Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике...
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (выдержка)
В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции, арбитражными судами (далее - судами) законодательства о возникновении, прекращении и защите права собственности и других вещных прав Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляют дать следующие разъяснения.
...
Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома
66. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
67. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Дорошков Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. Иванов Секретарь Пленума, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т. Завьялова
Другие разделы документа: — Общие положения — Споры, связанные с защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений — Споры, связанные с приобретением права собственности — Споры, связанные с применением правил о приобретательной давности — Споры, связанные с самовольной постройкой — Споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения — Споры об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения — Споры об освобождении имущества от ареста — Споры о правах на недвижимое имущество
28 мая 2010 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Е.А.Плеханова, В.П.Минина и Е.Ю. Дугенец.
Суть вопроса
Оспариваемые нормы регулируют последствия формирования земельного участка под многоквартирным домом, условия и порядок бесплатного перехода таких земельных участков в общую долевую собственность владельцев жилых и нежилых помещений как в случае, если земельный участок был сформирован до 1 марта 2005 года – даты введения Жилищного кодекса РФ в действие, так и после этой даты.
Заявители утверждают, что названные нормы противоречиво толкуются сложившейся правоприменительной практикой, что приводит к их неоднозначному применению. В одних случаях по решению судов земельный участок под многоквартирным домом переходит в собственность домовладельцев в силу закона, то есть, без дополнительных процедур, а в других случаях земельный участок предоставляется в собственность только после того, как граждане обратятся в административные или муниципальные органы и получат соответствующее решение.
Другая проблема - получить согласие общего собрания собственников помещений на передачу земельного участка в их общую долевую собственность не всегда возможно. При этом один или несколько собственников помещений в многоквартирном доме не могут самостоятельно оформить право собственности на свою долю земельного участка. Это приводит к тому, что граждане-предприниматели, владеющие нежилыми помещениями в таком доме, вынуждены оплачивать аренду земельных участков под домом, а в ряде случаев - и аренду, и земельный налог. Заявители полагают, что если бы они стали собственниками земли, им достаточно было бы платить земельный налог.
Позиция заявителей
Оспоренные нормы не соответствуют конституционному принципу ясности, недвусмысленности закона, порождают правовую неопределенность, создают условия для произвола и препятствуют единообразному применению закона. По их мнению, эти нормы лишают их права собственности на общее имущество многоквартирного дома и позволяют взыскивать с них арендные платежи за пользование земельным участком, который в силу закона является их общей долевой собственностью. (см. далее)
Земельный участок под многоквартирным домом переходит в собственность домовладельцев только после того, как участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер. Если земельный участок не был сформирован до 1 марта 2005 года, то лицо, уполномоченное общим собранием собственников жилых помещений, вправе обратиться в административные или муниципальные органы с заявлением о его формировании. Между тем, интересы собственников жилых и нежилых помещений и административных (муниципальных) органов часто различны. Различия в их интересах приводят к тому, что получить согласие общего собрания собственников на передачу земельного участка в их общую долевую собственность фактически невозможно. И, следовательно, невозможно реализовать один из основных принципов земельного законодательства - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно принципу платности землепользования, переход земельного участка под многоквартирным домом из публичной собственности в частную означает, что у домовладельцев возникает обязанность уплачивать земельный налог. Уплата этого налога, поступающего в местный бюджет, позволяет сохранить баланс интересов собственников и муниципального образования, на землях которого находится дом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, под которым участок не сформирован, не несут налогового бремени, хотя фактически используют этот земельный участок. А собственники нежилых помещений, напротив, в ряде случаев вынуждены уплачивать и арендную плату за пользование тем же земельным участком, и земельный налог.
Нежелание собственников жилых помещений в таких домах формировать переход земельного участка в их общую собственность приводит к нарушению конституционных принципов равенства и справедливости; всеобщности и равенства налогообложения, а также к нарушению имущественных прав собственников нежилых помещений в многоквартирном доме.
Поэтому Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», находящиеся в системной связи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ и пунктом 3 статьи 3 и пунктами 2 и 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность владельцев помещений в многоквартирном доме земельного участка под данным домом без получения разрешения на это органов государственной власти или местного самоуправления и без государственной регистрации перехода права собственности.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения части 3 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в которой она препятствует собственнику как жилого, так и нежилого помещения в многоквартирном доме самостоятельно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом. Обращение такого собственника является основанием для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета в целях его последующего перехода бесплатно в общую долевую собственность владельцев помещений в многоквартирном доме.
Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в законодательство и установить порядок рассмотрения заявления домовладельцев о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Дела граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова подлежат пересмотру с учетом настоящего Постановления, если к тому нет других препятствий.