы.

Так, на 1 января 2013 года средний процент износа инженерных сетей в республике составляет:

по сетям теплоснабжения - 47 процентов;

по сетям водоснабжения - 63 процента;

по сетям водоотведения - более 61 процента.

Уровень газификации городов и районов Удмуртской Республики оказывает существенное влияние на социальное и экономическое развитие Удмуртии, на качественный уровень жизни населения, на состояние экономики региона в целом, являясь одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности энергоснабжения.

Работы по газификации Удмуртской Республики осуществляются более 40 лет. На 1 января 2013 года построены 10 тыс. км газовых сетей, что составляет около 56 процентов от общей их протяженности. Уровень газификации квартир природным газом в среднем по республике составляет 64,9 процента, в городах - 79 процентов, в сельской местности он значительно ниже и составляет всего 41,3 процента - это один из низких показателей в Приволжском федеральном округе.

Республиканская целевая программа "Газификация Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 сентября 2009 года N 269 (далее - Республиканская целевая программа "Газификация Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы"), создает благоприятные условия для привлечения не только федеральных средств, но и внебюджетных источников для финансирования развития газификации Удмуртской Республики.

Большое значение для республики имеет также реализация комплекса мероприятий по газификации регионов Российской Федерации, финансируемая за счет средств ОАО "Газпром". С 2005 года по 2012 год включительно на газификацию республики за счет указанных средств были направлены 3 млрд. рублей, введены в эксплуатацию 802,9 километра газопроводов. Наличие республиканской целевой программы позволяет добиться более существенных результатов при реализации плана-графика синхронизации строительства объектов за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств ОАО "Газпром", направляемых на строительство межпоселковых газопроводов.

Реализация мероприятий в рамках республиканской целевой программы "Газификация Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы" обеспечивает сочетание социальной направленности в развитии газификации как элемента повышения благосостояния населения Удмуртской Республики с учетом экономической целесообразности и реальных возможностей в обеспечении разумных пропорций в развитии районов и городов Удмуртской Республики.

Ключевым элементом как снижения административных барьеров в жилищном строительстве, так и комплексного развития территорий городов и других поселений в целях формирования комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека является градостроительная политика.

Принятый в 2004 году Градостроительный кодекс Российской Федерации определил процедуры разработки и утверждения основных документов реализации градостроительной политики: документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Такая система планирования пространственного развития обеспечивает организацию строительства, в том числе жилищного, с учетом общественных интересов, одновременно устанавливая прозрачные и устойчивые правила для застройщиков и инвесторов.

Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.

К сожалению, на практике градостроительная документация пока еще не стала доминирующей формой организации территорий в общественных интересах. Преобладающей остается административно-разрешительная система в отношении каждого проекта строительства, в том числе жилищного, что приводит к хаотичной застройке городов, низкому качеству организации среды проживания граждан и высоким административным барьерам в строительстве.

Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:

реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;

практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;

рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;

государство как "оптовый заказчик" на рынке жилищного строительства не использует возможность влияния на данный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья;

система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;

коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса.

Несмотря на то, что жилищный фонд республики растет, возводятся новые современные здания, значительных качественных изменений в его структуре и основных характеристиках пока не наблюдается. Так, например:

пополнение жилищного фонда за счет нового строительства осуществляется недостаточными темпами;

медленно идет ликвидация ветхого и аварийного жилья;

уровень благоустройства, особенно на селе, по-прежнему остается невысоким;

объемы капитального ремонта не соответствуют потребностям в таком ремонте.

И в этой ситуации продолжает расти стоимость жилищно-коммунальных услуг, хотя на начальном этапе проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства была поставлена задача снижения стоимости предоставляемых услуг при одновременном повышении их качества.

Финансово-экономический кризис существенно повлиял на состояние строительной отрасли в республике. Одним из факторов, также ограничивающим возможности по увеличению объемов строительства, является ресурсное ограничение строительного комплекса. Его развитию мешают изношенность производственных мощностей, низкая конкурентоспособность ряда отечественных строительных материалов, недостаточный уровень внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях.

