ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. САРАТОВА
РЕШЕНИЕ от
21.03.2014 г. по делу №
2-1049/2014
Примечание: Решение
вступило в законную силу 25.04.2014 г.
21 марта 2014
года город Саратов
Октябрьский районный суд города
Саратова в составе: председательствующего судьи Ершова А.А.,
при секретаре Сидорчук Е.А., с участием представителя истца помощника
прокурора Октябрьского района города Саратова Свиридова А.В.,
представителя ответчика по доверенности Татаринцевой
В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г.
Саратова в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к
обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания
«Центр-Дом» о признании незаконным бездействия и об обязании исполнить
обязательства по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном
доме,
установил:
Заместитель
прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в порядке ст. 45 ГПК
РФ в суд в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному
обществу «Управляющей компании «Центр-Дом» о признании незаконным
бездействия и об обязании исполнить обязательства по содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В
обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Октябрьского
района г. Саратова проведена проверка исполнения жилищного
законодательства при эксплуатации и содержании жилого многоквартирного
<адрес>. В ходе данной проверки установлено, что ЗАО «УК
«Центр-Дом»» является управляющей компанией, на обслуживание которой
находится вышеуказанный жилой дом. Основными задачами деятельности
управляющей компаний являются, организация текущего содержания,
технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, находящего на его
обслуживании.
Статьями 2, 41, 42 Конституции РФ
закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина в качестве обязанности государства.
В
соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса
РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать
благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее
содержание общего имущества в многоквартирном
доме.
Согласно ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ
состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего
содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ,
порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил оказания услуг
и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания
общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением
Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и
работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего
имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и
выполнения») установлено, что в целях обеспечения оказания
услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица,
ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном
доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых
текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном
доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить
их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке,
установленном жилищным законодательством РФ.
В ходе
проверки документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий, не
представлено.
Вместе с тем, указанные нормы закона
ООО УК «Центр-Дом» нарушаются, так проверкой выявлены факты
ненадлежащего содержания общедомового имущества, а именно разрушения
облицовочного слоя цоколя дома.
Таким образом, ООО УК
«Центр-Дом» нарушены требования Правил оказания услуг и выполнения
работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего
имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ
от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых
для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в
многоквартирном доме, и порядке их оказания и
выполнения»).
На основании изложенного, истец просил
признать бездействие ООО УК «Центр-Дом» по непринятию мер к устранению
нарушений жилищного законодательства незаконным; обязать ООО УК
«Центр-Дом» осуществить подготовку предложений о выполнении плановых
текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном
доме расположенном по адресу: <адрес> довести их до
сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке,
установленном жилищным законодательством Российской Федерации в течение 1
месяца со дня вступления решения в законную
силу.
Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ
уточнил исковые требования и просил признать бездействие ООО УК
«Центр-Дом» по непринятию мер к устранению нарушений жилищного
законодательства незаконным; обязать ООО УК «Центр-Дом» произвести
осмотр жилого дома по адресу: <адрес> соответствии с п.
2.1. Постановлением
Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 "Об
утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного
фонда", обязать ООО УК «Центр-Дом» осуществить подготовку
предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме расположенном по адресу:
<адрес> довести их до сведения собственников помещений в
многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством
Российской Федерации в течение 1 месяца со дня вступления решения в
законную силу.
Представитель истца помощник прокурора
Октябрьского района города Саратова Свиридов А.В. исковые требования с
учетом уточнений поддержал и просил их
удовлетворить.
Представитель ЗАО «УК «Центр Дом» по
доверенности Татаринцева В.Ю. в судебном заседании исковые требования
прокурора признала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в
настоящее время проводится организация общего собрания собственников
помещений в <адрес> с целью решения вопроса о ремонте
фасада дома.
Выслушав объяснения представителя истца,
представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к
следующему.
В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ
судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия
сторон.
В судебном заседании установлено и не
оспаривалось сторонами, что ООО УК «Центр-Дом» является управляющей
организацией в отношении дома по адресу: <адрес>
<дата> (л.д.
16-17).
<дата> прокуратурой
Октябрьского района г. Саратова проведена проверка соблюдения требований
жилищного законодательства, в результате которой в спорном доме
обнаружено наличие разрушения облицовочного слоя цоколя дома,
выразившиеся в нарушение связи наружной облицовки (п. 4.2.3.1.
постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №
170), что подтверждается актом проверки № 14 от 25 февраля 2014 года
(л.д. 7).
Данные обстоятельства подтверждаются также
фотографиями жилого дома <адрес>, изготовленными на момент
проведения проверки (л.д. 8-9).
Наличие повреждений
дома не оспаривалось и представителем ответчика в судебном
заседании.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 Жилищного
кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том
числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите
прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение
требований к надежности и безопасности многоквартирного
дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества
физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и
муниципального имущества; 3) доступность пользования
помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение
прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном
доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных
коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав
общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к
осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления
коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в
соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными
Правительством Российской Федерации.
