Решение по делу № ММ 06-06/2009-1, вынесенное в отношении ООО "Чистый город"

18.11.2009

г.Ижевск

Решение принято и резолютивная часть решения объявлена на заседании комиссии 14 апреля 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2009 года

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии Маренников М.М - руководитель Управления;
члены Комиссии:
Стерхова Е.И. - начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков;
Коробов А.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,
Фалькова С.В. – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,
в присутствии:
Валуйкиной Н.В. – юрисконсульт ЗАО ТФ «Индустриальная» доверенность от 01.07.2008г.,
Дегтерева А.В. – начальника юридического отдела ООО «Чистый город» доверенность от 24.02.2009г. и представителя ОАО «Спецавтохозяйство» доверенность от 20.12.2008г.,
Цепулина Е.Б.. – начальника планово-экономического отдела ООО «Чистый город», доверенность от 01.04.2009г.,
Усковой Е.Г. - представителя ООО «ТД «Уралоптторг», доверенность от 18.02.2009г.,
Николаевой С.П. - начальника Управления экономики и развития города Администрации г.Ижевска, доверенность от 13.04.2009 №01-29-1992;
Русанова О.Н. – заместителя начальника-главного бухгалтера Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска, доверенность от 13.04.2009 №01-29-2000;
Тихоновой С.Л. – главного государственного инспектора отдела нормирования и администрирования платежей Управление Ростехнадзора по УР доверенность от 14.04.2009г.;
Мокшанова И.В. – заместителя-руководителя- начальника отдела экологического контроля и надзора за земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по УР доверенность от 14.04.2009г.;
Шуткина В.Б. – индивидуального предпринимателя – члена ассоциации предприятий «Леон»;
Емельяновой С.В. – начальника отдела регулирования тарифов Администрации г.Ижевска без доверенности,

рассмотрев дело №ММ 06-06/2009-1 в отношении ООО «Чистый город» по признакам нарушения пунктов 3),6),10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

Дело возбуждено по заявлению ЗАО «ТФ «Индустриальная», Ассоциации предприятий «Леон».
Как следует из заявлений, организации города получили уведомление, что в связи с созданием на базе МУП «Спецавтохозяйство» новой коммерческой структуры, ОАО «Спецавтохозяйство» предлагает заключить 2 договора:
- на сбор и вывоз отходов потребления и производства без их приема на полигон;
- заключить отдельный договор с ООО «Чистый город» на оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов производства.

Заявители указывают, что заключение двух договоров приведет к увеличению стоимости услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО на 2009 год в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что является необоснованным, и имеет признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) ТБО.
ЗАО «ТФ «Индустриальная» отмечает, что ОАО «Спецавтохозяйство» и ООО «Чистый город» при заключении договоров не принимают во внимание единый классификатор, который устанавливает перечень образующихся в Российской Федерации отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 №786. В частности, при заключении договоров не учитывается, что образуемые отходы по некоторым видам деятельности (например, по розничной торговле) относятся к отходам потребления, а не отходам производства. ОАО «Спецавтохозяйство» и ООО «Чистый город» настаивают на заключении договоров на вывоз и утилизацию отходов производства, а не отходов потребления, поскольку тарифы на вывоз и утилизацию отходов производства выше, чем на отходы потребления.

По признакам нарушения пунктов 3),6),10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 24.02.2009г.
На заседании Комиссии, 24.02.2009г., ООО «Чистый город» заявило ходатайство о привлечении в качестве экспертов представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике в целях выяснения и разъяснения вопросов в сфере обращения с опасными отходами.
Рассмотрение дела было отложено и назначено на 14.04.2009г. К участию в деле привлечены в качестве экспертов:
- сотрудники Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике;
- сотрудники Управления Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору по Удмуртской Республике;
- сотрудники Администрации г.Ижевска – как органа регулирования тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле дали следующие пояснения:
Представитель ЗАО «ТФ «Индустриальная» поддержала требования заявления, указав, что с начала 2009 года не могут заключить договор на вывоз отходов ни с одной специализированной организацией, поскольку последние отказываются вывозить отходы при отсутствии договора на захоронение отходов с ООО «Чистый город». В настоящее время вывоз отходов осуществляется собственным транспортом на полигон ООО «Ареал». Представитель ЗАО «ТФ «Индустриальная» пояснила, что в проекте договора ООО «Чистый город» установило тариф на услуги захоронения отходов в размере 182,51 рубля. При этом не учитывается, что основная масса отходов, образуемых у предприятия оптово-розничной торговли продовольственными товарами, каким является заявитель, относятся к отходам потребления (твердым коммунальным отходам), к таким отходам должен применяться тариф, установленный Администрацией г.Ижевска.

Представитель ЗАО «ТФ «Индустриальная» также пояснила, что, несмотря на то, что договор с ООО «Чистый город» на условиях оплаты по цене 182,51 рубля не заключен, ООО «Чистый город» выставило счета на оплату и акты выполненных работ за январь 2009г. по цене 182, 51 руб. и требует оплаты под угрозой подачи иска в суд (копии выставленных актов и счетов приобщены к материалам дела). Такие действия, а также понуждение нас к заключению невыгодного для нашей организации договора на утилизацию отходов, в совокупности с тем, что организации, осуществляющие вывоз отходов отказали нам в вывозе отходов при отсутствии договора с ООО «Чистый город», являются злоупотреблением доминирующим положением в виде навязывания невыгодных условий договора, экономически и технологически необоснованного требования о передаче финансовых средств.

