О переводе часов и двухтарифных приборах учета — письмо Минстроя России (2014)
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 октября 2014 года №22687-АЧ/04
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», многочисленными запросами граждан Российской Федерации по вопросу использования индивидуальных приборов учета после сезонного перевода времени (далее — приборы учета) и в целях недопущения социальной напряженности в связи с переходом на зимнее время Минстрой России совместно с ФСТ России считает необходимым сообщить следующее.
В целях недопущения негативных последствий в связи с переходом на зимнее время и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2014 г. N ДК-П9-7522 Минстроем России подготовлен и проходит согласование проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий механизм защиты прав и законных интересов граждан по вопросу использования приборов учета после сезонного перевода времени (далее — проект постановления).
В частности, проект постановления предусматривает следующие основные условия:
1) Никаких специальных действий по перепрограммированию приборов учета гражданам Российской Федерации совершать не требуется. Приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени), признаются действующими и подлежат постепенному перепрограммированию для целей обеспечения измерения при проведении в установленном порядке поверки таких приборов учета или одновременно с осуществлением проверки технического состояния прибора учета (снятия показаний) в сроки и в порядке, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354. При этом, перепрограммирование осуществляется за счет средств организаций, с которыми у гражданина Российской Федерации заключен договор на оказание коммунальной услуги по электроснабжению (ресурсоснабжающие организации, территориальные сетевые организации, управляющие организации - в зависимости от способа предоставления коммунальной услуги по электроснабжению).
2) По желанию гражданина Российской Федерации на основании его письменного заявления перепрограммирование приборов учета осуществляется в обязательном порядке ранее вышеуказанного срока ресурсоснабжающими организациями, территориальными сетевыми организациями, управляющими организациями за счет собственных средств таких организаций и в срок не позднее месяца с даты получения указанного заявления.
3) Фактически произведенные расходы на перепрограммирование приборов учета учитываются в тарифе в последующие периоды регулирования.
При этом, прошу обратить внимание, что согласно получаемой информации в отдельных субъектах Российской Федерации появились организации, которые, пользуясь данной ситуацией, начинают, по сути, принуждать граждан к перепрограммированию приборов учета, выставляя за эти услуги неадекватные цены.
В этой связи и с целью недопущения нарушения прав граждан Минстрой России рекомендует взять под контроль ситуацию и обеспечить реализацию подходов, изложенных в настоящем письме, до официального принятия соответствующего акта Правительства Российской Федерации. Кроме того, прошу в самое ближайшее время провести необходимую информационно-разъяснительную работу в регионах с целью доведения до граждан и заинтересованных организаций позиции, изложенной в настоящем письме, и недопущения нарушения прав и законных интересов граждан. Информацию о проделанной работе прошу направить в Минстрой России не позднее 20 октября 2014 г. Обо всех проблемных вопросах прошу незамедлительно докладывать в Минстрой России.
Письмо ФАС России от 24.10.2014 г. №АГ/43256/14 «Рекомендации по принятию мер антимонопольного реагирования в случае взимания платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии»
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», с 26 октября 2014 года возникает необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии.
Самые распространенные среди приборов учета электроэнергии - двухтарифные. Их особенность заключается в том, что они производят раздельный учет электроэнергии по дневному (высокому) и ночному (низкому) тарифам.
До настоящего момента все двухтарифные электросчетчики были автоматически запрограммированы разделять сутки на две тарифные зоны: день - с 7.00 до 23.00 и ночь - с 23.00 до 7.00. Однако теперь, когда перевод часов отменен, счетчики учитывают электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.
Решением данной проблемы является перепрограммирование счетчиков электроэнергии.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).
Согласно пункту 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам зa потребленный объем электрической энергии (мощности).
Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, так же возлагается на собственника такого прибора учета.
Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии. При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Таким образом, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.
Указанные затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Исходя из приведенных норм законодательства, действия гарантирующих поставщиков по навязыванию потребителям платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, могут содержать в себе признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенное, прошу использовать данную позицию при рассмотрении территориальными органами ФАС России соответствующих заявлений. Дополнительно сообщаем, в качестве примера применения мер антимонопольного реагирования можно использовать информационное письмо Московского УФАС России в адрес гарантирующих поставщиков электрической анергии (электронный адрес в сети «Интернет» - http:// moscow.fas.gov.ru/page/11667 ).