Как потребовать раскрытия информации от управляющей организации? Информация Роспотребнадзора
Законом РФ от 07.02.92 № 2300-11«О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ «О защите прав потребителей») определено понятие исполнителя услуг: исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В сфере оказания жилищно-коммунальных услуг понятие исполнителя конкретизировано Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), которыми установлено, что «Исполнитель» — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Под ресурсоснабжающей — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг).
Законодательством установлен порядок размещения информации об исполнителе услуг, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
1. Сведения о фирменном наименование (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы размещаются на вывеске организации в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей».
2. Сведения об исполнителе услуг, а именно о наименовании, месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), о государственной регистрации, режиме работы, фамилии, имени и отчестве руководителя, а для индивидуального предпринимателя — дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, помимо вывески организации указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов в соответствии с п. 49 п) Правил предоставления коммунальных услуг.
3. Сведения о наименовании исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номере его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования указываются в платежном документе в соответствии с п. 38 б) Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
В случае ненадлежащего и несвоевременного информирования потребителя об исполнителе услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо обратиться в организацию, с которой потребитель состоит в договорных отношениях (управляющую организацию, ресурсоснабжающую и т.д.) с претензией, составленной в 2-х экземплярах с требованием предоставления полной и достоверной информации об исполнителе услуг.
Претензия может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также вручена лично исполнителю (представителю исполнителя) с отметкой о вручении на экземпляре потребителя.
При отказе в удовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в:
1) контролирующие органы: — в Управление Роспотребнадзора по вопросам обеспечения соблюдения законодательства РФ о защите прав потребителей, регулирующего взаимоотношения между гражданином, пользующимся услугами для личных нужд, и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим эти услуги; — в органы прокуратуры.
2) суд с исковым заявлением.
В суде может быть предъявлено дополнительно требование о компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; — жительства или пребывания истца; — заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (ст. 89 ГПК РФ, п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В соответствии со ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора может быть привлечено судом или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.