Представитель Ассоциации предприятий «Леон» пояснил, что предложения заключить два отдельных договора с ОАО «Спецавтохозяйство» и ООО «Чистый город» поступало членам ассоциации, в частности ИП Олину А.Н. Мы полностью поддерживаем позицию ЗАО «ТФ «Индустриальная», поскольку тарифы, установленные ООО «Чистый город» являются необоснованными.

ООО «Чистый город» не согласно с признаками нарушения антимонопольного законодательства. Представитель ООО «Чистый город» пояснил, что договоры на захоронение отходов с заявителями не заключены, следовательно, никаких нарушений нет. ЗАО «ТФ «Индустриальная» было направлено предложение о заключении договора, но общество отказалось от заключения договора, ООО «Чистый город» не навязывает заключение договора. В части нарушения порядка ценообразования представитель общества пояснил, что в соответствии с ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию подлежат тарифы на услуги захоронения твердых бытовых отходов. Единственный правовой акт, где содержится понятие твердые бытовые отходы, это Постановление Правительства Российской Федерации №155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.). При оказании услуг по захоронению твердых бытовых отходов, т.е. отходов от населения с жилищного фонда, применяется тариф, установленный Администрацией г.Ижевска. От деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей образуются отходы производства, тарифы на отходы производства не регулируются соответствующими органами и устанавливаются ООО «Чистый город» самостоятельно. Тариф на отходы производства выше, чем на твердые бытовые отходы, поскольку содержание полигона для отходов производства дороже.
Представитель ООО «Чистый город» пояснил, что при заключении договоров на захоронение и вывоз отходов производства и потребления, объем оказанных услуг рассчитывается исходя из нормативов образования отходов, которые утверждены решением Исполнительного комитета Ижевского городского совета народных депутатов от 06.04.1993 №108 «Об утверждении нормы накопления твердых бытовых отходов» (в ред. постановлений Администрации г.Ижевска от 01.08.2002 №332/6, от 21.11.2006 №522/6). Так, данным решением утвержден норматив накопления твердых бытовых отходов от торговых организаций в размере 0,46 куб.м. на 1 кв.м торговой площади. Исходя из указанных нормативов накопления, производится расчет по договорам. По факту выставления акта выполненных работ и счета за январь 2009г., представитель ООО «Чистый город» пояснил, что в январе отходы от ЗАО «ТФ «Индустриальная» принимались на полигон, отходы привозились на полигон перевозчиком ОАО «Спецавтохозяйство». При отсутствии договора, такие действия являются самостоятельной сделкой, услуги по которой должны быть оплачены.

ООО «ТД «Уралоптторг» поддержало позицию ООО «Чистый город».

Привлеченные к участию в деле эксперты пояснили следующее:
Представители Администрации г.Ижевска пояснили, что тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов утвержден для ООО «Чистый город», данный тариф должен применяться независимо от категории потребителей. Администрация г.Ижевска не вправе давать толкование понятию «твердые бытовые отходы». При возникновении вопроса по регулированию тарифов твердых бытовых отходов, Администрация города обращалась в Министерство регионального развития Российской Федерации, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (копии ответов приобщены к материалам дела). Администрация г.Ижевска полагает, что если, договор заключается на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то должен применяться тариф, утвержденный Администрацией г.Ижевска. Если предметом договора является захоронение отходов производства, то применяется тариф, установленный организацией самостоятельно.

Представитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике пояснил, что к твердым бытовым отходам относятся и отходы потребления, образующиеся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности ГОСТ 30772-2001 содержит примечание, согласно которому к твердым бытовым отходам относят отходы от организаций. Технология захоронения твердых бытовых отходов и отходов производства на полигоне одинакова, не имеет различий, следовательно, разницы в тарифах быть не должно.

Представитель Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике пояснил, что в дополнение к ГОСТу получено разъяснение Природоохранной прокуратуры, в котором говорится, что если в нормативно-правовых актах отсутствует определение, то применяются определения, содержащиеся в ГОСТах. Согласно заключению экологической экспертизы, на полигоне ООО «Чистый город» допускается к захоронению, как отходы потребления, так и отходы производства 3,4,5 классов опасности. Сбор таких отходов, на практике, осуществляется в одну (общую) мульду, не сортируется, на полигон завозятся одновременно в одной машине. Технология захоронения единая, которая прописана в заключении государственной экологической экспертизы. Поэтому разница в тарифах является необоснованной.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, экспертов, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
1. ООО «Чистый город» создано 18 апреля 2006 года. Основным видом деятельности общества является утилизация (захоронение) отходов.
На праве собственности общество имеет полигон на 31 км Нылгинского тракта, Завьяловского района, Удмуртской Республики, на котором обществом с 09.07.2007г. осуществляется захоронение отходов производства и потребления. Полигон выполнен по проекту «Полигон ТБО в г.Ижевске».
ООО «Чистый город» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданную 09.07.2007г. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике.
В соответствии с заключением государственной экологической экспертизой, утвержденным приказом Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике от 09.06.2007 №10/394, заключение получено на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению собственных отходов ООО «Чистый город» и размещению отходов, принимаемых от организаций, предприятий, жилого фонда, путем захоронения на полигоне.
Таким образом, ООО «Чистый город» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по утилизации (захоронению) отходов производства и потребления.

