За февраль 20011 г. по горячей линии ЖКХ Общественной палаты РФ (8-800-700-8-800) поступило и зарегистрировано 4285 обращений из регионов РФ. Их можно разложить по характерным группам, имеющим общие корни и специфику.
1. Проблемы образования тарифов в РФ и последствия от ошибок, злоупотреблений. 2. Зачем применяются такие странные, нелогичные и труднопонимаемые нормы? 3. Насколько законны дополнительные платежные квитанции?
Часто встречающиеся или наиболее характерные вопросы: 4. «Ввели в платежку содержание газового оборудования без собрания жильцов. Это законно?» 5. «Появились новые пункты в квитанции – уборка газонов зимой. Мне оплачивать?» 6. «Общий учет электроэнергии рассчитывается по астрономическим формулам. Оплата мест общего пользования не расшифровывается. Как бороться?» 7. «Город установил, что частный сектор должен устанавливать фонари уличного освещения за счет жителей частного сектора. Эти фонари заставляют подключить к своим домовым электросчетчикам. Это законно?» 8. «В Сбербанке РФ при оплате услуг ЖКХ берется с нас банковский процент: за электроэнергию – 2,5% от оплачиваемой суммы; за квартирную плату – 2%, при нижнем уровне за каждую квитанцию – 20 рублей. Можно ли такое прекратить?» 9. «С февраля 2011 года установили инвестиционные надбавки к тарифам. Что это?» 10. «За не предоставленные услуги (в квартире зимой около 14 градусов тепла) выставляют счета как за качественное отопление». Что делать? 11. «Председатель ТСЖ на все наши жалобы отвечает, что у него знакомый и прокуратуре и ничего жильцы не поменяют против его воли. Долго ли нам его терпеть? 12. «Дом не сдан, но Акт подписан и приходят счета на оплату. Это законно?» 13. «УК плохо обслуживает дом, не делает ремонта дома». 14. «Завышена квартирная плата из-за того, что используют неверные данные о собственниках жилья». 15. «В городе построили котельную. Инструмент при строительстве брали в лизинг, а теперь требуют с жителей деньги за этот лизинг». 16. «В декабре 2011г. родилась внучка. Приходят квитанции к оплате на внучку, как на взрослого человека». 17. «УК выставляет счета на оплату (аренду) их офиса, т.е. раскидывают ее по жильцам». 18. «Аварийный дом. Ремонта не было 50 лет и его не делают. Денег у жителей нет». 19. «Необходимо сократить количество чиновников по вопросам ЖКХ, а также радиус их действия». 20. «В одностороннем порядке навязаны цены и жилищно-коммунальные услуги, без проведения общего собрания жителей дома. Выставляют счета по нормативам при имеющихся счетчиках, поскольку счетчики не принимаются Мосэнергосбытом от управляющей компании. Нет прямых договоров жителей с поставщиком электрической энергии». 21. «Две УК не могут определить у кого наш дом, не знаем, кому платить». 22. «УК ввела услугу – консьержку и требует от жильцов оплаты. У нас денег на это нет, а отказаться нельзя?»
23. «У дочери есть две квартиры. За обе идет расчет как за коммерческую площадь, в том числе, где она зарегистрирована и живет». 24. «Имею две квартиры в собственности. В обеих квартирах взимают по двойному тарифу (статья «техническое обслуживание»), причем есть социальная норма (33 +7 кв.м.), с которой должна идти меньшая оплата. Берут по этой статье по 800 рублей в месяц с квартиры, но никаких услуг не оказывают. Кто поможет разобраться?». 25. «Собственник имеет две жилые площади и производит оплату в двойном размере за каждую площадь, хотя одновременно проживать в них не может физически». 26. «Собственница 2-х квартир, но прописана в одной. Были увеличены тарифы на коммунальные услуги в обеих квартирах с 2011 года. но отказаться от услуг УК не получается. На балансе одной УК в городе 180 домов, но у жителей с ней нет договоров. Тарифы выросли в 3 раза».