В целях развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций реализуется республиканская целевая программа "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 мая 2012 года N 217 (далее - республиканская целевая программа "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года").

Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья эконом-класса, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации государственной программы.

Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги представляется невозможным.

Комплексный подход к жилищному строительству предполагает наличие развитой социальной инфраструктуры. В федеральном рейтинге обеспеченности объектами социальной сферы Удмуртия занимает 18 место.

В республике наблюдается демографический рост, но обеспеченность детскими садами отстает от потребности в обеспечении детей дошкольным образованием. В 2013 году планируется открыть 3229 мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, в 2014 году - 2595 мест, в 2015 году - 1600 мест. К 2016 году доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет составит 100 процентов, что позволит выполнить поручение Президента Российской Федерации в Указе от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Традиционно к 1 сентября будут вводиться в эксплуатацию новые школы. В 2013 году планируется ввести 928 ученических мест в 11 школах и комплексах школа-сад республики, в большинстве своем в сельской местности.

Для решения проблемы снижения количества ветхих зданий средних, основных и начальных общеобразовательных учреждений в 2014 - 2015 годах строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов будут продолжаться.

Для привлечения населения, в первую очередь детей и подростков, к физической культуре и спорту, создания условий для доступности объектов спорта в рамках социального проекта партии "Единая Россия" - "500 бассейнов" построен физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном на территории ФГБОУ ВПО "Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова".

В настоящее время за счет республиканских средств ведется строительство плавательного бассейна и крытого катка с искусственным льдом в с. Вавож. Завершаются работы на плавательном бассейне и крытом катке с искусственным льдом на спортивном комплексе "Чекерил" Завьяловского района. В 2013 году будет введен в эксплуатацию универсальный игровой спортивный зал в г. Воткинске. К очередным Республиканским летним сельским спортивным играм готовится к сдаче в эксплуатацию стадион в п. Ува. В 2013 году будет начато строительство плавательного бассейна с крытой ледовой ареной с искусственным льдом в п. Балезино. К юбилейным XX Республиканским зимним сельским спортивным играм, которые состоятся в п. Балезино в 2014 году, начато строительство лыжной базы. В 2013 году начнется строительство 50-метрового плавательного бассейна в г. Ижевске.

В целях улучшения условий медицинского обслуживания населения и обеспечения шаговой доступности детских поликлинических учреждений в 2013 году планируется приобретение и капитальный ремонт помещений для нужд детской поликлиники БУЗ УР "Городская клиническая больница N 7 МЗ УР". В г. Воткинске в рамках мероприятий по подготовке и проведению празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского будет построена поликлиника МБУЗ "Городская больница N 2". В 2014 году предполагается ввести в эксплуатацию пристройку к зданию ГУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница МЗ УР" в г. Ижевске на 200 посещений в смену и лечебный корпус МБУЗ "Можгинская центральная районная больница" в г. Можге.

Строительство объектов социально-культурной сферы в республике в 2012 году представлено в таблице 2.

Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обуславливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений государственной жилищной политики, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства, а также в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, и создание условий для удовлетворения жилищных потребностей и спроса на жилье различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в государственной поддержке.

В рамках государственной программы необходимо мобилизовать все ресурсы (финансовые, земельные, организационные и др.), имеющиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, и обеспечить координацию использования этих ресурсов. Такой подход позволит повысить результативность и эффективность государственной жилищной политики.

Государственная программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию условий для удовлетворения на новом более высоком качественном уровне потребностей населения в доступном и комфортном жилье, в том числе путем развития малоэтажного жилищного строительства.


2. Приоритеты государственной политики, цели, задачи
в сфере социально-экономического развития, в рамках
которой реализуется государственная программа

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.

Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, направленными на достижение указанной стратегической цели, являются следующие.

Первым приоритетом государственной политики является повышение комфортности проживания населения Удмуртской Республики путем строительства или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. Ежегодно в республике утверждается Адресная инвестиционная программа и Перечень объектов капитального ремонта, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Формирование Адресной инвестиционной программы и Перечня объектов капитального ремонта осуществляется с учетом предложений муниципальных образований в Удмуртской Республике. Реализация запланированных мероприятий способствует улучшению среды проживания населения Удмуртской Республики.

