Иногда думаешь: мы мыслим слишком стандартно. Всё одно и то же. Мы привыкли, что политики нас обманывают, чиновники успешно отчитываются о ничегонеделании, бизнесмены только и думают, как обхитрить остальных. Так это, или нет... вопросы не новы. Привыкли = привыкли так думать. Иногда стоит попытаться посмотреть на это как-то ещё. Направить своё внимание на то, что действительно заслуживает нашего внимания. Об этом мысли.
Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.
В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет — они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек.
Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее.
Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге.
Одно «возьми» лучше двух «я отдам».
Не нужно много слов, чтобы сказать правду.
Хороший человек видит хорошие знаки.
Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун.
Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей.
Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов.
Смерти нет. Есть только переход между мирами.
Те, кто ложатся с собаками — встают с блохами.
Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное.
Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате.
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.
Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая.
Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой.
Для того, чтобы услышать себя, нужны молчаливые дни.
Для того, чтобы понять про себя — пообщайся с камнем в горах...
Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади — слазь!
Когда Великий Дух даёт новый день, он посылает его — всему.
Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви.
Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждёте вы, что она нагуляет силу?
Не беспокой людей об их религии.
Даже твоё молчание может быть частью молитвы.
Почему вы берёте силой то, что не можете взять любовью?
Есть много способов пахнуть скунсом.
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию — и я пойму.
«Надо» — лишь умирать.
Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрёму. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались.
Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым.
Даже маленькая мышь имеет право на ярость.
Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить.
Лягушка не выпивает пруд, в котором живёт.
Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни.
Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах, Я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей. Мне нужны твоя сила и мудрость. Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом, но для победы над моим величайшим врагом — cамим собой.
Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор. Я не нашел никого, кто не был бы моим другом.
Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги.
Помни, что человек тоже животное, только умное.
Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах.
Человек должен сам сделать свои стрелы.
У белого человека слишком много начальников.
У всего в мире — своя песня.
Надо мной — красота, подо мной — красота. И когда я покину тело — я тоже пойду тропой красоты.
Ребёнок — гость в твоём доме — накорми, выучи и отпусти.
Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца.
Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь.
Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару — бей первым.
Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит.
Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах.
Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеётся.
Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия.
Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос — как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное.
Мы бедные, потому что мы честные.
Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора.
Даже мёртвая рыба может плыть по течению.
У души не будет радуги, если в глазах не было слёз.
Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной.
Всё на земле имеет свою цель, каждая болезнь — лекарство, которое лечит её, а каждый человек — предназначение.
Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком.
Правда — это то, во что люди верят.
Тот, кто рассказывает истории, правит миром.
Пусть мой враг будет силён и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.
Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится.
Не всегда враг является врагом, а друг — другом.
Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал.
Сообщение отредактировал 11401832 - Пятница, 30.10.2009, 01:09
*** В Москве руководители губернии говорили правительству, что хотя нельзя сказать точно, на что истрачены пять миллионов, отпущенные в прошлом году на сельское хозяйство, но толк от этих миллионов должен быть: все-таки деньги истрачены в Градовской губернии, а не в чужом месте и как-нибудь скажутся. — Может, пройдет десять годов, — говорил председатель Градовского губисполкома, — а у нас рожь начнет расти с оглоблю, а картошка в колесо. Вот тогда и видно будет, куда ушло пять миллионов рублей!
Несмотря на то, что этот пункт был связан рельсами со всем миром — с Афинами и Апеннинским полуостровом, а также с берегом Тихого океана, — никто туда не ездил: не было надобности. А если б кто поехал, то запутался бы в маршруте: народ тут жил бестолковый.
«Бюрократ должен быть раздавлен и выжат из Советского государства, как кислота из лимона. Но не останется ли тогда в лимоне одно ветхое дерьмо, не дающее вкусу никакого достоинства...»
Явившись, он молча сел и начал листовать разумные бумаги. Сослуживцы дико смотрели на новое молчаливое начальство и, вздыхая, не спеша чертили какие-то длинные скрижали.
«Круг обязанностей каждого сотрудника очерчен недостаточно чётко, служащие суетятся с малой пользой, в бумагах запор смысла и скользкая бесплановая логика, в толчее и подотдельской тесноте сотрудники утратили самую цель своих трудов и исторический смысл своей службы.»
«Волокита есть умственное коллективное вырабатывание социальной истины, а не порок.»
Остаток трудового дня Шмаков истратил целиком и полностью на заполнение форм учета учетной работы, наслаждаясь графами и терминами государственного точного языка.
— Товарищ Бормотов, — обратился Шмаков, — у нас дело стоит: вы почту приказали отправлять два раза в месяц оказиями. ...Бормотов прослушал и ответил: — А как же в Вавилоне акведуки строили? Хорошо ведь строили? Хорошо! Прочно? А почта ведь там раз в полгода отправлялась, и не чаще! Что теперь мне скажешь?
А утром Градов горел; сгорели пять домов и одна пекарня. Загорелось, как говорят, с пекарни, но пекарь уверял, что он окурки всегда бросает в тесто, а не на пол, тесто же не горит, а шипит и гасит огонь. Жители поверили, и пекарь остался печь хлебы.
«Не забыть составить 25-летний перспективный план народного хозяйства; осталось 2 дня».
«Стоит ли... измышлять изобретения, раз мир диалектичен, сиречь для всякого героя есть своя стерва. Не стоит!»
«Как появляется человек, так и бумага около него заводится, и не малая грудка.»
«Я за ошибки подчиненных не упрекаю, а лишь вывожу из них следствие, что, значит, дело идет. А когда мне заявили, что построенные под моим руководством водоудержательные плотины почти все вровень с землей уничтожены, я ответил, что постройка их, следовательно, велась.»
«Но известно ли что-нибудь достоверно на свете? Оформлены ли надлежащие все факты природы? Того документально нет! Не есть ли сам закон или другое присутственное установление — нарушение живого тела вселенной, трепещущей в своих противоречиях и так достигающей всецелой гармонии?»
Кроме того, чувствовалось счастье, что новый день уподобится вчерашнему и оттого терзаний жизни не причинит.
«Да, это орудие высшего психологического увещания, но теперь нам всякое дерьмо гоже!»
*** — Раз назвались, ... делайте что-нибудь выдающееся.
— Президиум предлагает принять единогласно, — заключил председатель опытным голосом... Все подняли руки — одновременно и вертикально, обнаружив хорошую привычку.
Ниже гравюры был латинский стих, данный рельефом по колонне: Вселенная — бегущая женщина: Ноги её вращают землю, Тело трепещет в эфире, А в глазах начинаются звёзды. Дванов грустно вздохнул среди тишины феодализма и снова оглядел колоннаду... В него вошли покой и надежда, как всегда бывало от вида отдалённо-необходимого искусства.
Дванов загляделся в бедный ландшафт впереди. И земля и небо были до утомления несчастны: здесь люди жили отдельно и не действовали, как гаснут дрова, не сложенные в костёр.
На околице слободы стояли два сторожевых мужика: один с обрезом, другой с колом из плетня. — Вы какие? — служебно спросли они подъехавших Дванова и Копенкина. Копенкин задержал коня, туго соображая о значении такого военного поста. — Мы международные! — припомнил Копенкин звание Розы Люксембург: международный революционер. Постовые задумались. — Евреи, што ль? Копенкин хладнокровно обнажил саблю: с такой медленностью, что сторожевые мужики не поверили угрозе. — Я тебя кончу на месте за такое слово, — произнёс Копенкин. Ты знаешь, кто я? На документы...
Я человек служащий, моё дело — мысль на бумаге.
Так немыслимо: думать в одну мою голову: авангард тоже устаёт!
Чувство же,... — это массовая стихия,а мысль — организация. Сам товарищ Ленин нам говорил, что организация нам выше всего.
Ты её, Чепурный, прямо к Ленину веди: вот, мол, тебе, товарищ Ленин, доделанная до коммунизма баба!
Ещё в юности он своими силами додумался — отчего летит камень: потому что он от радости движения делается легче воздуха.
Никто не смотрит на спящих людей, но только у них бывают настоящие любимые лица. Наяву же лицо у человека искажается памятью, чувством и нуждой.
Чепурный его предупредил, чтобы он по науке думать не старался, — наука ещё не кончена, а только развивается: неспелую рожь не косят.
Надо нам, товарищи, теперь думать, иначе зачем мы здесь, скажи пожалуйста!
Чтобы наесться, чевенгурцы ели полугодовалые пироги и квашеную капусту, заготовленную чевенгурской буржуазией сверх потребности своего класса, надеясь на бессрочную жизнь.
Ленин и то знать про коммунизм не должен, потому что это дело сразу всего пролетариата, а не в одиночку... Умней пролетариата быть не привыкнешь.
Неизвестно одно — нужен ли труд при социализме, или для пропитания достаточно одного природного самотёка? Здесь Чепурный больше соглашался с Прокофием, с тем, что солнечная система самостоятельно будет давать силу жизни коммунизму, лишь бы отсутствовал капитализм, всякая же работа и усердие изобретены эксплуататорами, чтобы сверх солнечных продуктов им оставалась ненормальная прибавка.
«Для сего организовать план, в коем сосредоточить всю предпосылочную, согласовательную и регуляционно-сознательную работу, дабы из стихии какофонии капиталистического хозяйства получить гармонию симфонии объединённого высшего начала и рационального признака.» Написано чётко, потому что это задание...
Я стою и гляжу, — сообщил старик, что видел. — Занятье у вас слабое, а людям вы говорите важно, будто сидите на бугре, а прочие в логу.
Чепурный брал в руки звезду и сразу видел, что она — это человек, который раскинул свои руки и ноги, чтобы обнять другого человека... просто у него тело устроено для объятий, иначе руки и ноги некуда деть.
*** В углу бумаги Маркун написал: природа — сила, природа — бесконечна, и сила, значит, тоже бесконечна. Тогда пусть будет машина, которая превратит бесконечную силу в бесконечное количество поворотов шкива в единицу времени. Пусть мощь потеряет пределы и человек освободится от борьбы с материей.
*** Прушевский хотел это знать уже теперь, чтобы не напрасно строились стены его зодчества; дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой. Он боялся воздвигать пустые здания — те, в каких люди живут лишь из-за непогоды.
*** Умрищев любил иногда собрать, как родню, подчиненный аппарат в кучу и поговорить с ним по душам, не составляя повестки дня.
*** «Сволочи! — думал обо всех Пухов. — Времён не чувствуют!»
*** Маевскому надоела война, он не верил в человеческое общество — и его тянуло к библиотекам. «Неужели они правы? — спросил он себя и мертвых. — Нет, никто не прав: человечеству осталось одно одиночество. Века мы мучаем друг друга, — значит, надо разойтись и кончить историю». До конца своего последнего дня Маевский не понял, что гораздо легче кончить себя, чем историю.
Из книги Ошо «Коммунизм и огонь Дзен, ветер Дзен», январь–февраль 1989 г.
Из аннотации к книге: Мастер с большой любовью и состраданием говорит о событиях, происходивших в 1989 году в Советском Союзе. Рассуждая о великом эксперименте человечества, он рассматривает такие личности, как Сталин, Троцкий, Ленин и Горбачев, напрямую обращаясь к последнему. Следует отметить, что в тот момент Ошо совершенно точно предсказал, какие события последуют через десятилетия после «судьбоносных» действий Михаила Горбачева.
*** О политиках:
Сознание политика всегда озабочено войной. Адольф Гитлер в своей автобиографии говорит, что, если, политик хочет остаться в политике, он должен продолжать выискивать врагов. Если нет реальных врагов, создаются вымышленные, видимость того, что кто-то собирается напасть на вас, что вы окружены врагами. Только это позволит вам сохранить власть, но не мир.
Хорошо быть миротворцем, и вообще, Горбачев скоро получит Нобелевскую премию... Это не очень благородно. Я называю её «неблагородной премией» из-за человека, организовавшего Нобелевскую премию: его фамилия Нобель (благородный — прим. пер.). Он был крупнейшим производителем оружия. И поставлял его всему миру. Каждая война использовала его оружие, обе стороны сражались его оружием, и благодаря этому оружию он разбогател. Затем христианская вина овладела им перед смертью: «Я величайший создатель военных материалов — и все люди, погибшие от моего оружия... каждый, кто погиб, погиб от моего оружия». В любой стране, везде, обе стороны использовали его оружие. Он был единственным человеком, который делал военный материал лучше и лучше. Он стал бояться огня в аду. Он завещал все свои деньги созданному фонду, так что каждый год из полученной прибыли должны быть выданы премии Нобеля по разным разделам науки, искусству, литературе, музыке... Это просто попытка искупить вину. Я называю её неблагородной премией, поскольку она вся в крови, в крови миллионов людей, которые были убиты оружием Нобеля. Ни один достойный человек не должен принимать её.
...Всего несколько дней назад я говорил вам, что скоро он получит Нобелевскую премию. Сегодня его номинировали на премию. Вскоре мое предсказание осуществится. Среди номинантов следующие люди: Михаил Горбачев — первый, Рональд Рейган — второй, Раджив Ганди — третий, Далай-Лама — четвертый. И глава международной федерации футбола — пятый! Никто никогда не слышал, что глава международной федерации футбола делает определенный вклад в эволюцию человека. Каким образом футбол вносит вклад в дело мира?
Представьте собаку, бегущую за машиной с лаем. Водитель останавливает машину, собака оглядывается вокруг в замешательстве: «Что же теперь делать?» — километры ненужного бега и лая. И это происходит со всеми революционерами. Километры лишений! Борьба, убийство, гибель, аресты, и когда они захватывают власть, они выглядят так же, как та собака: «Что же теперь делать?» Фактически революционер не является достойной фигурой для осуществления власти. Но это очень серьезная проблема. Поскольку революционер завоевывает свободу, естественно, он берет власть в свои руки. Но он же знает только, как организовать восстание, но не знает, как консолидировать общество. Он ничего не знает об экономике, о финансах, о психологии людей. Он может повести людей на борьбу, чтобы разрушить империю, чтобы разрушить все виды рабства Он хороший оратор, влиятельный; производит глубокое впечатление как личность, вдохновляет, но, когда он получает власть, он выглядит как та собака, в недоумении: «А теперь кого вести на восстание?» Он у власти, но вся его жизнь была жизнью подготовки восстания. Он никогда не изучал науку управления.
У капиталиста нет власти, а у политика нет денег, так что они хорошо дополняют друг друга. Капиталист, лишенный власти, не может преследовать людей; а политик зависит от их голосов, так что он также понимает, что не надо слишком преследовать людей — иначе они не отдадут ему свои голоса. Когда появляются богатые люди, они становятся реальными правителями страны, потому что они могут купить политиков. У политиков нет денег, а деньги им нужны на выборы. Бедный человек не может участвовать в выборах, поскольку для победы на выборах требуется много денег. Это все то же самое: только лица меняются, ничего больше не меняется. Бедные продолжают становиться ещё беднее, богатые продолжают становиться богаче, а все эти политики лишь продолжают давать обещания.
Даже такой человек, как Махатма Ганди, обещал, что первым президентом Индии будет женщина, и не только женщина, а женщина, принадлежащая к касте шудр — неприкасаемых. Эти две группы населения страдали больше всего из-за индусской идеологии, по которой неприкасаемые не люди, а вьючные животные, и женщина не имеет никаких своих прав. Но когда Индия стала независимой, он полностью забыл о своем обещании. А ему поклоняются не только в Индии, но и вне Индии как великому праведнику — лишь потому, что написал свою автобиографию и назвал её «Эксперимент с истиной».
Махатма Ганди... стал политиком, потому что, когда впервые он вошел в суд, его ноги начали дрожать, и он смог произнести только «ваша честь» и рухнул на пол, мокрый от пота, и его вынуждены были вынести из зала. Вот почему он стал политиком! Но никто не беспокоится о реальностях жизни. Эти неудачники стали политиками, потому что в политике не требуется квалификация и нет стандартов. Это единственная профессия, которой может заниматься любой идиот.
Это случилось несколько лет тому назад... В Гималаях живет животное, которое выглядит как корова, но это не корова. Цвет животного — голубоватый, отсюда название «голубая корова». Столетиями существует это название. Это не корова — это дикое, свирепое животное, которое спускается с Гималаев и уничтожает весь урожай в Северной Индии. Популяция животных растет, также растет и население Индии. Пришло время, когда популяция этих голубых коров выросла настолько, что парламент решил что-то предпринять, поскольку эти животные уничтожают урожай. Но индийцы были абсолютно против этого из-за названия «голубая корова». Они поклоняются корове. Так что по Индии прокатились волнения: «Вы не можете убить или застрелить голубых коров». И таким образом, вы можете понять, насколько хитры политики. Пандит Джавахарлал Неру, дедушка Раджива Ганди, изменил название. Он предложил парламенту: «Мы должны убить этих голубых лошадей». Вместо «неелгаай» (голубая корова) он назвал их «неелгора» (голубые лошади). И ни один индус не протестовал! Животных отстреливали тысячами, почти все они были уничтожены. Они больше не приходили в Северную Индию. И ни один простой индус,... не могли понять простой план политиков. Когда животные были голубыми коровами, вся Индия восстала. Когда они стали голубыми лошадьми, кого они волнуют? И это были те же самые люди!
Изменение названий — это старая, очень древняя стратегия политиков. Теперь слово «товарищ» отброшено, потому что оно имело большое значение, и только коммунисты использовали его. И это красивое слово. «Товарищ» значит «друг, брат, идущий тем же путем». И Горбачев отбросил слово «коммунизм» и постоянно говорит в своих двух книгах о социализме, который никогда прежде не упоминался за семьдесят лет жизни Советского Союза. Это была страна, строящая коммунизм. И впервые мы слышим, что здесь планируются социал-демократические преобразования.
Когда я разговаривал с М.Н. Роем, он спросил: «Как ты думаешь, в чем причина моей неудачи? Я был таким активным челном интернационального штаба коммунистов. Я сражался за революцию, был близким другом Ленина и Троцкого. А здесь я никто — никто не готов слушать меня». Я ответил: «Здесь вам следует измениться. Вам следует стать лицемером. Вам следует курить только в туалете, а на публике говорить о запрещении курения. Вам следует натянуть на себя минимум одежды, покрывающей вас лишь до колен, как Махатму Ганди, или ещё короче — будет даже лучше. Побрейте голову и станьте махатмой, а все остальное я вам организую. Но во-первых, станьте махатмой. Я позову сюда парикмахера, и он превратит вас в махатму». Он воскликнул: «Мой Бог — сперва я должен стать махатмой?» Я ответил: «Не став махатмой, в этой стране вы не представляете интереса. Эта страна настолько изуродована, что сперва вам следует притворяться, соблюдая традиции. Не пейте чай — если кто-то увидит вас пьющим чай, конец! Вы не махатма». «В холод вы должны оставаться полуголым. Вы привыкнете, не беспокойтесь. Все животные привыкают, а вы умное животное, так что и вы привыкнете. Это лишь вопрос двух или трех лет, а затем жара или холод — все равно, потому что ваша кожа станет все толще и толще! Вы будете махатмой, и каждый будет слушать вас». Он сказал: «Я не могу сделать это». Я ответил: «Тогда забудьте о том, чтобы стать политическим лидером». И он умер неизвестным человеком. Если бы он жил в Советском Союзе, то он был бы министром в правительстве.
Ясно, что, когда Рональд Рейган или Джордж Буш идут в церковь преклонить колена и помолиться Богу, рядом с ними находится помощник, который несет портфель с кодами, позволяющий президенту дать сигнал срочного запуска их ядерного арсенала, тем самым полностью уничтожая все живое на Земле... Есть ли предел нашему лицемерию? Даже в церкви — это факт! Когда Рональд Рейган шел в церковь, (а сейчас Джодрж Буш, поскольку Белый дом имеет свою собственную церковь), один помощник нес портфель. И люди стали интересоваться: что находится в портфеле? Почему каждый день, когда Рональд Рейган становился на колени и молился Богу, один человек стоял рядом с портфелем? Наконец обнаружили, что портфель оказался необычным портфелем, он содержал внутри все кнопки для немедленного запуска ядерного оружия — из церкви! Как будто недостаточно времени, чтобы добежать до Белого дома, где у них находятся все кнопки управления ядерным оружием... Это была портативная смерть для всей Земли. Но портфель все ещё носят; сейчас Джодрж Буш становится на колени. И он никогда не думает о каком-то там лицемерии... Вы молитесь Богу, вы становитесь на колени, и вы храните рядом с собой смерть для всей планеты. Определенно нет предела нашему лицемерию. Мы преуспели только в создании лицемерного мира. Нецивилизованного, некультурного.
Ваши религии — жизнеотрицающие. Ваши политики — жизнеотрицающие. Ваши религии готовят вас к жизни после смерти, не к радостной жизни здесь. А ваши политики создают оружие, чтобы убить вас. Политики убивают вас, а священники утешают вас: «Не волнуйтесь. После смерти вы попадете в рай — красивые женщины и реки вина». Никакого сухого закона, никаких браков... Вы когда-нибудь слышали о браках в раю? ...Я создаю рай здесь и сейчас.
*** О коммунизме:
Вся идея заключалась в том, что вся земля, вся собственность, и всё, что в ней — должно принадлежат коллективу. Совет — значит община. Деревня превращается в совет, она становится общиной. Семьи исчезают, только отдельные члены вносят посильный вклад, а община будет удовлетворять их потребности — не согласно их значимости, а согласно необходимости. Кто-то, возможно, не очень трудолюбив, а кто-то очень упорный работник — и в общине, как в большой семье. Вам следует понять, что кто-то слабее, кто-то болен, кто-то стар, но их потребности должны быть удовлетворены. Сейчас Горбачев говорит: «Каждому по труду!» А как быть старикам? Они ведь не смогут работать так, как молодые люди. А дети? Они ведь неспособны работать так, как молодежь. А женщины? Их ведь нельзя загружать физической работой. Коммунистическая идея была значительно выше и прекраснее: «Каждому — по потребностям». У старика свои нужды. Возможно, он неспособен сейчас работать, но он достаточно отработал за свою жизнь. Ребенок ещё не работает, но однажды он начнет работать. А потребности у него есть прямо сейчас.
Коммунизм в его упрощенном понимании означает передачу частной собственности в руки коллектива, потому что частное владение собственностью создает классы — угнетенных и угнетателей. Деньги приносят ещё деньги, привлекают новые деньги; бедность вызывает дополнительную бедность. А достоинство человека, который видит вокруг себя людей, имеющих деньги, красивые дома, автомобили, а у него даже нет продуктов для пропитания, разрушается. Он начинает чувствовать себя недочеловеком, неполноценным, неудачником, а создавать такое чувство в миллионах людей просто ради нескольких богатеев значит выступать против всего человечества. Коммунизм дает достоинство каждому, потому что вся собственность, земля и все остальное принадлежит обществу. Никто не может быть богаче вас, и никто не может быть беднее вас. Коммунизм означает равенство, равные возможности предоставлены каждому для развития его скрытых потенциальных способностей. Коммунизм является первой фазой великого эксперимента. Как только люди оказываются без комплекса неполноценности, как только удалены религии, вскоре каждый почувствует потрясающую пустоту, потому что эти религии наполняли вас разными системами верований. И хотя все они — вымысел, эти системы помогают вам чувствовать, что вы наполнены. Религии давали вам фальшивые идеи, вымыслы, чтобы утешить вас. Коммунизм означает удаление всех выдумок из человеческого разума и проведение хорошей чистки от всего прошлого, которое заполняло разум всяким хламом. Видение Маркса никогда не распространялось дальше этого, а мое понимание и мое видение значительно более совершенны. Для меня коммунизм лишь первая фаза. С развитием коммунизма люди отбросят комплекс неполноценности, который нужен священникам и людям, направляющим человечество в разного рода рабство. И когда нет Бога, нет вины — без вины никакая организованная религия не может жить... Все религии поставляют вымыслы. Человек убивает кого-то и идёт к священнику, и он прощён. Он идёт..., дает немного денег священнику, и он прощён. А каково убитым? Бог не кажется справедливым. Он благоволит преступникам и грешникам. Для них он прощающий отец, но каково жертвам? Нет ни единого слова в любом священном писании среди организованных религий, где бы упоминалось о жертвах. Бог, кажется, благоприятствует грешникам, преступникам, но не благоприятствует жертвам. У него нет никакого сочувствия жертвам. Маркс не осознавал, что это не будет законченным явлением. Я могу видеть с большей ясностью, чем Карл Маркс, или Ленин, или Сталин. Коммунизм создал вакуум...
В коммунистической идеологии человек остается абсолютно одиноким... она не может заполнить сердца людей, она не может питать их бытие...
Карл Маркс не представлял себе, что коммунизм будут строить в Советском Союзе. По его мнению, коммунизм сначала будет построен в Америке, где эксплуатация бедных достигла своей высшей точки. Россия представляла собой бедную страну с небольшой группой богатых людей — царь и его окружение. Вся страна жила в бедности; ещё не было разделения на классы. Это была феодальная страна, она ещё не стала капиталистической. Согласно анализу Карла Маркса, только капиталистическая страна могла перейти к коммунизму, а феодальная страна сперва должна превратиться в капиталистическую. При капитализме происходит четкое разделение на бедных и богатых, а средний класс просто исчезает. Из них немногие становятся богатыми, большинство же попадает в ряды бедных, и, когда страна четко делится на бедных и богатых, возможна революция. В России все было не так. Это была феодальная страна, царь был феодальным властителем. Но существование не действует в соответствии с логикой. Сложилась ситуация, при которой Россия стала коммунистической. Этой ситуацией была Первая мировая война. Царские солдаты не имели достаточно одежды, обуви, пищи. Против царя пошла его собственная армия, и великая стратегия Ленина была в том, что он использовал эту волну протеста. Это не был конфликт между бедными и богатыми; это был конфликт между царем и его армией. И Ленин использовал его. Переход к коммунизму в России был случайным. Он не согласовывался с экономическим анализом Карла Маркса. Но, какой бы ни была причина, это произошло. Россия — первая коммунистическая страна в мире, единственная надежда.
Семья... является ядром капиталистического общества! Анализируя экономическую структуру общества, Маркс и Энгельс высказывались однозначно: семья появилась только с возникновением частной собственности, поскольку это является логическим следствием того, что если частная собственность ликвидируется, брак исчезнет автоматически. Это есть логический вывод... Я не проявляю заботу о ком-либо — я забочусь об разумности. Семья была ядром всех организованных религий; всех феодальных и капиталистических обществ; всех эксплуатаций и войн. От этого ядра следует полностью отказаться. Без отмирания семьи вы не получите реального развития человечества и индивидуумов. Я не говорил, что Ленин был против брака. Я сказал, что это является логическим выводом из общественного анализа по Марксу и Энгельсу. Они говорят, что семья сосуществует с частной собственностью. А почему она сосуществует с частной собственностью? Потому что каждый отец желает, чтобы его собственность унаследовал сын. Следовательно, ему следует охранять жену так, чтобы она не забеременела от кого- нибудь еще. Семья стала тюрьмой для женщина только потому, что ребенок должен исключительно быть сыном отца У отца нет доказательств — только мать знает точно, кто отец ребенка. Так что удерживайте мать вне общества; никакого образования, никакой экономической свободы, никакого финансового статуса. В магометанских странах женщине запрещено показывать лицо кому-либо. Содержи женщину в полной изоляции, это единственная мера безопасности для того, чтобы быть уверенным, что твой сын действительно твой сын и собственность, собранная тобой, будет унаследована твоим сыном. Но в коммунистическим обществе, где нет частной собственности, отсутствует нужда в какой-либо семье для её защиты. Собственность принадлежит всем и каждому. Тогда зачем волноваться по поводу того, что «мой сын должен быть моим сыном»?
Семья представляет собой один из самых древних институтов. Эмоционально, сентиментально, психологически очень трудно ликвидировать ее. Трудно было уничтожить частное владение собственностью и сделать её общественной — Сталину пришлось убить по крайней мере миллион россиян для того, чтобы сделать бесклассовое общество возможным. После пяти лет неудач семью не смогли ликвидировать. Но, по моему мнению, они не смогли ликвидировать семейную ячейку, поскольку сами предали Маркса и Энгельса. Советский Союз стал обществом иного класса: классом стали бюрократы, а небюрократы, общественность были другим классом. Таким образом, бюрократы, которые были коммунистами, заменили капиталистов... Советский Союз все ещё не стал бесклассовым обществом, и это создает новые классовые противоречия. А поскольку классы существуют, то невозможно ликвидировать семью; иначе там не было бы проблемы в ликвидации брака и семьи. В настоящее время семья стала ядром коммунизма, что является противоречием. Я следую собственным рассуждениям, и мои выводы не должны соответствовать чьим-либо еще. Но каждый разумный человек может видеть эту проблему.
Если неимущие не имеют власти, то они не могут остановить эксплуатацию богатыми. При демократии почти невозможно для бедных получить власть по простой причине, заключающейся в том, что у богатых людей имеется достаточно денег, чтобы выиграть выборы, чтобы купить бедных, купить политиков. Для бедных при демократии невозможно обладать властью, а без власти отсутствует возможность изменения общества. Поэтому Карл Маркс предложил идею диктатуры пролетариата. Карл Маркс не был человеком практики. Он был великий мыслитель, мечтатель, утопист; короче, он был звездочетом. Он провел всю свою жизнь в библиотеке Британского музея. До открытия музея он уже стоял под дверью, и с трудом сотрудники музея заставляли его покинуть зал, когда музей закрывался. Это случалось много раз, когда он был так глубоко погружен в поиск причины, приводящей к бедности, и способов, как разрушить ее, просматривая различные источники, всю возможную литературу, которая могла бы дать какой-нибудь ключ, так что сотрудники музея вызывали «скорую помощь» из больницы, поскольку он падал в обморок за своим столом. Он был без сознания — без еды, без воды, только работа над утопическим планом. Коммунизм является его великим вкладом в цивилизацию. Но это продукт разума мыслителя, мечтателя, а практическая жизнь в корне отличается от логики. Его основная идея была в том, что вскоре бедные станут ещё беднее, а богатые станут ещё богаче (это кажется вполне логично), а средний класс исчезнет. Немногие поднимутся и станут богаче, а большинство разорится и станет бедным. Тогда общество полностью разделится на пролетариат — неимущих и буржуа — имущих... Ясно, что буржуа не могут быть в большинстве, поскольку существует огромная конкуренция; каждый богатый человек пытается стянуть вниз другого богатого за ноги. Каждый пытается забраться по лестнице выше, чем другие. Так что те, кто достигает наивысшей точки обогащения, будут, ясно, в меньшинстве. Знаменитый труд Карла Маркса — «Манифест Коммунистической партии» — заканчивается строчкой: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Вам нечего терять, кроме своих цепей, а получите в свои руки весь мир, всю власть, все общество». Таким вот образом работает логика, однако жизнь не согласна с этим. Маркс полностью забыл последствия. Он думал, что первой страной, которая станет коммунистической, будет Америка, но Америка прекрасно живет и без этого. Вообще не рассматривается вопрос о превращении Америки в коммунистическую страну, если, конечно, её не оккупируют и не заставят стать коммунистической. Исходя из своих внутренних источников, она не собирается стать коммунистической страной по одной простой причине: средний класс не исчез и не собирается исчезать. Это Маркс упустил. Он думал, что немногие люди станут богаче, более честолюбивы, более конкурентоспособны, более эффективны. Другие разорятся и станут беднее. Но он забыл о другой стороне монеты: что некоторые богачи обанкротятся и станут средним классом, а некоторые бедняки начнут биться и сражаться и присоединятся к среднему классу, так что средний класс не исчезнет. И средний класс выступает против любой революции по простой причине: у них есть многое, что они могут потерять. При революции наступает хаос. И средний класс не собирается делить свое добро с миллионами бедных людей.
Верно, что Маркс высказал идею о том, что государство исчезнет. Мне нравится эта идея, поскольку я сам анархист. Я не хочу никакого правительства в мире, но мое нежелание ничего не изменит. Государство будет необходимо до тех пор, пока не исчезнут все преступления. Так что когда Маркс говорит, что государство исчезнет окончательно, не думайте, что «окончательно» наступит скоро.
Когда всё человечество станет одной семьёй, отпадет необходимость в кем-то руководящем. Когда всё человечество станет разумным, освободится от страданий и будет счастливо, тогда государство перестанет функционировать. Властолюбивые будут чувствовать себя абсолютно старомодными, старой шляпой. Они исчезнут, поскольку их функция больше не нужна. Когда в судах отсутствуют преступники, то какова же функция судов? Когда нет больше проституции (а это возможно только при отмене брака), нужны ли отделы регистрации браков и лицензии для проституток? Всё очень четко, если у вас есть ясность в голове... Чем выше вы идёте, тем лучше открывается перспектива общей ситуации человечества. Тогда-то государство и отомрет. Тогда-то миру будут не нужны ни иерархия, ни бюрократия, ни президенты, ни премьер-министры, ни КГБ, ни ЦРУ. Каждая личность должна сделать вклад в эту окончательную утопию,... когда государство, полиция, вооружение бесполезны, когда глупо иметь армии, когда мы все можем работать, творить, любить, радоваться вместе. ...Это не экономическая и не социальная революция. Это духовная революция, восстание человека в человеке. Каждое сердце расцветет.
...Однако с этим преступным человечеством, этой глупой массой, если не будет правительства, суда, полиции, будет просто хаос, а не анархизм. Я всегда рассматривал проблему с научной точки зрения — и во внешнем, и во внутреннем мире. Коммунизм может быть основой. Тогда духовность должна быть его ростом, чтобы обеспечить то, что отсутствует. Как только обществу даются равные возможности — быть неравными, быть уникальными, и как только это общество начинает интересоваться медитацией и духовным ростом, тогда появляется возможность анархизма. Это случится на конечной стадии, когда не будет никого, кто бы хотел совершить преступление. Только тогда можно отказаться от государства. Как только духовность распространится на все ваше бытие, преступление станет невозможным. Сделать что-либо неверно, станет невозможным. Ясно, что необходимость в государстве отпадет. Когда никто не будет совершать преступлений, зачем содержать пустые суды и сидящих там судей? Вскоре вы почувствуете, что было бы лучше, чтобы эти судьи отправились в поля и поработали там. Зачем содержать ненужных полицейских, стоящих вокруг? Армии, миллионы людей без необходимости обеспечиваются пищей, одеждой, лучшей пищей, лучшей одеждой, и совершенно не работают. В каждой стране миллионы людей находятся в армии. Их следует вернуть к мирной жизни и работе. Но это возможно только если коммунизм шагнёт в духовность, затем духовность расцветёт в виде анархизма. Это простые шаги. Но если коммунизм исчезнет, тогда будет очень трудно трансформировать капиталистический мир в направлении духовности. Следовательно, я поддерживаю коммунизм: поскольку мне хотелось бы однажды увидеть мир без наций, без религий, без границ, без полицейских, без армии, без оружия, без убийц. Здоровые люди, духовно любящие, растущие глубже и выше одновременно, укореняясь и расправляя крылья вместе, одновременно — это будут действительно сверхчеловеки, новые люди, ради которых я работаю.
В чем разница между коммунизмом и социализмом? Огромная разница... Социализм — это компромисс, компромисс с капитализмом. Коммунизм является совершенно революционным шагом. Чем ближе я знакомился с Горбачевым и его выступлениями, тем печальнее я становился. Он не революционер; он реакционер, он ведет назад. Он говорит о возвращении частной собственности в Советский Союз, а с частной собственностью возвращается капитализм. Горбачев говорит, что коммунистический лозунг — «Каждому по потребности», а каков же его лозунг? «Каждому по труду». Но это же прямой лозунг капитализма: каждому — по труду. Ясно, что если вы заплатите людям в соответствии с их работой и эффективности, то после этого появятся богатые и бедные. Вновь вернутся классы. Я всецело поддерживаю коммунизм, поскольку я считаю, что он является фундаментом для духовного роста. Но против социализма. Это компромисс с капитализмом, а когда вы идете на компромисс с капитализмом, то капитализм утопит вас. Горбачев в настоящее время отбросил слово «коммунизм», он больше не упоминает слово «коммунизм» нигде. Он говорит о социализме, и стал говорить о том, что это то ли «капиталистический социализм», то ли «социалистический капитализм». Как бы вы ни назвали его, это есть капитализм! А социализм лишь слово, чтобы обмануть массы. Горбачев идет против всех основных принципов коммунизма. Он говорит о патриотизме — коммунизм же абсолютно против наций и патриотизма. Он говорит о децентрализации, что также идет против основ коммунизма. Коммунистическая идея состоит в том, чтобы все нации объединились в одно человечество; это осуществлялось с самого начала интернационального движения.
По всему миру существуют социалистические партии, и их единственная функция заключается в том, чтобы помешать людям стать коммунистами. Партии оплачиваются капиталистами.
Капиталист... хотя он видит бедность, создаваемую им, нищих, создаваемых им, голодающих, создаваемых им, он продолжает думать, что несколько реформ исправят дело. Немного повыше зарплаты, немного больше льгот для бедных, для пролетариата — вот что я называю социализмом. Социализм — изобретение капиталистического ума для того, чтобы отвлечь людей от коммунизма. Социализм является реформатором, а не революционером. А реформы сохраняют в людях надежду. Это государство всеобщего благоденствия; это лишь обновление старого дома, который готов рассыпаться в любой момент. Социализм является ренегатом, это Иуда. Из-за коммунистической опасности педлагают новую форму — социализм. Это звучит хорошо, но намерения очень подлые. Я беспокоюсь за Горбачева, поскольку он больше не использует слово «коммунизм». Он использует слово «социализм», возможно, неосознанно, не понимая, что социализм является уловкой капиталистического мира для предотвращения международной революции, которая превратит весь мир в коммунистический, с равными возможностями для каждого в достижении своего потенциала. А когда мир един, то отпадает необходимость в каком-либо правительстве — вот почему Карл Маркс говорит, что государство отомрет. Но оно может отмереть только тогда, когда весь мир станет коммунистическим.
Карл Маркс не является истинным коммунистом. Он не представляет, что человек не является только экономическим животным: у него есть разум и душа. Он думал — абсолютно напрасно, — что, как только финансовые условия изменятся, как только общество изменит свою структуру, сознание также изменится. Это неверно. Если сознание меняется, то затем, конечно, изменится социальная структура, поскольку социальная структура является лишь проекцией разума человека. Но Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин не представляли себе, что такое ум. Не возникал вопрос выхода за пределы ума. В течение семидесяти лет упорно трудились, чтобы построить коммунизм в России, но медленно, медленно... Вначале был некоторый стимул, поскольку бедные думали, что они станут богатыми, что все будут равны. Но обнаружили, что когда у людей отбирают всю собственность, это вызывает огромное сопротивление. В этой борьбе погибло около одного миллиона людей. Не изменив сознания, получили такой результат. Ум людей жил веками, тысячелетиями с идеей частной собственности. Их единственный стимул состоял в том, что если это поможет их эго, поможет им подняться выше других, только тогда они будут упорно работать.
В «Ригведе», старейшей книге в мире, имеется выражение васудхайва кутумбакам — «эта вся земля должна стать одной семьёй». Девяносто тысяч лет тому назад какой-то прорицатель, какой-то мистик думал о всей этой земле, превращающейся в одну семью. Это был старый язык коммунизма: весь мир становится одной общиной.
Когда я увидел демократию по-американски в действии... говорить о демократии просто бессмысленно. А их конституция является выставочным экземпляром (бумажка) для остального мира. Страна состоит из преступников, говорящих о свободе. Я затронул тему о том, что все они иностранцы. Я сказал: «Все американцы являются иностранцами в Америке. Страна принадлежит красным индейцам, которых убили или загнали в глухие леса, называемые резервациями. Фактически они аналогичны концентрационным лагерям Адольфа Гитлера. Вы захватили чужую землю и рассуждаете о свободе?»
Я не против американского народа. Я люблю его, как я люблю всех людей Земли, и я получил много любви от американского народа. Но я категорически против американских политиков и американской бюрократии. Они абсолютно против человечества. Они готовятся разрушить этот мир.
Когда я был в Америке, я лишь заметил тележурналисту, что все орегонцы — умственно отсталые люди. Очевидно, орегонцы очень разъярились, и, в частности генеральный прокурор штата Орегон, Давид Фронмейер. Губернатор и все политики были чрезвычайно раздражены тем, что я назвал весь Орегон отсталым. Однако Орегонский университет заинтересовался проблемой. Они обследовали поперечный срез орегонского общества, и они изучили мою общину. И результаты заставили замолчать губернатора, генерального прокурора и всех политиков. А результаты таковы, что средний уровень умственного развития орегонцев равен семи годам — это показатель умственно отсталых людей. Для людей общины показатель равен четырнадцати годам, что в два раза выше, чем у орегонцев.
Америка, вероятно, единственная страна, где не требуют специальной лицензии на хранение такого опасного оружия, как автоматы. Один автомат может убить сто шестьдесят людей без перезарядки патронов, и вы можете купить автомат у любого торговца. Торговцу нужна лицензия на продажу, но люди, покупающие оружие, обходятся без лицензии. А по психическим заболеваниям Америка далеко впереди любой другой страны. Так много психоаналитиков, так много разных школ психоанализа, психиатрии, психологии, психосинтеза, аналитической психологии, и много видов лечения предлагается людям. Миллионы людей страдают от психических заболеваний. Миллионы людей страдают от переедания. Миллионы людей страдают, потому что у них нет никаких продуктов, никакой одежды. Эта декадентская Америка, это абсолютно больная страна — и Горбачев хочет ей подражать. Он хочет стать вторым президентом Рональдом Рейганом или Джорджем Бушем, хочет превратить красивую советскую страну в больную, декадентскую, гнилую Америку.
Горбачев пытается привнести эту декадентскую и психически больную Америку в Советский Союз, где нет психоанализа, нет психиатрии. Люди там психически здоровы, как это было везде, по одной простой причине, что их пища проста, питательная, но не жирная; их работа проста, их жизнь проходит без осложнений. Жена зарабатывает, так что отсутствует проблема непрерывных перебранок о том, что она хочет шубу, она хочет новую машину, или она хочет это и она хочет то, а вы не можете позволить это, вы обанкротились, так что скорее, чем выполнить её желания, вы спрыгнете с крыши стоэтажного здания. Бизнес закончен, жена мучает вас, что ещё делать? И так много людей выпрыгивают из своих окон. Америку открывали много раз, и всегда быстро об этом замолкали. Сейчас такой момент пришел опять. Америка должна опять успокоиться и забыться. Колумб оказал медвежью услугу человечеству. Он — один из его врагов. Семьсот лет тому назад Америку узнали, но затем о ней замолчали. Пять тысяч лет тому назад Америка была известна, но была забыта, поскольку кажется, что там сама земля ядовита. Она сводит людей с ума.
*** О Советском Союзе:
Маркс и Энгельс устарели. Советской Союзу необходима новая революция, духовная революция, и я думаю, что Горбачев делает огромную ошибку, разрешая старым священникам вернуться под лозунгом открытия дверей Советского Союза. Возможно, он не понимает этих старых священников — католиков и протестантов или старых русских православных. Они принадлежали к феодальному обществу. Они не могут вписаться в коммунистическое общество.
Открытие дверей России прекрасно. Откройте двери для науки, для искусства,... Но это не значит, что вы должны открывать двери всем видам болезней. Христианство — это болезнь, и, если вы откроете двери для папы римского, вы пойдете против Карла Маркса, вы пойдете против коммунизма. Вы не понимаете смысла: это люди, являющиеся реальными агентами капитализма. Они против любой революции. Вы можете видеть это в Индии. В течение пяти тысяч лет мы не знали ничего подобного революции против социальной структуры. И Индия является одной из самых беднейших стран, однако бедным постоянно дается опиум в виде «Вы бедны из-за ваших прошлых преступлений. И капиталисты здесь ни при чем; они имеют деньги, поскольку они совершили хорошие поступки в прошлом». Скажите от меня Горбачеву: все разрешай, только не снова христианство! Христианство принесет в Советский Союз гомосексуализм, содомию, жестокость и СПИД. И для всего этого вы открываете двери страны?
Советские люди чувствуют определенную пустоту внутри себя. Что-то отсутствует, поскольку Карл Маркс не может обеспечить им духовность. Но эти фальшивые проповедники будут говорить о духовности, и это чистейшая болтовня. Они ничего не знают о духовности, но они могут заполнить вакуум в советских сердцах всеми своими системами верований, суевериями. Это отступление, а не продвижение вперед. Я предупреждаю советских людей: пожалуйста, будьте осторожны.
Как только Советский Союз разрушат, то для других коммунистических стран также не останется надежды. Маленькие страны — их можно легко разрушить. Советский Союз является центральной силой всего мирового коммунистического движения. Он должен выжить! Однако беспокойство в том, что в страну устремятся идиоты, устремятся заинтересованные круги. И ни один разумный человек... не собирается туда, пока Горбачев и Советский Союз не пригласят его. Никто из таких людей не собирается туда. Те же, кто устремится туда самостоятельно, имеют свою мотивацию. Если Горбачев действительно хочет мира на Земле за счет [отказа от идеи] коммунизма, то такой мир не стоит этого.
Теперь Горбачев хочет запретить русским употреблять алкогольные напитки. Это не революция. Если вы хотите, чтобы люди не пили, вы должны дать им нечто высшее, что унесет их тревоги. Они пьют, поскольку они напряжены, они пьют из-за забот. Они хотят забыть жену, забыть мужа, забыть маленьких детей, забыть свои дела, свои финансовые затруднения. Если вы не дадите им высшее сознание, которое может решить эти проблемы и с которым отпадет необходимость забывать что-либо — если вы не дадите им такое глубокое осознание, чтобы они могли увидеть основную причину своего несчастья и не хотели бы лишь залить это алкоголем, а решили пресечь это в корне...
Я абсолютно против горбачевской идеи сухого закона. Водка является неотъемлемым правом по рождению каждого русского человека! Это все, что они имеют. Вот моя простая арифметика: не забирайте ничего у людей, если не можете дать взамен нечто лучшее. И я не знаю, способен ли Горбачев предложить что-нибудь. Он сам не знает ничего лучшего.
До революции в России жили такие люди, как Лев Толстой, Максим Горький, Иван Тургенев, Антон Чехов, Федор Достоевский. Эти пять имен настолько знамениты в том, что касается литературы, что, если вы хотите выбрать десять известных фамилий во всем мире, эти пять будут в первой пятерке. Остальные составят вторую пятерку. Но первую пятерку нельзя пропустить ни в каких расчетах, настолько велико их творчество. Один лишь Федор Достоевский возвышается над всеми творческими романистами мира. Но что случилось? После революции — ни Горького, ни Тургенева, ни Достоевского, ни Толстого. За эти 70 лет Советский Союз был неспособен создать ни одной личности такого уровня. Причина ясна. Советский гражданин потерял свою душу, потерял сознание, слепо поверил Карлу Марксу, что душа человека лишь побочный продукт материи. Если душа только побочный продукт материи, тогда отсутствует возможность создания... поэзии в целом.
Это говорит кое о чем. Пока у вас отсутствует определенная удовлетворенность собой, вы не можете творить ни в поэзии, ни в музыке. Откуда вы возьмете все это? Творчество должно выплескиваться из вас — но вы не можете творить, не имея что сказать. Что касается сознания, то советский гражданин самый бедный. Но Карл Маркс дал этому верную основу. На Востоке отсутствует этот фундамент. В этом была дилемма всего человечества. На Востоке люди отрицают тело, материю, называют материю «иллюзорной», «майей» — она реально не существует; только кажется, что она существует; она состоит из того же, из чего происходят сны. Они отрицают мир, и в этом причина того, что Восток остаётся бедным, больным, голодающим. Половина человечества признает внутренний мир, но отрицает внешний мир. Другая половина человечества признает материальный мир и отрицает внутренний. И ни один человек, являющийся половиной, не может быть удовлетворен.
Я люблю Советский Союз, поскольку это великий эксперимент. Это краеугольный камень в истории человечества. Конечно, это только половина,но все же половина лучше, чем ничего. Другую половину можно надстроить над этой. То, что создали Ленин и Сталин, дало хорошую основу для каждого, чтобы воздвигнуть храм сознания. И этот храм не будет принадлежать к какой-нибудь религии; он будет принадлежать тем людям, кто хочет быть посвященным, кто хочет вступить на этот путь.
То, что нужно России — не капитализм. Товарищ Горбачев, вы не должны обманывать свой народ, называя это «социалистический капитализм» — здесь противоречие в терминах. И это не поможет, это лишь поможет Америке разрушить вас без какой-либо войны, и не только вас, но и все коммунистические страны, которые зависят от вас и вашей поддержки. Великий утопический эксперимент испаряется всего лишь из-за непонимания одного человека.
Не ведая того, Горбачев действует против Маркса, Энгельса Ленина — против всех людей, которые упорно трудились, чтобы создать новую социальную структуру, но упустили один вопрос — вопрос духовности. Лишь добавьте духовность к жизни Советского Союза, и в нём будут жить наиболее радостные, любящие, сострадательные люди в мире.
Горбачев, кажется, вступил на властный путь, исключительно опасный. Эго одного человека должно быть удовлетворено за счет разрушения ценного, чрезвычайно ценного эксперимента! А как только Советский Союз ослабнет и распадется, то потребуются столетия для того, чтобы человечество вновь отважилось на построение коммунизма. Как только дело кончается неудачей, люди теряют надежду; им понадобятся столетия для того, чтобы забыть и начать заново. Так что это вопрос не только сегодняшнего дня, это ещё и вопрос будущих поколений. ...Горбачев ведет себя очень бессознательно, не прогнозируя последствий для человечества. Он играет на руку врагам.
В течение прошлого года товарищ Горбачев позволил следующим символам капитализма торговать в России: «Кока-Кола», «МакДональдс», «Кентуки Фриед Чикен» и «Фаст Фуд Пицца». Это всё хлам, которым Америка хочет засьшать совершенно наивный народ Советского Союза.
Не было необходимости объявлять миру, что они больше не делают ядерное оружие. Не было необходимости говорить миру, что они сокращают свой военный бюджет и армию. Они должны были сделать это молча и поднять прожиточный уровень тех шести процентов населения без каких-либо проблем! Это так просто, но Горбачев занимается делами абсолютно иррационально. Он выплескивает ребенка с водой для купания! Его усилия направлены абсолютно против Советского Союза, и эта первая неудача его политики будет не единственной неудачей. Это начало конца. Вся его политика потерпит поражение,потому что вся его политика направлена против основ коммунизма.
За семьдесят лет Советский Союз значительно окреп. Горбачева выбросят; Россия не пойдет по пути капитализма и христианства. Пришло время, когда Советский Союз должен сказать Горбачеву: «Прощай, товарищ» — и выгнать его из Советского Союза. Он может получить Нобелевскую премию, отправиться в Америку и стать янки.
*** О Гитлере:
Он не был ни мыслителем, ни философом. Это был абсолютно фанатичный, безумный человек, а его нацистская партия началась всего с девятнадцати солдат. Эти солдаты, как обнаружилось, были непригодны для службы в армии, не имели работы. Адольфа Гитлера самого выбросили из армии, поскольку он был психически неуравновешенным. Эти девятнадцать парней собрались вместе в маленькой гостинице и создали нацистскую партию Германии, избрав Адольфа Гитлера руководителем. Поскольку он был фанатиком, его выступления были очень эмоциональны. А его стратегия была очень странной. Поскольку у него не было большого числа последователей, он придумал новую стратегию — абсурдную, но она сработала. Вся его стратегия не была направлена на вовлечение все большего числа людей, на увеличение членов в нацистской партии; он знал, что этого не произойдет. У него не было никакой философии для распространения, никакой программы на будущее — зачем им вступать в его партию? Он начал мешать проведению коммунистических митингов. Эти девятнадцать человек они были солдатами) на собрании коммунистов садились в разных местах, и, когда коммунистический лидер начинал выступать, устраивали потасовку — избивали тех, кто оказался рядом, без разбора. Всего лишь девятнадцать человек разгоняли митинг лесяти или двадцати тысяч человек. А когда происходит драка, вы не можете говорить. Сторонники Адольфа Гитлера забрасывали камнями выступающего, издевались над аудиторией. Со временем стало ясно, что безопасно только на митингах Адольфа Гитлера и небезопасно — на других собраниях. Когда говорил Адольф Гитлер, ясное дело, эти девятнадцать молодцев стояли вокруг толпы, следя, чтобы не было неприятностей. Люди ходили послушать Адольфа Гитлера только потому, что это был единственный безопасный митинг. Вы могли вернуться домой живыми! Вот как Адольф Гитлер пришел к власти — потому что он мешал проведению всех митингов коммунистов, а у них была самая большая партия и логически должна была иметь успех, но не смогла добиться успеха, поскольку не нашла подход к массам. Коммунистические лидеры объявляли митинг, но никто не приходил. По всей стране слушали -только Адольфа Гитлера, и постепенно он стал собирать последователей, поскольку казался толке единственным спасителем. Все остальные лидеры покинули арену. И никто не знал его стратегию; это стало известно только тогда, когда Адольф Гитлер написал в своей автобиографии о том, как он пришел к власти. Всего-навсего девятнадцать человек умудрились сделать всю работу. Первым делом они разгоняли любые собрания. Если компартия вывешивала плакаты, эти девятнадцать молодцев срывали их ночью. Утром люди видели только плакаты Адольфа Гитлера. И люди никогда не знали, что там были другие плакаты. Очень странная стратегия, но Гитлер стал преемником императора. Император был вынужден отказаться от монархии, поскольку в Первой мировой войне Германия потерпела тяжелое поражение и всю вину за то, что он неспособен поднять народ на борьбу за свою страну, возложили на императора. Из-за поражения Германии в Первой мировой войне император должен был передать власть в руки демократии.
*** О Сталине:
Без Сталина коммунизм не имел бы успеха — хотя успех пришел в результате насилия, убийства, резни. Сначала ему надо было покончить со всеми врагами внутри страны, а затем пришлось возводить железный занавес» вокруг Советского Союза, поскольку весь мир был против него.
Хотя он является «архитектором» Советского Союза, его преемники стали проклинать его за диктаторские методы — убийство, массовая резня. Но преемники не знают, что они не были бы преемниками, если бы Сталин не выполнил всю «грязную работу» за них.
Вокруг Советского Союза сидели грифы, все капиталистические страны мира, готовые разрушить его. Сталин вынужден был давать как можно меньше продуктов народу, поскольку все было сконцентрировано на создании как можно большего количества оружия и огромной армии, так как врагов было слишком много и вокруг. Люди могут есть один раз в день, люди могут иметь только два или три смены одежды — нет необходимости иметь больше. Нам в первую очередь нужна армия, иначе мы погибнем. Сталину удалось превратить Советский Союз из маленького феодального государства в мировую державу, самую большую державу мира.
Я не вижу никого, кроме Сталина, в коммунистической партии того времени, кто справился бы с ситуацией. И он был проклят, потому что он спас коммунизм; иначе эти люди разрушили бы его. Был хаос. Как только царя убили, рухнула система, не было порядка в стране. Поезда ходили — никто не знал, где закончится маршрут, куда они едут,поскольку люди разбирали железнодорожное полотно, разрушали мосты. Поезда двигались, сгорая. Люди, для которых свершилась революция, жгли поезда, усадьбы хозяев, дворцы царя. А коммунистическая партия пыталась сказать им: «Теперь это все принадлежит вам. Не разрушайте! С царем покончено, теперь это ваша собственность. Но никто не слышал, и люди растаскивали добро по своим домам. Я слышал, что после того, как семью царя вывезли из дворца (это был один из самых больших дворцов в мире, самый богатый, один из старейших в России), люди уносили все из дворца по своим домам. Даже ковер, который был таким огромным, что одному человеку было не утащить, люди резали ножницами на куски — и было достаточно, чтобы унести себе домой. Что можно делать с такими людьми? Не было времени, чтобы убеждать их. Не было времени, чтобы дать им понять: «Все принадлежит вам, а вы все рушите». Ленин не был способен сделать это, Троцкий не был способен сделать это, а Сталин смог. Этот человек определенно имел стальное сердце — любой ценой революция должна выжить. Как я вам уже говорил, массы являются величайшим врагом себе; они не ведают, что творят. Поэтому пуля была единственным ответом, и Сталин убивал, защищая абсолютно правое дело. Бывают времена, когда вам необходимо применять средства, которые очевидно плохи: насилие, убийство. Но что вы можете сделать с этим человечеством? Если у вас есть власть, то вы неожиданно понимаете, что единственный путь заключается в том, чтобы вернуть людей к здравому смыслу. Когда убивают одного человека, сотня других людей сразу поднимает, что «это трудная проблема, лучше молчать»...
У Советского Союза имеется достаточно опыта в том, что смогла сделать диктатура Сталина: поднять беднейшую страну в мире до наивысшего расцвета. Даже Америка была под угрозой, живя постоянно в состоянии паранойи. Один человек сумел поднять страну до уровня такой мощи...
Сталина... я вижу как человека с очень ясным видением. Он знал, кто был контрреволюционером, кто был волком в овечьей шкуре. И так много шума будет поднято странами, где так называемые революционеры убиты, потому что они являются агентами капиталистов. Они не были революционерами. Представления Иосифа Сталина о революции были очень прагматичны. Он не был мечтателем. Он видел ясно, как развивались дела. Требуется абсолютная ясность ума, чтобы увидеть мир как он есть и увидеть, как общество создает определенную динамику, определенные псевдоявления, чтобы защитить себя. На свете больше контрреволюционеров, притворяющихся революционерами, чем настоящих революционеров. Но, повторяю требуется абсолютная ясность ума...
*** О человеке:
Ницше остановился на интеллектуальном анализе, Зигмунд Фрейд — на психоанализе, Маркс — на экономическом анализе общества. Но человек не состоит из частей. Не пытайтесь иметь дело с человеком по частям.
Как это вы собираетесь сделать людей равными, когда Бог сделал их неравными, если вы не уничтожите Бога? А как вы собираетесь организовать социальную справедливость в массах, где люди верят, что их бедность является результатом плохих дел в их прошлой жизни? Они вполне удовлетворены своей бедностью — это есть наказание. И они не думают, что богатые люди ответственны за их бедность — они радуются хорошим делам в своей прошлой жизни. Если вы не нарушите эти суеверия, как вы собираетесь добиться равенства людей?
Я говорю из своего опыта: чем глубже вы проникаете, тем выше ваш уровень культуры; чем глубже вы идете, тем красивее и человечнее становитесь. Так что я могу сказать с абсолютной уверенностью и гарантией, что человек по природе своей не безобразен. Человек по природе рождается абсолютно безобидным, ни безобразным, ни окультуренным, лишь чистый лист. Все, что вы захотите на нём написать, тем он и станет. Если вы бдительны и сознаете, то вы не будете ничего писать; вы оставите ребенка в покое. Вы поможете ему быть более сильным, поможете ему хорошо питаться, позаботитесь о его здоровье, будете ухаживать за ним, как садовник ухаживает за кустом роз. Вы насильно ничего не добьетесь от куста роз — розы появятся в свое время, вы лишь должны ухаживать. Каждый ребенок имеет розы, лотосы... Помогите ему остаться невинным. Не насаждайте так называемую культуру, общество, в страхе, что «если мы силой не заставим, он станет варваром». Без всякого экспериментирования эта полемика продолжается много веков. Я сражался в университете с моими профессорами, потому что одно и то же возникает вновь и вновь в каждой психологической и социальной работе, чтобы понять, что делать с ребенком. И моя точка зрения: не надо ничего делать с ребенком; вы просто защищайте его. Ваша функция состоит в том, чтобы накормить ребенка и заботиться о нем. Позвольте ему быть самим собой, абсолютно невинным... Не учите ребенка знаниям, культуре, цивилизации. Это становится грузом, становится фальшивой личностью, лицемерием. Мы живем в мире лицемеров, а не в культурном мире. Фактически, это не культурный или цивилизованный мир. Герберт Уэллс был прав... Он писал мировую историю и почти закончил её — это одна из величайших историй, когда-либо написанных, созданная человеком очень ясного ума. Друт спросил автора: «Вы знаете всю мировую историю. Каково ваше представление о цивилизации?» Герберт Уэллс ответил: «Это хорошая идея, и это должно произойти. Этого пока не случилось. Кто-то должен объяснить это народу. Человечество все ещё варварское». Люди, которые думают, что они цивилизовали мир, окультурили его, абсолютно не правы. Вся их культура и цивилизация поверхностны. Лишь поскобли, и тут же появится варвар.
Животные никаких видов не убивают своих сородичей, кроме человека. И животные не имеют оружия, так что бьются друг против друга, это прямое столкновение. В этом есть достоинство. Оружие изобрел только человек. И какова цель этого оружия? Издалека пристрелить врага, чтобы не было необходимости сталкиваться с ним лицом к лицу. Сначала человек изобрел стрелы и лук, чтобы убивать животных, птиц. Вы не можете драться даже с сильной собакой. Вы не можете драться с обезьяной, хотя Чарлз Дарвин говорит, что вы являетесь результатом эволюции и произошли от обезьян. Но ваши отсталые братья значительно сильнее вас. Человек начал со стрел, но идея была в том, чтобы иметь возможность убивать на расстоянии. Это была трусливая идея, чтобы животное не могло атаковать вас — оно далеко. Затем изобрели порох. И ваши так называемые великие охотники устраивались на дереве, где лев не мог их достать. Чтобы обмануть льва, они укладывали козу под деревом, лев чуял запах козы и шел на этот запах. И когда он убивал козу, охотники стреляли в него. И это великие охотники! Сейчас имеются современные ракеты, которыми вы можете убить кого-нибудь в Америке прямо отсюда, и вам вообще не нужно видеть врага. Ракеты снабжены компьютерами — вы просто нажимаете кнопку... Это самый удаленный способ убийства миллионов людей, не сталкиваясь с ними. Человек представляет собой самого жестокого зверя — он убивает человека.
Существует тенденция в человеческом разуме — всегда быть жертвой нового. Чтобы помешать этой тенденции, каждое общество пытается программировать вас, что старое есть золото. Каждое общество с самого детства настраивает ум человека против естественной тенденции к новому — поворачивает его в диаметрально противоположную сторону: «Все старое прекрасно. Чем древнее священное писание, тем оно более правдоподобно». Каждая религия пытается доказать, что их священное писание является самым древним. Откуда такая тяга к древности? Каждое общество думает, что его прошлое — золотой век. Таковы условности общества. Культура, которую вы имеете, мешает вам увлечься новым. Говоря иначе, естественная тенденция заключается в вере в новое. Однако не верить — вот что разумно. Без верования во что-либо, просто быть чистым, подобно зеркалу без пыли и реагировать на действительность всем своим существом. И тогда вы найдете истину. Никакие средства массовой информации не смогут обмануть вас — никто не сможет обмануть вас. Вы обманываетесь, потому что ваша ясность ума оказалась не там, ваша зеркальная способность отражать действительность, как она есть, оказалась не там.
Наскольку я понимаю природу человека, она не может быть удовлетворена этим несчастным, безобразным и жестоким миром. Она может быть удовлетворена только тогда, когда она находит свой основной источник блаженства, вечный источник жизни.
На поверхности жизнь состоит из «покушать, выпить, повеселиться». Это поверхностно, вам надоест рано или поздно. Если вы не достигнете бездонной глубины и беспредельной высоты одновременно, вы не узнаете, какое чудо — жизнь, какая загадка — жизнь.
Пока старый ум полностью не трансформируется, люди не начнут заботиться обо всем человечестве... Тогда они начнут работать исходя из любви, а не из-за амбиций.
Скрытый (неизвестный) смысл Русских пословиц и поговорок
Аппетит приходит во время еды [а жадность — во время аппетита]. Бабушка [гадала] надвое сказала [то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет]. Бедность — не порок [а вдвое хуже]. Без веры живёшь на этом свете, а на том не проживёшь. Без правды люди не живут, а только маются. Богу-то молись, да и чёрту не груби. Была под венцом, и дело с концом. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача. Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо]. Во многословии не без пустословия. Вор ворует не для прибыли, а для гибели. Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит]. Враньё не ведёт в добро. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. Всякая птица своё гнездо любит. Всякую ложь к себе приложь. Где клятва — тут и преступление. Где кто родится, там и пригодится. Где сосна взросла, там она и красна. Гладко было на бумаге [да забыли про овраги, а по ним ходить]. Гол как сокол [а остер как топор]. Голод не тетка [пирожка не поднесет]. Губа не дура [язык не лопата]. Два сапога пара [да оба левые]. Двое третьего ждут, а семерого одного не ждут. Девичий стыд — до порога [переступила и забыла]. Делай не ложью, будет по Божью. Дело мастера боится [а иной мастер — дела]. Добрый совет ко времени хорош. Дорога ложка к обеду [а там хоть под лавку]. Дураку хоть кол теши [он своих два ставит]. Живем хлеб жуем — а иногда и подсаливаем. Жизнь даёт один только Род, а отнимает всякая гадина. Жить — Роду служить. Жить страшнее, чем умереть. За битого двух небитых дают [да не больно-то берут]. За двумя зайцами погонишься — ни одного [кабана] не поймаешь. За морем веселье, да чужое, А у нас и горе, да своё. Зайца ноги носят [волка зубы кормят, лису хвост бережет]. [И] делу время, [и] потехе час. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. Как живём, так и умираем. Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка). Как ударишь, так и получишь — тем же концом по тому же месту. Каково житье, таково и на том свете вытьё. Комар лошадь не повалит [пока медведь не подсобит]. Кто лжёт, тот и крадёт. Кто старое помянет — тому глаз вон [а кто забудет — тому оба]. Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте]. Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не даёт. Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха]. Лишнего не бери — души не губи. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Лучше смерть, чем зол живот. Мать праведна — ограда каменна. Молодые бранятся — тешатся [а старики бранятся — бесятся]. Муж согрешил, так в людях грех, а жена всё домой несёт. На Бога положишься — не обложишься. На сём свете мы в гостях ходим. На чужой каравай рот не разевай [пораньше вставай да свой затевай]. Нажитое грехом, не устроит дом. Не бери жену богатую, бери непочатую. Не все коту масленица [будет и пост]. Не печалится дятел, что петь не может [его и так весь лес слышит]. Не рой другому яму, сам туда попадёшь. Ни рыба ни мясо — ни кафтан ни ряса. Новая метла по-новому метёт [а как сломается — под лавкой валяется]. Один в поле не воин [а путник]. От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут. От работы кони дохнут [а люди — крепнут]. Палка, о двух концах [туда и сюда бьет]. Плакаться станешь, Бог больше жить заставит. Повторенье — мать ученья [и прибежище для лентяев]. Повторенье — мать ученья [утешенье дураков]. Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена]. Пьяному море по колено [а лужа — по уши]. Расти большой, [да] не будь лапшой [тянись верстой, да не будь простой]. Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Рука руку моет — а вор вора кроет. Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит]. С пчелой поладишь — медку достанешь [с жуком свяжешься — в навозе окажешься]. Свои сухари лучше чужих пирогов. Семь бед — один ответ [восьмая беда — совсем никуда]. Слово не нож, а до ножа доводит. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт. Собака на сене [лежит, сама не ест и скотине не дает]. Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет]. Тише едешь — дальше будешь [от того места, куда едешь]. Тот не унывает, кто на Бога полагает. У кого щелочь во рту, тому всё горько. У страха глаза велики [да ничего не видят]. Убитый молчит, но за него спроситься. Удаляющиеся от Рода — погибают. Ума палата [да ключ потерян]. Утро вечера мудренея — трава соломы зеленея. Хлеб на стол — и стол престол [а хлеба ни куска — и стол доска]. Что Богу угодно, то и пригодно. Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда]. Шито-крыто [а узелок-то тут]. Язык мой — враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].
Ударили по одной щеке, подставь другую, НО НЕ ПОЗВОЛЬ СЕБЯ УДАРИТЬ! (отруби руку ему чтоб в следующий раз бить нечем было) ибо «ненаказанное зло увеличивается».
Старорусские поговорки про церковь
Божиться божусь, а в попы не гожусь. В поповский карман с головой спрячешься. Весы — не попова душа, не обманут. Волчья пасть да поповские глаза — ненасытная яма. Дни попа в молитве, а ночи в кабаках. Дьякон, дьякон, не всё бы ты вякал! Ешь, медведь, попа и барина — обои не надобны. За деньги и ленивый поп молебен пропоёт. Завистлив, что поповские глаза. И чёрт под старость в попы пошёл. Из поповского рукава мужику семеро штанов выходят. Из ста попов — девяносто девять дураков. «Кто идёт?» — «Чёрт». — «Ладно, лишь бы не поп». Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше — из-за хлеба куса. Мужик плачет — а поп пляшет. Мужик только-только пиво заварил — а поп уж с ведром. Напал, что поп на бабу. Не страшно жениться, страшно к попу приступиться. Не строй семь церквей, роди да пристрой семь детей. Нет пророка без порока. От татя отобьюсь, а от попа не отмолюсь. Отец Кирьян и в Великий пост пьян. Отец Тит и в Великий пост блудит. Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили. Поп в церковь идёт — о девках думает, поп в трапезу ковыляет — о рюмочке помышляет. Поп втихомолочку нашёл себе богомолочку. Поп да черти одной шерсти. Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал. Поп и Богу норовит за чужой счёт угодить. Поп и рай за деньги продавал. Поп из тех чинов, что дрались из-за блинов. Поп на дороге — недобрая встреча. Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь. Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт. Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает. Поп смирен духом, да велик брюхом. Поп тот, кто и с живого и с мёртвого дерёт. Поп что клоп — людскую кровь пьёт. Попа и дурака в один угол сажают. Поповские карманы — бездонная бочка. Поповское брюхо из семи овчин сшито. Попу да вору всё впору. Попу да вору дай хоть золота гору — им всё мало. Попу лишь палец покажи — а уж он найдёт, какой в том грех. Ряса просит мяса. С попом водиться — что в крапиву садиться. С попом хлеб-соль не води — только встреть да проводи. Стоит ад попами да дьяконами. Тихо кадит, да вонько несёт. У «честных» отцов не найдёшь концов. У всякого попишки свои тёмные делишки. У попа брюхо легче пуха — на свадьбе поел, на поминки полетел. У попа глаза шире брюха. У попа товар — ад и рай, что хочешь, то и выбирай. Хорош богослов: поёт с чужих слов. Хоть и три попа — а заросла в церковь тропа. Хоть церковь и близко, да ходить в неё склизко. Чем чёрт попа хуже? Одному ведь служат. Четки на руке, а девки на уме.