В целях определения доминирующего положения ООО «Чистый город», Удмуртским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 №108, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 17.01.2007 №5, проведен анализ рынка услуг захоронения отходов производства и потребления за период 2007, 2008 годы. Результаты анализа рынка отражены в Аналитическом отчете, который приобщен к материалам дела.
Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления проведена аналитическая работа по определению:
продуктовых границ товарного рынка;
географических границ товарного рынка;
состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
уровня концентрации товарного рынка;
определение барьеров входа на товарный рынок; aсостояния конкурентной среды на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы сведения органов местного самоуправления, информация и опрос потребителей услуг, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, технические условия и иные нормативы, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

Продуктовые границы рынка:
При исследовании рынка установлено, что продуктовыми границами рынка являются услуги по захоронению отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 класса опасности. Продуктовые границы рынка определены на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность, на основе общероссийских классификаторов, исходя из условий договоров, на основании опроса потребителей, на основе экспертных оценок.

Географические границы рынка:
Результаты опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих сбор и вывоз отходов в г.Ижевске, показывают, что предприятия вывозят отходы на близлежащие полигоны, поскольку учитывая дальность перевозок нецелесообразно и экономически не выгодно вывозить отходы в иные районы.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов Удмуртской Республики от 11.03.2009г. практически все свалки отходов на территории Удмуртской Республики не имеют проектов, не ведется учет размещаемых отходов (за исключением Нылгинского полигона, свалках в Завьяловском, Воткинском, Глазовском районах).
Опрос потребителей г.Ижевска показывает (см. вопросы 2, 4 результатов анкетирования), что большинство из них осуществляет вывоз отходов для захоронения на полигон ООО «Чистый город» (83,3% опрошенных), расположенный на 31 км Нылгинского тракта. Незначительное число опрошенных (16,7%) указали на вывоз отходов на полигон ООО «Ареал» Завьяловский район вблизи МО «Каменное» (ориентировочно 14 км от г.Ижевска).
При выборе организации, осуществляющей захоронение отходов, потребители руководствуются следующими факторами (см. вопрос 3 анкетирования):
- приемлемыми условиями договора – отметили 58,3% опрошенных;
- тарифами – 47,2% опрошенных;
- транспортными расходами (отдаленностью от г.Ижевска)
– 19,4% опрошенных. Большинство потребителей отмечают, что выбор организаций, осуществляющих захоронение отходов, ограничен (55,5%), 31,4% респондентов указали на отсутствие выбора организаций, поскольку существует только один полигон (см. вопрос 6 анкетирования).
В качестве факторов, затрудняющих вывоз отходов за пределы г.Ижевска и Завьяловского района потребители отмечают увеличение транспортных затрат 52,7% опрошенных, большие затраты времени – 27,8%, отдаленность от города – 27,8%, отсутствие необходимого количества транспорта – 22,2% (см. вопрос 7 анкетирования).
Таким образом, опрос потребителей показывает на отсутствие экономической возможности приобрести услугу захоронения отходов производства и потребления за пределами г.Ижевска и Завьяловского района, а также на сложившиеся организационно-транспортные схемы приобретения услуги – потребители г.Ижевска вывозят отходы на полигон Нылгинского тракта (ООО «Чистый город») и свалку в Завьяловском районе (ООО «Ареал»).

Помимо определения географических границ рынка методом опроса потребителей, в настоящем анализе использовался расчет экономической возможности потребителей приобретать услугу за пределами г.Ижевска и Завьяловского района, в котором учитывались наиболее значимые факторы для выбора полигона (свалки) захоронения отходов (цена услуг, транспортные затраты, затраты времени, отсутствие транспортных средств).
Для потребителей города Ижевска создан один полигон – по Нылгинскому тракту (31 км от г.Ижевска), который в настоящее время принадлежит на праве собственности ООО «Чистый город».
Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для ООО «Чистый город» утверждаются Администрацией г.Ижевска:
в 2007г. тариф составлял - 32,27 руб. за куб.м. без НДС;
в 2008 году - 35,50 руб. за куб.м. без НДС;
на 2009 год тариф составляет - 38,73 руб. за куб. м. без НДС.