Вторым приоритетом является снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь жилья экономического класса.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" будут реализованы меры, направленные на снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, организацию бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса при условии ограничения продажной цены на такое жилье, предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.

В рамках данного приоритета Удмуртская Республика примет участие в реализации проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения.

Такой проект будет направлен на формирование механизмов удовлетворения потенциального спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий домохозяйств, относящихся к экономически активному населению в возрасте от 20 до 45 лет, имеющих сбережения на первоначальный взнос в размере не менее 20 процентов, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам с помощью собственных и заемных средств, но позволяют приобрести жилье по фиксированным ценам.

Снижение затрат и рисков строительства жилья экономического класса в рамках реализации приоритетного проекта планируется обеспечить за счет следующих источников:

организационное содействие в выявлении и координации спроса домохозяйств указанных категорий на приобретение жилья экономического класса по фиксированным ценам;

льготные условия предоставления для комплексного освоения в целях жилищного строительства или для жилищного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства, региональной и муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;

содействие в обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также при необходимости - социальной инфраструктурой;

обеспечение доступа к кредитным ресурсам для строительства и приобретения жилья;

предоставление типовой проектной документации для жилищного строительства;

содействие застройщику в сокращении сроков прохождения административных процедур;

предоставление застройщику гарантии выкупа нереализованного жилья экономического класса.

Кроме того, в рамках данного проекта предусматривается также оказание поддержки жилищно-строительных кооперативов, в том числе путем предоставления на льготных условиях земельных участков для жилищного строительства.

Реализация проекта позволит внедрить новые технологии массового строительства качественного жилья экономического класса, ценовые параметры которого определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, разрушить локальные монополии на рынках жилищного строительства и сформировать эффективный конкурентный рынок жилищного строительства, стимулировать внедрение современных технологий жилищного строительства, расширение спроса на жилье с высокими характеристиками энергоэффективности и низкими эксплуатационными издержками.

Проект будет способствовать повышению доступности жилья не только за счет строительства жилья экономического класса, реализуемого по фиксированным ценам ниже рыночных, но и за счет увеличения предложения жилья по рыночным ценам, что в свою очередь позволит стабилизировать рост цен на рынке жилья.

Государственная политика в сфере поддержки массового жилищного строительства будет реализовываться путем повышения эффективности мер градорегулирования и обеспечения жилищного строительства земельными участками, развития механизмов кредитования жилищного строительства, строительства инженерной и социальной инфраструктуры, развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций, реализации мер технической политики и политики в сфере обеспечения безопасности строительства жилых зданий.

В целях развития конкуренции на рынках жилищного строительства и стройматериалов будут применяться общие антимонопольные меры, а также реализованы меры по снижению барьеров входа на рынок новых участников, расширению возможностей доступа к заемному финансированию жилищного строительства.

Вопрос активизации жилищного строительства тесно связан с вовлечением в оборот земельных участков. Ежегодная потребность в земельных участках для выполнения установленных планов по вводу жилья (2015 год - 790 тысяч кв. метров) составляет порядка 100 га в год. Предусматривается совершенствование законодательного регулирования в целях создания механизмов стимулирования органов местного самоуправления к вовлечению в хозяйственный оборот муниципальных земель в целях строительства, в том числе жилищного.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны сосредоточить усилия на решении двух прорывных задач. Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий. Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики. При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации государственной программы.

С целью стимулирования увеличения объемов жилищного строительства в муниципальных образованиях и повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие коммунальной инфраструктуры, предполагается привлечение из федерального бюджета субсидий на развитие коммунальной и социальной инфраструктуры при жилищном строительстве.

В целях создания условий для строительства жилья экономического класса обеспечиваются законодательные условия предоставления земельных участков для такого строительства, которые обеспечивают повышение доступности такого жилья для граждан со средними доходами.

Государственная политика в сфере развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций будет направлена на внедрение новых современных индустриальных технологий жилищного строительства, совершенствование законодательства в целях проведения институциональных преобразований для создания благоприятных условий развития и более эффективного управления комплексом и повышения его конкурентоспособности.