27. «Воюем всем домом с УК, она действует без согласия жильцов дома. Судимся, но отказаться от услуг УК не получается. На балансе одной УК в городе 180 домов, но у жителей с ней нет договоров. Тарифы выросли в 3 раза.» 28. «С 2007 года переплата по нашему дому – 1 950 000 рублей. Как вернуть деньги?» 29. «13 декабря 2010 г. был поставлен счетчик на горячую воду. Он крутится быстрее, чем счетчик холодной воды, поэтому показатели по горячей воде выше. У меня идет переплата. Температура воды всего 45 градусов». 30. «Взимается плата за электроэнергию мест общего пользования и приходит оплата задним числом за год». 31. «Подняли с Нового года услуги ЖКХ на 45%. В месяц начисляют около 8000 рублей. Пенсия – 8000 рублей. На что жить?» 32. «Увеличены с 01.01. 11 г. тарифы за электроэнергию в 2 раза: с января плачу по 2-81 рубля за кВт/ час». 33. «Не принимают оплату по показаниям работающего счетчика, а выписывают платежки на основе теоретических расчетов. Как быть?» 34. «Стоят счетчики персонального учета воды, с них и оплачиваем за потребленную воду. Но постоянно начисляют дополнительные деньги за воду. УК говорит, что это долги за квартиры, которые не оплачивают, их мы взыскиваем с вас. А вы сами разбирайтесь между собой». 35. «УК подвела итоги общего расхода тепла за 2010 год по тепломеру, установленному на вводе в дом. Оказалось, что превышен норматив, поэтому всем пересчитали оплату за тепло по квадратным метрам квартир, суммы платежей у всех намного выросли. Тариф на 2011 год рассчитали по факту за прошлый год». 36. «Председатель ТСЖ в жилом поселке сообщает о повышении тарифа на обслуживание внутреннего газопровода: 2009 г. - 2901 руб., 2010 г. – 19989 руб., 2011 г. – 25000 рублей». 37. «В дирекцию единого заказчика не пускают, можно только звонить. Добиться выяснения завышения нормативов невозможно». 38. «Должны ли собственники оплачивать установку счетчиков?» 39. «Установлен счетчик по теплу, а рассчитывают и взимают по нормативу» 40. «Каждый месяц меняют тариф на отопление. Обслуживающая организация отказывается комментировать свои действия». 41. «Наш дом попал в программу капитального ремонта. С жителей просят много денег. Жители хотят проверить смету, но им ее не показывают. Жителей к контролю ремонта не допускают!». 42. «С Нового года в квитанциях ЖКХ прибавился пункт «содержание сотрудников Юганск - сервис». 43. «Высокая плата за электроэнергию в местах общего пользования. Первый этаж и подвал дома заняты разными торговыми точками, банками, кафе, Возможно, за этих потребителей с нас взимают деньги». 44. «Администрация хочет сдавать подвал жилого дома в аренду, а в подвале все коммуникации. Городская жилищная инспекция признала подвал технической зоной, не приспособленной к коммерческой деятельности. Но суд вынес решение в пользу администрации города». 45. «Управление домом было 4 копейки за квадратный метр площади каждой квартиры, стало - 9 копеек. Что это?» 46. «В платежке за коммунальную услугу появилась строка – обслуживание узлов учета».
47. «Приходят квитанции на оплату от имени УК, но с этой организацией никто не может связаться и встретиться!» 48. «Полное бездействие городских властей по нашим жалобам на УК. Управляющая компания нарушает открыто договоры с жителями, подделывает решения общих собраний, не работает по существу, самостоятельно увеличивает тарифы». 49. «УК отказывается показывать расчетные документы, показатели общего домового счетчика жителям. Монополия в среде УК, их всего 3 на весь город». 50. «УК не работает с населением». 51. «Как на управляющую компании найти управу, а Управу заставить работать на население?». 52. «УК меняются каждый год. Вынесенные решения судов в их адрес не исполняются годами. Прошли все возможные инстанции, но в сфере ЖКХ беззакония прибавляется». 53. «Постоянные проблемы с УК, но поменять ее не получается, т.к. в поселке нет других» 54. «Слабая квалификация экономистов в УК, низкий уровень знаний по вопросам ЖКХ и жилищного законодательства, в том числе председателей ТСЖ»