На услугу утилизации (захоронения) отходов производства ООО «Чистый город» самостоятельно устанавливает тариф (цену) на основании приказов директора. Тариф на утилизацию (захоронение) отходов производства составил:
в 2007 году - 115,08 руб/куб.м без НДС (135,8 руб. с НДС).
в 2008 году – 128,89 руб/куб.м без НДС (152,1 руб. с НДС), увеличение к 2007 году составило 11,9%;
в 2009 году – 154,76 руб/куб.м без НДС (182,51 руб с НДС), увеличение к 2008 году составило 20%.
Полигон по Нылгинскому тракту специально создан для обеспечения потребности в услугах по захоронению отходов потребления и производства, образующихся в г.Ижевске, и в полной мере способен обеспечить потребность в услугах потребителей г.Ижевска.
С Ижевском граничат районы:
- Завьяловский район, в котором имеются небольшой по величине полигон (свалка), расположенный на расстоянии 14 км от Ижевска, на который некоторыми предприятиями вывозятся отходы. Стоимость услуг захоронения отходов составляет в 2008г. – 166 руб/куб.м (без НДС), 2009г. – 184 руб/куб.м (без НДС). Следует отметить, что в отличие от ООО «Чистый город», ООО «Ареал» находится на упрощенной системе налогообложения, и в расчетах с потребителями не начисляет НДС. Учитывая, что расстояние до Завьяловского полигона в двое меньше, а разница в стоимости услуг незначительная, то границы Завьяловского района можно считать равнодоступными границами рынка для потребителей г.Ижевска..
- г.Воткинск и Воткинский район, в котором имеется свалка для захоронения ТБО. По сведениям Администрации г.Воткинска полигон может обеспечить только город Воткинск, строительство новых полигонов на 2005-2010 г.г. не предусмотрено. Расстояние от Ижевска до полигона Воткинска составляет ориентировочно 60 км. Учитывая удаленность полигона, а также отсутствие технической возможности в приеме отходов с других городов и районов, границы Вокинского района и г.Воткинска не могут быть равнодоступными для потребителей г.Ижевска.
- Сарапульский район, г.Сарапул – имеется одна свалка, которая может обеспечить нужды только указанного города и района. Полигон расположен на расстоянии 60 км от Ижевска. Учитывая удаленность свалки, а также отсутствие технической возможности в приеме отходов с других городов и районов, границы Сарапульского района и г.Сарапула не могут быть равнодоступными для потребителей г.Ижевска.
- Як-Бодьинский район - одна свалка, которая по сведениям Администрации Якшур-Бодьинского района переполнена, в связи с этим отходы с Ижевска на него не могут быть приняты.
- Малопургинский район. По сведениям Администрации Малопургинского района объем свалки недостаточен даже для района.
- Увинский район, расположен на расстоянии 80 км от Ижевска, свалка для ТБО заполнена на 70%, отходы с Ижевска на него не могут быть приняты.
На основании изложенного, географическими границами рынка захоронения отходов производства и потребления (за исключением отходов 1 и 2 класса опасности) для потребителей г. Ижевска являются границы расположения полигонов по Нылгинскому тракту, и в Завьяловском районе, т.е. географическими границами являются г.Ижевск и Завьяловский район.

Определение состава исполнителей и потребителей:
Потребителями услуг организаций коммунального комплекса в сфере захоронения отходов производства и потребления являются лица, приобретающие по договору услуги по захоронению отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе потребителями услуг являются:
- в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
- в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги. В коммерческой сфере и сфере управления потребителями услуг захоронения отходов являются торгово-развлекательные организации, учреждения здравоохранения, культуры, промышленные предприятия, органы власти, и иные юридические лица.

На основании сведений, полученных от потребителей услуг, а также от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги захоронения отходов, установлен состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке:
- ООО «Чистый город» (г.Ижевск, ул.К.Маркса, 23) – на Нылгинском полигоне более 80% осуществляется захоронение отходов с г.Ижевска;
- ООО «Ареал» (Удмуртская Республика, Завьяловский район, с.Завьялово, ул.Калинина, 33а) – на свалке более 80% осуществляется захоронение отходов с Завьяловского района, менее 20% отходов принимается от потребителей других муниципальных образований, в том числе от потребителей г.Ижевска.
Данные хозяйствующие субъекты не составляют между собой одну группу лиц. Определение объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов:
Количественной характеристикой объема рынка услуг захоронения отходов производства и потребления (Vm) является общий объем захоронения в натуральных показателях (тыс.куб.м).
Доля хозяйствующего субъекта – исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение объема захоронения отходов хозяйствующим субъектом к общему объему захоронения ТБО (Di= Vi / Vm).
Учитывая, что географическими границами рынка захоронения отходов производства и потребления для потребителей г. Ижевска являются границы г.Ижевска и Завьяловского района, то общий объем рынка будет составлять сумма объемов захоронения отходов на полигонах ООО «Чистый город» и ООО «Ареал».

Доминирующее положение на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района занимает ООО «Чистый город», его доля составляет 99,1% и является стабильной.
Данные показатели характеризуют рынок захоронения отходов производства и потребления в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района как высококонцентрированный.
Ограниченное количество действующих хозяйствующих субъектов обуславливает монопольную структуру рынка захоронения отходов производства и потребления.
Развитие конкуренции на рынке утилизации (захоронения) отходов возможно лишь при внедрении технологий по переработке ТБО и строительства перерабатывающих объектов, что в ближайшие годы не возможно.
Действующие хозяйствующие субъекты также отмечают отсутствие конкуренции на рынке захоронения отходов.

Барьеры входа, выхода и осуществления деятельности на рынке:
Одним из основных барьеров услуг по захоронению отходов является экологический, поскольку деятельность на рынке связана с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических норм.
Экономический барьер. Строительство полигонов и мусороперерабатывающих объектов требует значительных первоначальных финансовых затрат.
Кроме этого, данной деятельности присущи издержки для выхода с рынка. Так, полигон (свалка) по истечении срока ее использования подлежит рекультивации, что требует значительных капитальных затрат.
Монопольная структура рынка обуславливает преимущества хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, в частности по затратам на единицу услуги и спросу на услугу.
Действующие хозяйствующие субъекты отмечают в качестве экономического барьера неплатежи заказчиков и низкую норму прибыли.
Административные ограничения – утверждение тарифов органами местного самоуправления, установление предела роста тарифов на содержание жилищного фонда; лицензирование деятельности и длительная процедура выбора и согласования земельного участка для объекта захоронения или переработки отходов.

Ограниченный спрос на услуги.
Спрос на услуги в границах г.Ижевска удовлетворен. Кроме этого, ООО «Чистый город» отмечает на возможность увеличения объема оказываемых услуг ориентировочно на 20%, что указывает на его высокий потенциал, и является одним из ограничений для потенциальных участников рынка.
Неразвитость рыночной инфраструктуры (необходимость строительства дорогостоящих коммуникаций, плохое состояние дорог к полигонам).
Хозяйствующие субъекты отмечают, что указанные барьеры труднопреодолимы.
Организационные барьеры – недостаток квалифицированных кадров. Действующие субъекты отмечают легкую преодолимость данного барьера.
Таким образом, на основании исследования рынка установлено доминирующее положение ООО «Чистый город» на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 классов опасности в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района.

2. В соответствии с пунктом 10) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 №184-ФЗ, от 29.12.2006 №258-ФЗ, от 18.10.2007 №230-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №281-ФЗ) тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию (часть 2 статьи 1).
На основании части 3 статьи 5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», учитывая, что потребители г.Ижевска потребляют более 80% услуг захоронения отходов, оказываемых ООО «Чистый город», органом регулирования тарифов для ООО «Чистый город» является Администрация г.Ижевска.

Распоряжением Администрации г.Ижевска от 29.02.2008г. №44 «Об установлении тарифа на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую ООО «Чистый город» установлен тариф на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую ООО «Чистый город» в размере 35,5 рублей за куб.м (без НДС). Срок действия распоряжения с 01.03.2008 по 28.02.2009г.

Распоряжением Администрации г.Ижевска от 30.01.2009г. №23/1 «Об установлении тарифа на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую ООО «Чистый город» установлен тариф на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую ООО «Чистый город» в размере 38,73 рублей за куб.м (без НДС). Срок действия распоряжения с 01.03.2009г.
Указанными распоряжениями, изданными в соответствии с Законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлен единый тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов независимо от категории потребителей (независимо от вывоза отходов с жилищного фонда или от организаций).
При рассмотрении дела, на основании пояснений ООО «Чистый город», установлено, что ООО «Чистый город» применяет тариф, установленный Администрацией г.Ижевска, только к категории потребителей – население (т.е. по отходам с жилищного фонда).
Для остальных категорий потребителей (коммерческие организации, органы власти, некоммерческие организации, предприниматели) применяется тариф, утвержденный ООО «Чистый город» самостоятельно.
Такой тариф в 2008 году составлял 152,09 рублей за куб.м. (утвержден приказом ООО «Чистый город» от 27.12.2007 № 98 «Об утверждении цены на прием отходов производства на полигон опасных отходов в 2008г.»), на 2009 год составляет – 182, 51 рубль за куб.м. (утвержден приказом ООО «Чистый город» от 24.11.2008 №112).
Данные факты подтверждаются пояснениями ООО «Чистый город», имеющимися в деле договорами на услуги утилизации (захоронения) отходов производства и потребления, заключенными ООО «Чистый город» с потребителями (например, договор с ЗАО ТФ «Индустриальная» №42/08 от 29.12.2007г.,); проектами договоров, направленными ООО «Чистый город» в адрес ЗАО «ТФ «Индустриальная», ИП Олину А.Н.; актом выполненных работ за услуги захоронения отходов за январь 2009г. и счетом на оплату за январь 2009г., выставленным ЗАО «ТФ «Индустриальная»; договорами, полученными в ходе проверки ООО «Чистый город» (например, договор №172/2009 с Управлением Федеральной службы безопасности РФ по Удмуртской Республике, договор №55/2009 от 01.01.2009 с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по УР и др.).

Свою позицию по применению тарифов ООО «Чистый город» объясняет отсутствием в ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» понятия «твердые бытовые отходы». А также тем, что единственным нормативно-правовым актом, в котором содержится данное понятие, является Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997г. №155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», в котором под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.). ООО «Чистый город» полагает, что у организаций и предпринимателей не могут образовываться твердые бытовые отходы, от коммерческой и некоммерческой деятельности образуются, по мнению ООО «Чистый город», исключительно отходы производства.

Однако данные доводы ООО «Чистый город» опровергаются следующими нормами действующего законодательства и мнениями экспертов:
1) ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не содержит понятия «твердые бытовые отходы».
Вместе с тем, пункт 17 статьи 2 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» содержит понятие потребителей услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. К потребителям закон относит лиц, приобретающих по договору услуги утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. Исходя из содержания данного понятия, следует, что потребителями услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются как физические лица, приобретающие услуги для собственных нужд, так и юридические лица, приобретающие услуги для производственных нужд. Таким образом, закон прямо указывает, что у юридических лиц при производственной деятельности образуются твердые бытовые отходы.

2) По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России, понятия «твердые бытовые отходы» и «потребитель», указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 №155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», в рассматриваемом случае не могут применяться. Данное постановление разработано в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», понятия, указанные в постановлении, приведены исключительно для утвержденных постановлением Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, и распространяются только тогда, когда потребителем услуг напрямую является гражданин. Данные Правила не применяются, если потребителем услуг по договору выступает коммерческая организация, в том числе управляющая компания.

3) Также образование твердых бытовых отходов у коммерческих организаций подтверждается понятиями, приведенными в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст, согласно которому:
- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;
- под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами – ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

4) Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей – добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления – использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные – аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п. Промышленные отходы образуются на первых стадиях получения продукта (вещества), идущего потом на производство товаров. Изготовленные товары после непродолжительного этапа пользования ими становятся отходами потребления.
Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

5) Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.

6) В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код. Например, согласно классификационному каталогу к твердым коммунальным отходам относятся как отходы из жилищ (91100000 00 00 0), так и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (91201100 01 00 5), отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (91201200 01 00 5), мусор от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений, культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий, отходы кухонь и предприятий общественного питания (с соответствующими кодами).
Таким образом, отходы из жилищ и отходы от уборки помещений и территорий организаций торговли продовольственными и промышленными товарами имеют общие классификационные признаки по происхождению, опасным свойствам, классу опасности для окружающей природной среды и относятся к одной группе «твердые коммунальные отходы».

7) Решением Исполнительного комитета Ижевского городского совета народных депутатов от 06.04.1993 №108 «Об утверждении нормы накопления твердых бытовых отходов» (в ред. постановлений Администрации г.Ижевска от 01.08.2002 №332/6, от 21.11.2006 №522/6) утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов как в жилищном фонде, так и от объектов общественного назначения, торговых, культурно-бытовых учреждений, арендаторов, расположенных в жилых зданиях. Так, данным решением утвержден норматив накопления твердых бытовых отходов от торговых организаций в размере 0,46 куб.м. на 1 кв.м торговой площади, по общественным зданиям (детские сады, ясли, школы, больницы, вузы, техникумы, общежития, магазины, спортивные учреждения и другие предприятия и организации города) – 0,8 куб.м. с 1 человека.
Как следует из пояснений представителя ООО «Чистый город», указанные нормативы применяются при расчетах по договорам захоронения отходов при отсутствии утвержденных у контрагентов лимитов образования отходов. Утверждение и применение указанных нормативов твердых бытовых отходов при расчетах с организациями, подтверждает образование твердых бытовых отходов у коммерческих и некоммерческих организаций.
С учетом вышеперечисленных положений действующего законодательства, а также мнений специалистов в области обращения с отходами, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что от деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателей образуются твердые бытовые отходы, которые также называются отходы потребления.

Основными видами деятельности заявителей (ЗАО «ТФ «Индустриальная», членов Ассоциации предприятий «Леон») является оптово-розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Следовательно, от их деятельности образуются отходы потребления, т.е. твердые бытовые отходы. Управлением по технологическому и экологическому надзору по Удмуртской Республике обществу утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления, срок действия которых установлен до 01.04.2009г.
Согласно утвержденным лимитам у общества образуются и разрешены к размещению отходы 1, 3, 4, 5 классов опасности, при этом основной объем образуемых отходов относится к 5 классу опасности, а именно отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами.
Согласно утвержденному проекту нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами относятся к отходам потребления и являются по принадлежности твердыми бытовыми отходами.
Вместе с тем, в направленных в адрес ЗАО «ТФ «Индустриальная», ИП Олина А.Н. проектах договоров на оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов производства и потребления на полигоне ООО «Чистый город» устанавливает тариф на утилизацию (захоронение) отходов в размере 182,51 руб/м3 (с НДС).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 проектов договоров, направленных в адрес ЗАО ТФ «Индустриальная» и ИП Олина А.Н., а также в заключенных договорах с иными организациями, ООО «Чистый город» принимает на себя обязательства, а заказчик поручает и оплачивает услуги по утилизации (захоронению) отходов производства и потребления; объем отходов определяется в соответствии с действующими нормами накопления (Приложение №1), лимитами по предприятию Заказчика. Т.е. по договору принимаются как отходы производства, так и отходы потребления.
Вместе с тем, в пункте 3.1. договоров устанавливается цена за утилизацию (захоронение) отходов – 182, 51 руб. за куб. м., т.е. цена, установленная для отходов производства. Тариф, утвержденный Администрацией г.Ижевска на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов не применятся в договорах и расчетах с организациями и предпринимателями.

Исходя из пояснений ООО «Чистый город» в 2009 году тариф 182, 51 руб за куб.м применяется ко всем потребителям (коммерческим и некоммерческим организациям, органам власти, органам местного управления, предпринимателям), за исключением управляющих компаний, ТСЖ (т.е. отходов с жилищного фонда). Данный тариф установлен в соответствии с приказом ООО «Чистый город» от 24.11.2008 №112.
В 2008 году по такой же схеме применялся тариф в размере 154,09 руб. за куб.м, утвержденный приказом ООО «Чистый город» от 27.12.2007 №98 «Об утверждении цены на прием отходов производства на полигон опасных отходов в 2008 году».
В 2008 году в основном Заказчиками заключался единый договор на сбор, вызов и прием на полигон твердых бытовых отходов. Цена договора составляла 200-210 рублей за куб.м., при этом в стоимость услуг по договору была включена стоимость услуг захоронения отходов. Организация-перевозчик, с которой заключался такой договор, самостоятельно заключала договор с ООО «Чистый город» на захоронение отходов и оплачивала эти услуги.

Принимая во внимание, что ООО «Чистый город» устанавливает в договорах на утилизацию (захоронение) отходов производства и потребления и применяет в расчетах с организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением вывоза отходов с жилого фонда) тариф, установленны1 самостоятельно: в 2008 году – 154,09 руб.за куб.м, в 2009 году - 182,51 рубля за куб.м., т.е. в 4 раза выше, чем установлено органом регулирования, Комиссия приходит к выводу, о нарушении ООО «Чистый город» установленного порядка ценообразования на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, что является нарушением пункта 10) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. В соответствии с пунктом 6) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела, установлено, что ООО «Чистый город» в период с 01.03.2008 по 28.02.2009 применяло тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установленный Администрацией г.Ижевска. в размере 35,5 рублей за куб. м (без НДС) только при приеме отходов, вывозимых с жилищного фонда (от управляющих организаций, ТСЖ, населения). От иных потребителей ООО «Чистый город» принимал твердые бытовые отходы по тарифу 154,09 рублей за куб. м (с НДС), который был установлен обществом самостоятельно.
С 01.03.2009г. ООО «Чистый город» применяет тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установленный Администрацией г.Ижевска. в размере 38,73 рубля за куб. м (без НДС) только при приеме отходов, вывозимых с жилищного фонда (от управляющих организаций, ТСЖ, населения). От иных потребителей ООО «Чистый город» с 01.01.2009г. принимает твердые бытовые отходы по тарифу 182,51 рублей за куб. м (с НДС), который установлен обществом самостоятельно.

Как следует из письменных пояснений ООО «Чистый город» исх. №50 от 19.02.2009, в настоящее время все отходы производства и потребления города Ижевска утилизируются путем захоронения на объекте размещения отходов, полигоне промышленных отходов ООО «Чистый город». Ему присвоен регистрационный номер.
Прием и учет привозимых отходов осуществляется диспетчером. Отметка о принятом количестве опасных отходов делается в журнале приема. Далее специализированное транспортное средство направляется на площадку складирования. Для удобства заполнения и соблюдения санитарных норм – участок разделяется на рабочие площадки. Каждая рабочая площадка заполняется в течение 1 месяца. Не допускается беспорядочное складирование опасных отходов, а только в пределах отведенной на данные сутки площадке. Специализированные транспортные средства по временной дороге въезжают на площадку перед рабочей картой и выгружают опасные отходы. Выгруженные отходы сгружает каток-уплотнитель на рабочую карту и уплотняет их. Уплотненный слой отходов высотой 2 метра изолируется слоем грунта 0,25м. Уплотнение опасных отходов осуществляется катком-уплотнителем РЭМ-25 6-ти кратным проходом по одному месту. Промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя опасных отходов осуществляется грунтом. В Ижевске не принят селективный сбор отходов, поэтому опасные отходы привозят в смешанном состоянии. Деление по классам осуществляется расчетным методом на основании нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, выданных Управлением Ростехнадхора по УР.

В качестве экономического и технологического обоснования применения разных тарифов на услуги захоронения отходов, ООО «Чистый город» в письменных пояснениях от 03.04.2009г. указывает на различия в захоронении отходов от объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами от отходов из жилищ, которые заключаются в том, что при захоронении отходов от объектов оптово-розничной торговли на полигоне образуется большое количество фильтрата, в связи с чем, увеличиваются расходы на содержание полигона и пруда накопителя.
Однако при рассмотрении дела, ООО «Чистый город» не представило доказательств образования фильтрата и увеличение расходов на содержание полигона именно от отходов объектов оптово-розничной торговли.
Кроме этого, данный довод ответчика является необоснованным, поскольку согласно классификационному каталогу отходов отходы из жилищ и отходы от уборки помещений и территорий организаций торговли продовольственными и промышленными товарами имеют общие классификационные признаки по происхождению, опасным свойствам, классу опасности для окружающей природной среды. Как отмечают эксперты – Управления Росприроднадзора по УР, Управления Ростехнадзора по УР, в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы, технология захоронения отходов на полигоне одинакова для всех отходов, разрешенных к размещению на полигоне, следовательно, различия в тарифах необоснованно. В ходе проведения проверки деятельности ООО «Чистый город» специалистами Удмуртского УФАС России проведен анализ экономического обоснования тарифов, применяемых ООО «Чистый город» в 2007, 2008, 2009г.г..

Анализ тарифов, затрат и рентабельности услуг утилизации (захоронения) отходов производства в 2007, 2008, 2009 годах указывает на:
- стабильное превышение тарифа на отходы производства по отношению к себестоимости за единицу услуг более чем в 3 раза;
- ежегодное превышение плановых затрат, закладываемых в тариф, по сравнению с фактически понесенными затратами более чем в 2,7 раза;
- ежегодно высокий уровень рентабельности – более 170% Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России считает, что тариф на утилизацию (захоронение) отходов производства является экономически необоснованным.
Учитывая, что сбор отходов с жилищ, организаций торговли, арендаторов в жилищном фонде, иных организаций и учреждений, на практике, осуществляется в одну (общую) мульду, не сортируется, на полигон завозятся одновременно в одной машине, технология захоронения единая, Комиссия признает экономически и технологически необоснованным установление и применение различных тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов для организаций, осуществляющих вывоз отходов с жилищного фонда, и иных организаций.
Действия ООО «Чистый город» по установлению и применению различных тарифов на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, принимаемых от населения (с жилищного фонда) и от иных организаций, является нарушением пункта 6) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

4. В соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативно правовыми актами президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В ходе рассмотрения заявления ЗАО «ТФ «Индустриальная» установлено, что ООО «Чистый город» навязывает заявителю заключение договора на утилизацию (захоронение) отходов производства и потребления на полигоне, условия которого невыгодны для заявителя.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что до 01.01.2009г. сбор, вывоз и утилизация отходов осуществлялся посредством заключения единого договора между заказчиком и организацией-перевозчиком, имеющей специализированный транспорт. В стоимость договора включалась стоимость услуг захоронения отходов, при этом организация-перевозчик самостоятельно регулировала отношения по захоронению отходов с ООО «Чистый город». В частности такие договоры были заключены ЗАО «ТФ «Индустриальная» с ООО «Спецтранспорт» (договор №143 от 01.01.2008г.), договор с МУП «Спецавтохозяйство» (договор №841 от 09.06.2008г.).
Как следует из заявлений в конце 2008 года, организации города получили уведомление, что в связи с созданием на базе МУП «Спецавтохозяйство» новой коммерческой структуры, ОАО «Спецавтохозяйство» предлагает заключить 2 договора:
- на сбор и вывоз отходов потребления и производства без их приема на полигон;
- заключить отдельный договор с ООО «Чистый город» на оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов производства.