Третьим приоритетом государственной политики является развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

В рамках данного приоритета будут реализованы меры по развитию следующих сегментов рынка арендного жилья:

жилищного фонда коммерческого использования;

жилищного фонда некоммерческого использования.

В рамках развития жилищного фонда некоммерческого использования в Удмуртской Республике начато строительство государственного и муниципального жилищного фонда для предоставления по договору некоммерческого найма гражданам, которым не доступны приобретение жилья в собственность и наем частного жилья, но не имеющим права на наем жилья социального использования.

Меры по стимулированию реализации хозяйствующими субъектами инвестиционных проектов в сфере строительства арендного жилья коммерческого или некоммерческого использования будут предоставлены после принятия на уровне Российской Федерации льготного налогового режима собственникам арендных многоквартирных и жилых домов, а также порядка бесплатного предоставления земельных участков для строительства домов арендного жилищного фонда.

Четвертым приоритетом государственной политики является поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.

Основной формой поддержки указанных категорий граждан будет предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья.

В целях исполнения поручений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительством Удмуртской Республики разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В целях обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, разработан План мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей.

Кроме того, создание инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых для жилищного строительства, в том числе семьям, имеющим трех и более детей, с указанием конкретных сроков реализации и объемов финансирования, предусмотрено Планом мероприятий по обеспечению земельных участков для жилищного строительства инженерной инфраструктурой в рамках республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы".

В целях оптимизации обеспечения участков инженерной инфраструктурой муниципальным образованиям рекомендовано:

планировать участки для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, таким образом, чтобы участки для многодетных семей представляли собой в совокупности компактную застройку;

оперативно приступить к разработке проектной документации;

формировать местные бюджеты с учетом необходимости софинансирования затрат.

Пятым приоритетом государственной политики будет дальнейшее развитие ипотечного кредитования.

Государственная политика в сфере развития ипотечного жилищного кредитования в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р, будет направлена на повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка, расширение ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования за счет приоритетного развития внутреннего рынка ипотечных ценных бумаг.

В государственной политике в сфере развития ипотечного жилищного кредитования активное участие будет принимать государственный институт развития - Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и его региональный оператор - открытое акционерное общество "Ипотечная корпорация Удмуртской Республики".

Шестым приоритетом государственной политики является улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания.

В рамках данного приоритета будут реализованы меры по обеспечению комфортных условий проживания и предоставлению жилищно-коммунальных услуг по доступным ценам для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе меры по:

обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе для увеличения уровня их благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами), существенного повышения их энергетической эффективности, путем внедрения устойчивых механизмов и инструментов финансовой поддержки проведения реконструкции и капитального ремонта;

улучшению качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;

обеспечению доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет реализации мер по энергоресурсосбережению и повышению эффективности социальной поддержки населения;

совершенствованию системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" будут реализованы меры по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов.

Данные меры будут предусматривать установление стандартов привлечения заемных средств и унифицированных процедур взаимодействия органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, девелоперов, банков для развития и реконструкции коммунальной инфраструктуры, а также содействие в привлечении заемного финансирования для развития и реконструкции коммунальной инфраструктуры.

В целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, особое внимание будет уделено модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В результате будут созданы благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства, что позволит осуществить масштабную модернизацию систем коммунальной инфраструктуры с использованием энергоэффективных и экологически чистых технологий, повысить надежность и эффективность производства и поставки коммунальных ресурсов.

Цели и задачи государственной программы соответствуют приоритетам государственной жилищной политики Удмуртской Республики и вносят вклад в достижение стратегических целей и задач Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ, и Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы), в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Целями государственной программы являются:

создание системы стратегического градостроительного планирования развития территории Удмуртской Республики и правовых механизмов регулирования градостроительной деятельности, обеспечивающих устойчивое развитие территории Удмуртской Республики и ее муниципальных образований;

создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности;

повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;

повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

В рамках государственной программы предусматривается решение следующих задач:

комплексное освоение территорий и развитие застроенных территорий путем массового строительства жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;

оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий гражданам, категории которых установлены федеральным законодательством и законодательством Удмуртской Республики;

повышение уровня благоустройства жилищного фонда Удмуртской Республики;

создание системы эффективного и рационального инвестирования бюджетных средств в объекты капитального строительства.

