28 октября 2011 года Министерство регионального развития РФ совместно с Национальным союзом лифтовых саморегулируемых организаций провело 2-е Всероссийское совещание «Перспективы развития лифтового комплекса Российской Федерации в современных условиях». ...
В настоящее время по оценкам Минрегиона России и Ростехнадзора России на территории Российской Федерации эксплуатируется порядка 490 000 лифтов, из них почти 90% - пассажирские, ежедневно обеспечивающие перевозку населения в многоквартирных домах и административных зданиях. Непосредственно в жилищном фонде Российской Федерации эксплуатируется около 430 000 лифтов, из них более 35% лифтов выработали свой ресурс и не соответствуют требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащищенности, не обеспечивают доступность для инвалидов и маломобильных групп граждан, нуждаются в полной модернизации или замене.
14 октября 2010 года вступил в силу Технический регламент о безопасности лифтов, который фактически требует в течение 5 лет (2011-2015 гг.) заменить и модернизировать более 150 000 лифтов в жилых многоквартирных домах, либо, в противном случае, вывести их из эксплуатации. При этом важно сохранить регулирующие и контрольные функции государства за производством, монтажом и эксплуатацией лифтов в жилищном фонде.
В соответствии с рекомендациями 1-го Всероссийского Совещания, прошедшего в Минрегионе 14 октября 2010 года, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях были реализованных мероприятия по инвентаризации состояния эксплуатируемых в многоквартирных домах лифтов. Основной целью мероприятий стало выявление лифтов, отработавших нормативный срок службы и требующих замены или модернизации.
Как сообщил Анатолий Попов, в период с 1 по 3 квартал 2011 года смонтировано 18 777 лифтов, соответствующих новым требованиям Технического регламента. 95,77% смонтированных лифтов – пассажирские. К сожалению, менее 1000 лифтов заменены в рамках программ капитального ремонта, в том числе с участием средств Фонда ЖКХ. Доля отечественных лифтов составляет около 71%, что показывает конкурентоспособность отечественных лифтостроительных заводов. Основной страной – экспортером лифтового оборудования в Россию является Республика Беларусь, доля продукции которой составляет около 14%.
Кроме того, начались работы по разработке адресных региональных программ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы.
4 субъекта разработали и направили в Минрегион России адресные региональные программы по замене и модернизации лифтов на период 2011-2015 гг.: Астраханская область (895 лифтов). Волгоградская область (2154 лифта), Республика Бурятия (63 лифта), Удмуртская Республика (1641 лифт).
В 14 субъектах реализуются собственные, ранее разработанные, программы. Это Республика Карелия. Республика Мордовия, Республика Татарстан, Пермский край, Приморский край, Калининградская область, Магаданская область, г. Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Ростовская область, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра.
Имеются сведения о работе в данном направлении в Республиках Башкортостан, Чувашия, Северная Осетия – Алания, Алтайском, Краснодарском, Красноярском краях, Брянской, Вологодской, Калужской, Курганской, Курской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской, Смоленской и Тульская областях. Однако программы этих регионов в Минрегион представлены не были. ...
[продолжение]: Как отметил Анатолий Попов, из регионов, не представивших программы, наиболее тяжелая ситуация с состоянием лифтов, отработавших нормативный срок службы в жилищном фонде складывается во Владимирской (1080 лифтов), Иркутской (1243 лифта), Кемеровской (2683 лифта), Липецкой (1074 лифта), Омской (1560 лифтов), Тульской (1155 лифтов), Челябинской (4304 лифта), Ярославской (1238 лифтов) и Пензенской областях (1365 лифтов), городе Санкт-Петербург (11940 лифтов).
Из поступивших официальных обращений от 65 региональных администраций следует, что более чем для 90% субъектов Федерации, выполнение требуемых объемов работ по модернизации и замене лифтов только за счет средств региональных и местных бюджетов, средств собственников жилья и частных инвестиций без поддержки федерального бюджета практически невозможны.
Учитывая то, что замена и модернизация лифтов связана со значительными финансовыми затратами, а вопрос безопасного функционирования лифтов имеет серьезную социальную значимость, Минрегион России, Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, Ростехнадзор, Фонд ЖКХ выработали и направили в 3 квартале 2011 года в Правительство РФ согласованную позицию о необходимости приоритетного направления части средств Фонда ЖКХ, предназначенных для реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов, на ремонт признанного непригодным для эксплуатации лифтового оборудования или его замену на лифтовое оборудование отечественного производства.
«Основная задача в 2012 году – добиться максимальной реализации адресных региональных программ по замене и модернизации лифтов», – обратился в завершении своего доклада к участникам совещания Анатолий Попов. «Минрегион, в свою очередь, учитывая социальную направленность вопроса безопасного функционирования лифтов, будет добиваться увеличения федеральной поддержки реализации адресных региональных программ за счет приоритетного использования на эти цели в 2012 году части средств Фонда ЖКХ», – сказал он.