Аналитический отчет
о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления (за исключением отходов 1 и 2 класса опасности)
в географических границах города Ижевска
за период 2007, 2008 г.г.

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на данном рынке проведены в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее Порядок оценки конкурентной среды).

Предметом рассмотрения данного исследования является рынок услуг по захоронению отходов, его продуктовые и географические границы, состав хозяйствующих субъектов, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Анализ рынка проводится в связи с рассмотрением дела в отношении ООО «Чистый город» по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления.

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления проведена аналитическая работа по определению:
— продуктовых границ товарного рынка;
— географических границ товарного рынка;
— состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
— объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
— уровня концентрации товарного рынка;
— определение барьеров входа на товарный рынок;
— состояния конкурентной среды на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы сведения органов местного самоуправления, информация и опрос потребителей услуг, информация от хозяйствующих субъектов — участников рынка, технические условия и иные нормативы, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

 

1. Определение временного периода исследования товарного рынка

Временной период исследования — 2007, 2008 года. Временной период был определен в целях оценки ситуации на рынке в связи с началом в 2007 году осуществления деятельности ООО «Чистый город» — основного хозяйствующего субъекта, а также в связи с рассмотрением заявления о неправомерных действиях ООО «Чистый город» по установлению и применению тарифов на захоронение отходов производства в отношениях с коммерческими организациями независимо от вида и класса отходов.

При определении временного периода учтено, что рынок услуг захоронения отходов производства и потребления не подвержен сезонным изменениям спроса, предложения и сложившихся цен, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

 

2. Определение продуктовых границ рынка

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком оценки конкурентной среды представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления. При этом продуктовые границы определены на основе общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности; условий договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги; нормативных актов, регулирующих данную деятельность; а также использован метод, основанный на выборочном опросе покупателей, и метод, основанный на экспертных оценках характеристик услуг и особенностей потребления услуг.

Определение продуктовых границ рынка на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность:

В результате жизнедеятельности человека, как в бытовых условиях, так и при осуществлении коммерческой деятельности образуются отходы.

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст:

— под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;

— под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами — ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей — добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления — использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные — аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.

Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код.

Например, согласно классификационному каталогу к твердым коммунальным отходам относятся как отходы из жилищ (91100000 00 00 0), так и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (91201100 01 00 5).

Услуги, связанные с обращением с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ «Об отходах производства и потребления»), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно закону под обращением с отходами понимают деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, к отходам производства и потребления относят остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Каждому виду отходов присваивается класс опасности согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

Отходам с очень высокой и высокой степенью вредного воздействия опасных отходов присваивается 1 — 2 класс опасности. Согласно гигиеническим требованиям к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденным постановлением от 30.04.2003 г. № 80 Министерства здравоохранения Российской Федерации, к условиям хранения и транспортировке отходов производства и потребления 1 — 2 классов опасности применяются более жесткие требования. Так, хранение и транспортировка отходов 1 класса осуществляется исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), 2- в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах).

Кроме того, в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов 1-2 классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. Такие отходы образуются в результате промышленно-производственной деятельности хозяйствующих субъектов.

К отходам 3-5 классов опасности относят отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, лампы электрические, провода эмалированные, потерявшие потребительские свойства и др. отходы с периодом самовосстановления от 3 до 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Такие отходы образуются как в результате жизнедеятельности населения, так и в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет следующие понятия:

хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Строительство, реконструкция, консервация сооружений и объектов размещения отходов допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в местах централизованного обезвреживания, хранения и захоронения отходов должен осуществляться радиационный контроль (статья 22).

В соответствии с Постановлением Минздрава РФ от 30.05.2001 №16 «О введении в действие санитарных правил» полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 (в ред. от 01.02.2005 № 49) под твердыми бытовыми отходами (далее ТБО) понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Сбор бытовых отходов следует производить в:
переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел;
контейнеры вместимостью до 800 л — для домов с населением 200 чел. и более;

Сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза;

Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. — должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

Сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках запрещается. (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170)

Сбор, захоронение, переработка осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод, что от деятельности человека образуются отходы производства и потребления различных классов опасности. К отходам потребления относятся твердые бытовые отходы, которые образуются как в жилом фонде, так и от деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отходы должны сбираться, обезвреживаться, при необходимости храниться, транспортироваться и размещаться. При этом, следует отметить, что сбор, обезвреживание, транспортировка, размещение являются самостоятельными стадиями в процессе обращения с отходами и оказываются, как правило, разными хозяйствующими субъектами с использованием различных технологий. Так, сбор отходов осуществляется в специальные мусоросборники, обезвреживание осуществляется на специальных установках, транспортировка осуществляется специальными транспортными средствами — мусоровозами, для размещения отходов используются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и др.).