Цели и задачи государственной программы согласуются с целевыми ориентирами программных документов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг поставлены задачи по обеспечению:

до 2017 года - увеличения доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 процентов;

до 2018 года:

создания для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;

снижения стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса;

до 2020 года - предоставления доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.


3. Целевые показатели (индикаторы), характеризующие
достижение целей и решение задач, ожидаемые
конечные результаты государственной программы

Состав целевых показателей (индикаторов) сформирован с учетом:

1) целевых ориентиров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";

2) показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, утвержденных Указом Президента Удмуртской Республики от 4 октября 2012 года N 180 "О мерах по реализации мероприятий по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики";

3) показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

4) показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности";

5) целевых показателей (индикаторов) республиканских целевых программ, реализуемых в рамках государственной программы.

Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) государственной программы представлены в приложении 1 к государственной программе.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы:

создание условий для реализации целевого сценария социально-экономического развития "Диверсификация и технологический переход", определенного Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ;

создание условий для достижения стратегической цели, определенной Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы;

обеспечение муниципальных образований в Удмуртской Республике документами территориального планирования и градостроительного зонирования в полном объеме;

повышение доступности и комфортности жилья для населения Удмуртской Республики;

повышение удовлетворенности населения республики уровнем жилищно-коммунального обслуживания;

повышение качества и уровня жизни населения республики в результате ввода в эксплуатацию объектов социальной сферы.

В результате реализации мероприятий государственной программы ввод в эксплуатацию в 2015 году достигнет 790 тысяч кв. метров общей площади жилья, показатель обеспеченности жильем в расчете на одного человека составит 21,4 кв. м общей площади жилья, при этом доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе не превысит 12 процентов.

Таким образом, в результате реализации мероприятий государственной программы будет сформирован эффективный рынок жилья, который в сочетании с эффективными и адекватными мерами государственной поддержки отдельных категорий граждан обеспечит комфортную среду проживания и жизнедеятельности для жителей Удмуртской Республики.

Планы комплексного освоения территорий и планы реконструкции застроенных территорий для массового строительства жилья экономического класса будут скоординированы с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, предусматривающими согласованное развитие социальной и инженерной (включая дорожную и коммунальную) инфраструктур с учетом прогнозов по размещению новых производств и созданию новых рабочих мест.

Строительство жилья будет проводиться в основном коммерческими застройщиками, действующими в условиях свободной конкуренции, в том числе с привлечением частных подрядных строительных организаций. Некоммерческие частные застройщики (индивидуальные застройщики, кооперативы, некоммерческие организации, строящие и предоставляющие жилье в некоммерческий наем) будут получать государственную поддержку при условии строительства жилья экономического класса.

Развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований будет осуществляться на основе программ модернизации, учитывающих документы территориального планирования, среднесрочные прогнозы жилищного и иного строительства, а также инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.


4. Сроки и этапы реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в 2013 - 2015 годах.
Этапы реализации государственной программы не предусматриваются.

...

Скачать: Файл-архив, 168.6Kb

Поделиться: 
Добавлено: Al-7, 08.11.2013,
4298, 376,
Метки: ЖКХ, 2014, статистика, удмуртия, аналитика, реформа, 2013, 2015
Читайте также:
 
Комментарии: (1)
Подсказка: Поделитесь ссылкой в соцсетях ♥, если хотите получить больше ответов/комментариев!
1. Al-7 (Al-7)   [09.11.2013, 23:29] 
Статистика, аналитика и
Цитата
Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.

Добавить комментарий:
Имя:
Email:

знаков осталось
  |  10 минут
Что на картинке? (введите ответ числом)*:
Подписка:
Регистрация ускорит выдачу комментария, включит подписку на уведомления о новых комментариях и BB-коды.
Внутренний поиск по сайту
Поиск по сайту от Яндекса

Новое на сайте
главное:
справочник организаций:
статьи:
нормативные акты:
полезные материалы:
вопросы-ответы: