от 26 сентября 1994 года N 1086 (с изменениями на 13 октября 1997 года)
О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации
В связи с переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг и в целях обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Согласиться с предложением Министерства строительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о создании государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. 2. Установить, что государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации. 3. Утвердить прилагаемое Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. 4. Образовать в Министерстве строительства Российской Федерации Главную государственную жилищную инспекцию без увеличения численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата этого Министерства. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией образовывать государственные жилищные инспекции территорий. 5. Министерству строительства Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в 2-месячный срок подготовить предложения об административной ответственности за нарушения требований и норм по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, предусмотрев предоставление субъектам Российской Федерации права установления мер административного воздействия, и порядок применения штрафных санкций за указанные нарушения.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086
ПОЛОЖЕНИЕ о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (с изменениями на 13 октября 1997 года)
1. Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
2. Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
3. Главная государственная жилищная инспекция и органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации (далее государственная жилищная инспекция) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, приказами Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, а также настоящим Положением.
Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
4. Главная государственная жилищная инспекция выполняет следующие основные функции:
координирует и организует работу государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
анализирует отчетные, статистические данные, результаты проверок на местах, другие информационные материалы и на их основе подготавливает предложения по совершенствованию эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переходу на договорные отношения, развитию конкурентной среды, улучшению работы государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, осуществлению перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, стимулированию процессов участия населения в управлении жилищным фондом, сохранности и улучшению его использования, содержания и ремонта;
разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности государственной жилищной инспекции;
осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
осуществляет работу по подбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров органов государственной жилищной инспекции ;
участвует в разработке нормативно-правовых документов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда.
5. Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
за использованием жилищного фонда и придомовых территорий;
за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
за санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
за рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
за избранием домовладельцами способа управления кондоминиумом;
за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
6. Органы государственной жилищной инспекции имеют право:
проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением;
давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
в порядке и на условиях, устанавливаемых органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков;
рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2963), на домовладельцев граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
7. Руководитель Главной государственной жилищной инспекции Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации назначается Правительством Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации - председателя Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
Заместители Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации назначаются Министром Российской Федерации - председателем Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике по представлению Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации.
Руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации назначаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.
8. Государственные жилищные инспектора несут персональную ответственность за неисполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
9. Спорные вопросы по решениям должностных лиц органов государственной жилищной инспекции рассматриваются руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией, а на решения Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации - Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
В случае несогласия предприятий, организаций, учреждений с решением о приостановлении, ограничении или прекращении их деятельности оно может быть обжаловано в суд или арбитражных суд.
Рассмотрение споров не приостанавливает выполнение обжалуемых решений.
10. Органы государственной жилищной инспекции для выполнения возложенных на них задач и функций обеспечиваются производственными помещениями, средствами связи, транспортом, техническими средствами контроля и другими материально-техническими ресурсами соответствующими органам исполнительной власти.
11. Государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют расчетный счет в банке, бланки и печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Финансирование деятельности органов государственной жилищной инспекции осуществляется за счет соответствующих бюджетов и отчислений от применяемых финансовых санкций и других источников финансирования.
12. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, форма которых утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.