В силу
требований ч. 2.3 указанной выше статьи при управлении многоквартирным
домом управляющей организацией она несет ответственность перед
собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и
(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание
общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать
требованиям технических регламентов и установленных Правительством
Российской Федерации правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости
от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно
соответствовать требованиям установленных Правительством Российской
Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В
соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном
доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого
помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению,
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную
продолжительность, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, в
состав общего имущества включаются: а) помещения в
многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные
для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом
многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе
межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные
шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая
построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и
площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки)
и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное
обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в
многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные,
элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б)
крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома
(включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные
плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие
конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции
многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или)
нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования,
перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д)
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование,
находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и
обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения
(квартиры); е) земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных
государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и
благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для
обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома,
включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные
для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки,
гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах
земельного участка, на котором расположен многоквартирный
дом.
В соответствии с п. 5 указанных Правил в состав
общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и
горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до
первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от
стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых)
приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных
кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также
механического, электрического, санитарно-технического и иного
оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества
включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из
канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов,
переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек,
вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков
до первых стыковых соединений, а также другого оборудования,
расположенного в этой системе.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения
надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и
порядке их оказания и выполнения.
П. 3 указанного
Минимального перечня установлены работы, выполняемые для надлежащего
содержания стен многоквартирных домов: - выявление отклонений
от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения
конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия
деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между
цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих
устройств; - выявление следов коррозии, деформаций и трещин в
местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в
местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из
несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; -
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин,
выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков
стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами
из мелких блоков, искусственных и естественных камней; -
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных,
брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов
крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а
также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью,
дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной
влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; - в
случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий
по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных
условий их эксплуатации и его выполнение.
Также
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №
290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых
для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в
многоквартирном доме. В соответствии с подпунктом «б» п. 2 которых
перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и
работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее -
перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения
определяются в договоре управления многоквартирным домом - в случае,
если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным
домом управляющей организацией.
Подпунктом «г» пункта 6 указанных Правил установлено,
что в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ,
предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за
содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны в
том числе осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых
текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном
доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить
их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке,
установленном жилищным законодательством Российской
Федерации.
Как следует из материалов гражданского
дела, вышеуказанные предложения ответчиком, являющимся лицом,
ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном
доме, не подготовлены, в то время как имеются основания для проведения
ремонтных работ в доме, указанные в акте проверки соблюдения требований
жилищного законодательства от 25 февраля 2014
года. Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 установлено, что перечень и
Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к
правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным
домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ
по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня
вступления в силу настоящего постановления.
До 3
апреля 2013 года действовало, и в настоящее время продолжает действовать
Постановление Государственного комитета Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года
№ 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного
фонда», определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта
жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения
установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками
жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями
различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного
фонда.
Пункт 2.1.1 указанных Правил устанавливает,
что общие осмотры жилых зданий должны производиться два раза в год:
весной и осенью (до начала отопительного сезона).
В
соответствии с подпунктом «а» п. 2.1.5 указанных Правил организация по
обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования
должна в месячный срок составить перечень (по результатам весеннего
осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для
подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в
следующий зимний период.
До рассмотрения дела по
существу такого перечня ответчиком представлено не
было.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского
процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те
обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих
требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица,
участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми
принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно
положениям ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносятся в протокол
судебного заседания и подписываются ответчиком. В случае, если
признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной
форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе
судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания
иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается
решение об удовлетворении заявленных истцом
требований.
Признание представителем ответчика ООО УК
«Центр-Дом» исковых требований не противоречит нормам материального и
процессуального закона, признание иска подписано лицом, имеющим право
без доверенности действовать от имени юридического
лица.
Таким образом, анализируя все представленные
доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что
требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова о
возложении обязанности на ООО УК «Центр-Дом» произвести осмотр жилого
дома по адресу: <адрес>, осуществить подготовку
предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
<адрес>, в течение месяца с момента вступления решения
суда в законную силу и о признании бездействия ООО «МастерДом» по
непринятию мер к устранению нарушений жилищного законодательства
незаконным, подлежат удовлетворению.
Согласно статье
98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с
другой стороны все понесенные по делу судебные
расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ
издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и
государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден,
взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,
пропорционально удовлетворенной части исковых
требований.
Истец, являясь прокурором, в силу норм
налогового законодательства был освобожден от уплаты государственной
пошлины (пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ). Таким образом, с
учётом характера и объёма удовлетворённых исковых требований с ответчика
в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в
размере 200 руб. как за требование имущественного характера, не
подлежащего оценке (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса
РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.
194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
суд
решил:
исковые требования
заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах
неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью
Управляющая компания «Центр-Дом» о признании бездействия незаконным,
возложении обязанности произвести осмотр жилого дома и произвести
подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию
и ремонту общего имущества в многоквартирном доме -
удовлетворить.
Признать
незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью
Управляющая компания «Центр-Дом» по непринятию мер к устранению
нарушений жилищного законодательства.
Обязать
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания
«Центр-Дом» произвести осмотр общего имущества многоквартирного
расположенного по адресу: <адрес>, по результатам осмотра
произвести разработку предложений в порядке п. 2.1 Правил и нормы
технической эксплуатации жилого фонда (утв. Постановлением Госстроя от
27.09.2003 года № 170).
Обязать общество с
ограниченной ответственностью Управляющая компания «Центр-Дом»
осуществить подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ
по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
расположенном по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с
момента вступления решения суда в законную
силу. Взыскать с общества с ограниченной
ответственностью Управляющая компания «Центр-Дом» в доход местного
бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести)
рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную
инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд
г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в
окончательной форме.
Судья А.А. Ершов
|