Захоронение является одним из способов утилизации отходов. Захоронение применяют для отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, и проводят в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Для отходов, не подлежащих дальнейшему использованию возможно применение технологии сжигания на специальных установках, однако на территории Удмуртской Республики такие установки отсутствуют.

На основании анализа действующего законодательства продуктовые границы первоначально определены как услуги захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 класса опасности.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе общероссийских классификаторов:

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.05.1993 №163, услугам по переработке, уничтожению, утилизации, захоронению отходов соответствует код 042703 5 ОКУН. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности услугам захоронения отходов соответствует код 90.00 ОКВЭД.

Таким образом, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности предусматривает самостоятельный вид деятельности — услуги захоронения отходов.

 

Определение продуктовых границ рынка исходя из условий договоров:

Согласно условиям заключаемых договоров, Исполнитель (организация, имеющая в пользовании полигон) принимает на себя обязательства оказать услуги утилизации (захоронения) отходов производства и потребления. Исходя из условий договоров, а также имеющихся лицензий, отходы 1 и 2 класса опасности (токсичные, радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, инфекционно-опасные) на полигон не принимаются.

Исходя из условий договоров, продуктовые границы рынка определены как услуги захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 классов опасности.

 

Определение продуктовых границ на основании опроса потребителей:

По мнению организаций, осуществляющих захоронение отходов производства и потребления, услуги по захоронению возможно заменить на переработку (сортировку на вторсырье и сжигание на спецустановках).

Опрос потребителей услуг показал, что услуги по захоронению отходов не возможно заменить на иные услуги, так считают 41,7% опрошенных. 13,9% опрошенных указали на возможность замены услуг захоронения отходов на сжигание отходов в специальных установках, и на переработку отходов, при этом отметили лишь некоторые виды отходов, переработку которых возможно осуществить — это отходы пластмассы, стекла, бумаги (см. вопрос 9 результатов анкетирования).

Также опрос показал, что при увеличении тарифов на услуги захоронения отходов более чем на 20%, потребители не откажутся от услуг захоронения отходов, при этом 36,1% опрошенных указали, что будут продолжать пользоваться услугами захоронения отходов организации, с которой у них заключен договор; а 61,1% опрошенных будут искать другую организацию, которая предложит более низкий тариф (вопрос 8 результатов анкетирования)

Данные сведения показывают, что, несмотря на значительное повышение цены на услугу захоронения отходов, потребители не откажутся от данной услуги и продолжат пользоваться ею.

Наблюдения за рынком услуг и анализ объемов показывает, что, несмотря на ежегодное повышение цен на услугу, спрос на нее не снижается.

Перечисленные факторы подтверждают, что услуги по захоронению отходов в настоящее время являются самостоятельным рынком и не имеют заменителей.

 

Определение продуктовых границ на основе экспертных оценок:

Как следует из письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики исх. №01-12/647 от 11.03.2009 г. в настоящее время существуют следующие возможности замены услуги утилизации (захоронения) отходов производства и потребления: мусоросжигание и мусоропереработка.

Сжигание отходов оказывает существенное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, является чрезвычайно затратным и экономически невыгодным.

Переработка отходов производства и потребления, по мнению Министерства природных ресурсов, является перспективным направлением в сфере обращения с отходами, но в настоящее время не существует технологий, которые позволили бы перерабатывать все компоненты отходов. Важнейшим звеном процесса переработки отходов является предварительная сортировка по видам, но при этом подходе 30-40% от общей массы отходов составляет остаток, который подлежит захоронению на свалках и полигонах отходов.

По сведениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики на промышленных предприятиях Удмуртской Республики разработаны и внедрены технологии и установки для обезвреживания и переработки отходов: переработка пластиковых бутылок, полиэтилена высокого и низкого давления, полистирола ударопрочного, алюминиевой тары из-под напитков; сбор макулатуры; имеется установка по переработке пластмасс ИПР-450; по регенерации масел УРМ-100, по демеркуризации отработанных ртутьсодержащих приборов; установка по переработке полимерных материалов; установка по переработке одноразовых шприцов.

Учитывая, что все перечисленные производства по переработке отходов касаются только отдельных видов отходов, в основном макулатуры, пластмассы, полимерных материалов, а в процессе жизнедеятельности человека и производства образуются и иные отходы, переработка которых на указанных предприятиях и установках не осуществляется, а также то, что для переработки отдельных отходов необходим раздельный их сбор, что не предусмотрено в обслуживании жилищного фонда и обычной производственной деятельности, то услуги по переработке отдельных видов отходов не могут равнозначно рассматриваться как заменители услуг захоронения отходов производства и потребления.

Ввиду отсутствия на территории Удмуртской Республики перерабатывающих отходы предприятий и установок, услуги по захоронению отходов производства и потребления являются единственным доступным способом утилизации отходов.

Согласно информации, представленной Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике, технологические процессы захоронения твердых бытовых отходов, отходов потребления и производства содержатся в проектной документации, определяются санитарными правилами, установленными для их эксплуатации. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, превышения уровня шума выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормах.

Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, на полигоне ООО «Чистый город» размещение отходов осуществляется следующим образом: прием и учет привозимых отходов осуществляется диспетчером. Далее отходы направляются на площадку складирования. Мусоровозы выгружают отходы на разгрузочную площадку рабочей карты, далее отходы сдвигаются бульдозером и уплотняются. Уплотненный слой отходов высотой 2 метра изолируется слоем грунта 0,25метров. Все отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды отходов 3,4,5 классов опасности (не более 30% от общей массы отходов), а также неопасные отходы, подлежат захоронению на данном полигоне. Промышленные отходы принимаются в ограниченном количестве совместно с бытовыми отходами, но не более 30% от общей массы.

Как следует из письма Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (исх. №01-24/610 от 06.04.2009) существенных различий технологического процесса захоронения твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления не имеется.

 

Таким образом, услуги по захоронению отходов производства и потребления являются самостоятельным видом экономической деятельности, и в условиях отсутствия перерабатывающих установок в Удмуртской Республике, не имеют заменителей.

При утилизации отходов 1 и 2 классов опасности используют специальные технологии. Услуги утилизации отходов 1 и 2 класса опасности не являлись предметом настоящего исследования.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по захоронению отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 класса опасности.

 

3. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Ввиду необходимости поддержания и создания условий охраны окружающей среды, количество специализированных полигонов для захоронения отходов в каждом регионе ограничено.

В близи крупных муниципальных образований создаются по одному-два полигона, в иных муниципальных образованиях создаются полигоны для групп близлежащих населенных пунктов.

Результаты опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих сбор и вывоз отходов в г.Ижевск, показывают, что предприятия вывозят отходы на близлежащие полигоны, поскольку учитывая дальность перевозок нецелесообразно и экономически не выгодно вывозить отходы в иные районы.

Как следует из письма Министерства природных ресурсов Удмуртской Республики от 11.03.2009 г. практически все свалки отходов на территории Удмуртской Республики не имеют проектов, не ведется учет размещаемых отходов (за исключением Нылгинского полигона, свалках в Завьяловском, Воткинском, Глазовском районах).

Опрос потребителей г. Ижевска показывает (см. вопросы 2, 4 результатов анкетирования), что большинство из них осуществляет вывоз отходов для захоронения на полигон ООО «Чистый город» (82,1% опрошенных), расположенный на 31 км Нылгинского тракта. Незначительное число опрошенных (10,7%) указали на вывоз отходов на полигон ООО «Ареал» Завьяловский район вблизи МО «Каменное» (ориентировочно 14 км от г.Ижевска).

При выборе организации, осуществляющей захоронение отходов, потребители руководствуются следующими факторами (см. вопрос 3 анкетирования):

— приемлемыми условиями договора — отметили 58,3% опрошенных;

— тарифами — 47,2% опрошенных;

— транспортными расходами (отдаленностью от г.Ижевска) — 19,4% опрошенных.

Большинство потребителей отмечают, что выбор организаций, осуществляющих захоронение отходов, ограничен (55,5%), 31,4% респондентов указали на отсутствие выбора организаций, поскольку существует только один полигон (см. вопрос 6 анкетирования).

В качестве факторов, затрудняющих вывоз отходов за пределы г.Ижевска и Завьяловского района потребители отмечают увеличение транспортных затрат 52,7% опрошенных, большие затраты времени — 27,8%, отдаленность от города — 27,8%, отсутствие необходимого количества транспорта — 22,2% (см. вопрос 7 анкетирования).

Таким образом, опрос потребителей показывает на отсутствие экономической возможности приобрести услугу захоронения отходов производства и потребления за пределами г.Ижевска и Завьяловского района, а также на сложившиеся организационно-транспортные схемы приобретения услуги — потребители г.Ижевска вывозят отходы на полигон Нылгинского тракта (ООО «Чистый город») и свалку в Завьяловском районе (ООО «Ареал»).

Помимо определения географических границ рынка методом опроса потребителей, в настоящем анализе использовался расчет экономической возможности потребителей приобретать услугу за пределами г.Ижевска и Завьяловского района, в котором учитывались наиболее значимые факторы для выбора полигона (свалки) захоронения отходов (цена услуг, транспортные затраты, затраты времени, отсутствие транспортных средств).

Для потребителей города Ижевска создан один полигон — по Нылгинскому тракту (31 км от г.Ижевска), который в настоящее время принадлежит на праве собственности ООО «Чистый город».

Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для ООО «Чистый город» утверждаются Администрацией г.Ижевска:
в 2007 г. тариф составлял — 32,27 руб. за куб.м. без НДС;
в 2008 году — 35,50 руб. за куб.м. без НДС;
на 2009 год тариф составляет — 38,73 руб. за куб. м. без НДС.

На услугу утилизации (захоронения) отходов производства ООО «Чистый город» самостоятельно устанавливает тариф (цену) на основании приказов директора.

Тариф на утилизацию (захоронение) отходов производства составил:
в 2007 году — 115,08 руб/куб.м без НДС (135,8 руб. с НДС).
в 2008 году — 128,89 руб/куб.м без НДС (152,1 руб. с НДС), увеличение к 2007 году составило 11,9%;
в 2009 году — 154,76 руб/куб.м без НДС (182,51 руб с НДС), увеличение к 2008 году составило 20%.

Полигон по Нылгинскому тракту специально создан для обеспечения потребности в услугах по захоронению отходов потребления и производства, образующихся в г. Ижевске, и в полной мере способен обеспечить потребность в услугах потребителей г.Ижевска.

С Ижевском граничат районы:
— Завьяловский район, в котором имеются небольшой по величине полигон (свалка), расположенный на расстоянии 14 км от Ижевска, на который некоторыми предприятиями вывозятся отходы. Стоимость услуг захоронения отходов составяет в 2008 г. — 166 руб/куб.м (без НДС), 2009 г. — 184 руб/куб.м (без НДС). Следует отметить, что в отличие от ООО «Чистый город», ООО «Ареал» находится на упрощенной системе налогообложения, и в расчетах с потребителями не начисляет НДС. Учитывая, что расстояние до Завьяловского полигона в двое меньше, а разница в стоимости услуг незначительная, то границы Завьяловского района можно считать равнодоступными границами рынка для потребителей г.Ижевска..
— г. Воткинск и Воткинский район, в котором имеется свалка для захоронения ТБО. По сведениям Администрации г.Воткинска полигон может обеспечить только город Воткинск, строительство новых полигонов на 2005-2010 г.г. не предусмотрено. Расстояние от Ижевска до полигона Воткинска составляет ориентировочно 60 км. Учитывая удаленность полигона, а также отсутствие технической возможности в приеме отходов с других городов и районов, границы Вокинского района и г.Воткинска не могут быть равнодоступными для потребителей г. Ижевска.
— Сарапульский район, г.Сарапул — имеется одна свалка, которая может обеспечить нужды только указанного города и района. Полигон расположен на расстоянии 60 км от Ижевска. Учитывая удаленность свалки, а также отсутствие технической возможности в приеме отходов с других городов и районов, границы Сарапульского района и г.Сарапула не могут быть равнодоступными для потребителей г.Ижевска.
— Як-Бодьинский район — одна свалка, которая по сведениям Администрации Якшур-Бодьинского района переполнена, в связи с этим отходы с Ижевска на него не могут быть приняты.
— Малопургинский район. По сведениям Администрации Малопургинского района объем свалки недостаточен для района.
— Увинский район, расположен на расстоянии 80 км от Ижевска, свалка для ТБО заполнена на 70%, отходы с Ижевска на него не могут быть приняты.

На основании изложенного, географическими границами рынка захоронения отходов производства и потребления (за исключением отходов 1 и 2 класса опасности) для потребителей г. Ижевска являются границы расположения полигонов по Нылгинскому тракту, и в Завьяловском районе, т.е. географическими границами являются г.Ижевск и Завьяловский район.

 

4. Определение состава исполнителей и потребителей

Потребителями услуг организаций коммунального комплекса в сфере захоронения отходов производства и потребления являются лица, приобретающие по договору услуги по захоронению отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе потребителями услуг являются:

— в многоквартирных домах — товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

— в жилом доме — собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.

В коммерческой сфере и сфере управления потребителями услуг захоронения отходов являются торгово-развлекательные организации, учреждения здравоохранения, культуры, промышленные предприятия, органы власти, и иные юридические лица.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, относятся к организациям коммунального комплекса.

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.

В соответствии с Постановлением от 30.05.2001 №16 «О введении в действие санитарных правил» полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

В городе Ижевске захоронение отходов производится на следующих полигонах:

1. Полигон по обезвреживанию и захоронению ТБО 31 км Нылгинского тракта. На данный момент введено в эксплуатацию две карты для складирования ТБО из четырех предусмотренных проектом. Данный полигон введен в эксплуатацию в 1999г., он соответствует строительным, санитарным и экологическим нормам. На этот полигон вывозятся коммунальные отходы, а также производственные отходы III, IV классов опасности.

Полигон находится в собственности ООО «Чистый город», адрес г. Ижевск, ул. К. Маркса, 23. Деятельность на полигоне ООО «Чистый город» осуществляет с 09.07.2007г. с момента получения лицензии. До этого, на данном полигоне деятельность осуществляло МУП «Спецавтохозяйство» (г. Ижевск), которое в настоящее время находится в стадии банкротства.

Кроме этого в собственности ООО «Чистый город» имеется мусороперегрузочная станция на 12 км Нылгинского тракта.

2. Полигон по обезвреживанию и захоронению ТБО на 9 км Сарапулького тракта (в настоящее время его эксплуатация прекращена в связи с заполнением).

3. Свалка в Завьяловском районе МО «Каменное», расположенная на расстоянии 14 км от Ижевска. Находится в аренде ООО «Ареал».

На основании сведений, полученных от потребителей услуг, а также от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги захоронения отходов, установлен состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке:
— ООО «Чистый город» (г.Ижевск, ул.К.Маркса, 23) — на Нылгинском полигоне более 80% осуществляется захоронение отходов с г.Ижевска;
— ООО «Ареал» (Удмуртская Республика, Завьяловский район, с.Завьялово, ул.Калинина, 33а) — на свалке более 80% осуществляется захоронение отходов с Завьяловского района.

Данные хозяйствующие субъекты не составляют между собой одну группу лиц.

 

5. Определение объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 Количественной характеристикой объема рынка услуг захоронения отходов производства и потребления (Vm) является общий объем захоронения в натуральных показателях (тыс.куб.м).

Доля хозяйствующего субъекта — исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение объема захоронения отходов хозяйствующим субъектом к общему объему захоронения ТБО (Di= Vi / Vm).

Учитывая, что географическими границами рынка захоронения отходов производства и потребления для потребителей г. Ижевска являются границы г.Ижевска и Завьяловского района, то общий объем рынка будет составлять сумма объемов захоронения отходов на полигонах ООО «Чистый город» и ООО «Ареал»:

 

Наименование организации

2007 г.

Доля,%

2008 г.

Доля,%

1.

ООО «Чистый город»

 

100%

99,1%

2.

ООО «Ареал»

0

0,9%

 

ИТОГО

100%

100%

 

Доминирующее положение на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района занимает ООО «Чистый город», его доля составляет 99,1% и является стабильной.

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

1) Коэффициент рыночной концентрации (СR) — определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

2) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Для рынков с количеством хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, менее 15 используют показатель СR-3 (трех крупнейших субъектов) и индекс рыночной концентрации.

Поскольку на рассматриваемом рынке действует менее трех хозяйствующих субъектов, то коэффициент концентрации рынка исходя их трех субъектов не рассчитывается. Коэффициент концентрации рынка двух действующих субъектов равен 100%. Индекс рыночной концентрации равен 9821,6.

Данные показатели характеризуют рынок захоронения отходов производства и потребления в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района как высококонцентрированный.

Ограниченное количество действующих хозяйствующих субъектов обуславливает монопольную структуру рынка захоронения отходов производства и потребления.

Развитие конкуренции на рынке утилизации (захоронения) отходов возможно лишь при внедрении технологий по переработке ТБО и строительства перерабатывающих объектов, что в ближайшие годы не возможно.

Действующие хозяйствующие субъекты также отмечают отсутствие конкуренции на рынке захоронения отходов.

 

7. Определение барьеров входа на рынок

Барьерами входа на рынок являются факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало осуществления деятельности на товарном рынке.

При исследовании рынка, на основании опроса хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, а также на основании анализа действующего законодательства, регулирующего деятельность в сфере обращения с опасными отходами, установлены следующие барьеры входа на рынок:

1. Одним из основных барьеров услуг по захоронению отходов является экологический.

В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (статья 12).

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Минздрава РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории.

Экологический барьер труднопреодолим, и его наличие обуславливает монопольную структуру данного рынка, поскольку обеспечение охраны окружающей среды не позволяет создавать несколько полигонов (свалок) вблизи населенных пунктов. Замена услуг захоронения отходов на сжигание отходов и переработку являются чрезвычайно затратными и экономически невыгодными. Более того, сжигание отходов оказывает существенное негативное влияние на окружающую среду.

2. Экономические ограничения.

По мнению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики всем свалкам присущи одни и те же проблемы:
— отсутствует проект объекта, не ведется учет размещаемых отходов (кроме полигона по Нылгинскому тракту, свалки в Завьяловском районе, Воткинском, Глазовском);
— не регулярно выполняются требования технологического цикла по изоляции отходов (не осуществляется ежесуточное уплотнение и послойная изоляция отходов грунтом);
— отсутствует регулярный инструментальный контроль загрязнения окружающей среды;
— исчерпание мощностей многих свалок и полигонов для захоронения отходов.

Сельские свалки зачастую не имеют владельца.

Строительство полигонов и мусороперерабатывающих объектов требует значительных первоначальных финансовых затрат.

Кроме этого, данной деятельности присущи издержки для выхода с рынка. Так, полигон (свалка) по истечении срока ее использования подлежит рекультивации, что требует значительных капитальных затрат.

Монопольная структура рынка обуславливает преимущества хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, в частности по затратам на единицу услуги и спросу на услугу.

Действующие хозяйствующие субъекты отмечают в качестве экономического барьера неплатежи заказчиков и низкую норму прибыли.

3. Административные ограничения — утверждение тарифов органами местного самоуправления, установление предела роста тарифов на содержание жилищного фонда; лицензирование деятельности и длительная процедура выбора и согласования земельного участка для объекта захоронения или переработки отходов.

4. Ограниченный спрос на услуги. Спрос на услуги в границах г.Ижевска удовлетворен. Кроме этого, ООО «Чистый город» отмечает на возможность увеличения объема оказываемых услуг ориентировочно на 20%, что указывает на его высокий потенциал, и является одним из ограничений для потенциальных участников рынка.

5. Неразвитость рыночной инфраструктуры (необходимость строительства дорогостоящих коммуникаций, плохое состояние дорог к полигонам).

6. Организационные барьеры — недостаток квалифицированных кадров. Действующие субъекты отмечают легкую преодолимость данного барьера.

Барьеры, указанные в пунктах 1-5 настоящего раздела, являются, по мнению хозяйствующих субъектов, труднопреодолимыми.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

Исследуемый рынок услуг захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 классов опасности в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района является монополизированным, конкуренция на рынке не развита, что вызвано в основном влиянием экологическими, экономических и административных факторов.

Доминирующее положение на рынке услуг захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 классов опасности в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района занимает ООО «Чистый город», его доля на рынке является стабильной.

Развитие рынка захоронения отходов возможно и целесообразно лишь, внедряя и развивая переработку отходов, раздельный сбор отходов или сортировку отходов.

Учитывая наличие труднопреодолимых барьеров, тенденции к развитию конкуренции на рынке отсутствуют.

Мероприятия Удмуртского УФАС России:

1. Провести мероприятия по актуализации Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов — включить в Реестр ООО «Чистый город».

2. Установить контроль за поведением ООО «Чистый город» с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблений монопольным положением.

 

Приложение: результаты анкетирования

Приложение №1

Результаты анкетирования потребителей услуг утилизации (захоронения) отходов производства и потребления (за исключением отходов 1 и 2 класса опасности)

Цель данного опроса — изучение рынка услуг утилизации (захоронения) отходов производства и потребления, определение продуктовых и географических границ рынка.

Опрос проводился Управлением федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в период март-апрель 2009 г.

Поступило 35 анкет от коммерческих организаций — потребителей услуг.

1. Какой объем вывоза отходов образуется за год
а) менее 25 куб. м — 2,8%
б) более 25 куб. м. до 50 куб. м — 5,6%
в) более 50 куб. м. — 91,7%

2. Укажите услугами какой организации по утилизации (захоронению) отходов вы пользуетесь:
Большинство опрошенных указали ООО «Чистый город», незначительное число опрошенных указало ООО «Ареал». Часть опрошенных указали — ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый двор Сервис», ООО «РСП «Ижремстрой», ООО «Стройснаб», ООО «Соболь» — данные организации оказывают услуги по сбору и вывозу отходов и в стоимость услуг включена стоимость захоронения отходов, т.к. организации-перевозчики регулируют вопросы захоронения отходов самостоятельно.

3. На какие факторы вы ориентируетесь при выборе организации, осуществляющей услуги по утилизации (захоронению) отходов:
а) тарифы, устанавливаемые организацией — 47,2%
б) транспортные расходы (отдаленность от города Ижевска) — 19,4%
в) приемлемые условия договора  - 58,3%
г) иные факторы (отсутствие других организаций, один полигон)  - 13,9%,

4. На территорию какого полигона осуществляется вывоз твердых отходов:
а) ООО «Чистый город» — 83,3%
б) ООО «АРЕАЛ» — 16,7%
в) иного полигона, расположенного за пределами г. Ижевска и Завьяловского района (указать какого) — определяет организация, осуществляющая вывоз отходов — 2,8%

5. Удовлетворены ли Вы качеством оказываемых услуг по утилизации (захоронения):
а) да — 55,5%
б) нет — 0%
в) затрудняюсь ответить  - 45,7%

6. Имеете ли Вы возможность выбора организаций, занимающихся утилизацией (захоронением) твердых отходов:
а) да — 11,4%
б) выбора не существует, так как имеется только один полигон — 31,4%
в) выбор ограничен — 55,5%
не ответили — 2,8%

7. Укажите факторы, затрудняющие вывоз твердых отходов за пределы г. Ижевска, Завьяловского района (можно указать несколько вариантов)
а) увеличение транспортных расходов — 52,7%
б) большие затраты времени — 27,8%
в) отдаленность от города Ижевска — 27,8%
г) отсутствие необходимого количества транспортных средств — 22,2%
д) иные факторы (укажите какие) — 11,1% — (отсутствие своей техники)

8. Как вы поступите, если тарифы на утилизацию (захоронение) отходов на территории г. Ижевска возрастут более чем на 20%:
а) будете продолжать пользоваться услугами утилизации (захоронения) организации, с которой у Вас заключен договор, поскольку в городе не существует иной организации — 31,6%
б) будете искать другую организацию, которая предложит более низкий тариф, в том числе за пределами города — 61,1%
в) откажетесь от услуг по утилизации (захоронению) отходов — 0%
не ответили — 2,8%

9. Возможно ли, по Вашему мнению, заменить услуги по утилизации (захоронению) на другие услуги
а) да (строительство мусоросжигающего завода, переработка отходов — стекла, пластмассы, бумаги) — 13,9%
б) нет — 41,7%
в) затрудняюсь ответить  - 44,4%

10. По Вашему мнению, тарифы на услуги утилизации (захоронения) отходов
а) являются завышенными — 52,8%
б) являются заниженными — 0%
в) являются обоснованными — 5,5%
г) затрудняюсь ответить — 41,7%

11. Считаете ли вы обоснованным установление предоплаты ООО «Чистый город» в размере 100% за год (при условии, что объем вывозимых отходов не превышает 25 м3 в год), за полугодие (при условии, что объем вывозимых отходов, составляет от25 м3 до 50 м3 в год), за квартал (при условии, что объем вывозимых отходов превышает 50 м3):
а) считаем обоснованным — 0%
б) считаем необоснованным — 75,0%
в) затрудняюсь ответить  - 24,9%


Источник: УФАС России по УР

На главную страницу