ООО «Чистый город» направило в адрес заявителя проект договора, в котором установило цену за утилизацию (захоронение) отходов в размере 182,51 руб/куб.м не зависимо от вида отходов, установило предоплату по договору в зависимости от объема вывозимых отходов в размере 100% предоплаты за год, за полугодие, за квартал, в договоре не предусмотрено каким способом будет определяться фактический объем оказанных услуг, с учетом того, что вывоз отходов будет осуществлять иная организация.
ЗАО ТФ «Индустриальная» направила в адрес ООО «Чистый город» письмо от 27.01.2009г., в котором указало на невозможность заключения отдельного договора на утилизацию (захоронение) ТБО. Однако, ООО «Чистый город» настаивало на заключении данного договора под угрозой отказа в приеме на полигон отходов заявителя и под угрозой отказа в заключении договоров со стороны организаций, осуществляющих вывоз ТБО.

Организации, к которым ЗАО «ТФ Индустриальная» обратилось с предложением заключить договор на вывоз отходов на полигон (ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Спецтранспорт», ООО «Торговый дом «Уралоптторг»), отказались от заключения договора по причине отсутствия у заявителя договора на утилизацию отходов с ООО «Чистый город». В частности в письме исх. №149 от 04.12.2008г., направленном в адрес ЗАО ТФ «Индустриальная», ООО «ТД «Уралоптторг» сообщает об истечении срока действия договора и предлагает с 01.01.2009г. заключить договор по схеме:
1) заключение договора на оказание услуг по утилизации отходов с ООО «Чистый город».
2) Заключение договора на оказание услуг по вывозу отходов с ООО «ТД «Уралоптторг».

Аналогичное письмо поступило к адрес ЗАО «ТФ «Индустриальная» от ОАО «Спецавтохозяйство». Протокол разногласий, направленный ЗАО «ТФ «Индустриальная» в адрес ОАО «Спецавтохозяйство» к договору на сбор и вывоз отходов, в котором заказчик предлагал включить в договор стоимость услуг утилизации отходов, как это было в прежнем договоре, ОАО «Спецавтохозяйство» не приняло. При этом ОАО «Спецавтохозяйство» письмом от 29.01.2009г. №40 сообщило ЗАО «ТФ «Индустриальная» о приостановлении исполнения договора на сбор и вывоз отходов с 30.01.2009г.
В связи с приостановлением сбора и вывоза отходов, ЗАО «ТФ «Индустриальная» вынуждена была приобретать собственный транспорт для сбора и вывоза отходов. В настоящее время вывоз отходов ЗАО «ТФ «Индустриальная» осуществляет собственным транспортом на полигон ООО «Ареал».
Несмотря на отсутствие договора, ООО «Чистый город» выставило ЗАО «ТФ «Индустриальная» акт выполненных работ и счет за услуги захоронения отходов за январь 2009 года, применив тариф 182, 51 руб.за куб.м. При выставлении акта выполненных работ и счета, ООО «Чистый город» не учитывало отсутствие договорных отношений с ЗАО «ТФ «Индустриальная». В акте и счете от 31.01.2009г ООО «Чистый город» указывает в наименовании работ (услуг): утилизация отходов производства согласно вывозу ОАО «Спецавтохозяйство» по договору 000841 за январь 2009г., т.о. подтверждается отсутствие каких-либо договорных отношений (устных или письменных) с ЗАО «ТФ «Индустриальная». Кроме этого, в счете применяется тариф, не утвержденный в установленном законом порядке.

Оценив указанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Чистый город», используя свое доминирующее положение на рынке услуг утилизации (захоронения) отходов производства и потребления, навязывает ЗАО «ТФ «Индустриальная» невыгодные условия договора и необоснованно требует передачи финансовых средств за услуги, которые фактически не оказало – услуги захоронения отходов производства, и в размере, не предусмотренном действующим законодательством. Это подтверждается тем, что отказ в заключении отдельного договора на невыгодных условиях (по цене, порядку оплаты, невозможности контроля исполнения договора, поскольку контрагент не является прямым потребителем услуг захоронения), повлек за собой приостановление договоров на вывоз отходов. Выставление счетов и применение не установленного тарифа на услуги захоронения отходов свидетельствует о необоснованном требовании финансовых средств в большем объеме (тариф применен в 4 раза выше), чем установленный Администрацией г.Ижевска.
Действия ООО «Чистый город» по навязыванию ЗАО «ТФ Индустриальная» невыгодных условий договора и необоснованного требования передачи финансовых средств нарушают требования пункта 3) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что нарушение пунктов 3),6),10) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» продолжается, последствия нарушений не устранены, в соответствии с подпунктами б), е), ж) пункта 2) части 1 статьи 23, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия считает необходимым выдать ООО «Чистый город» предписание о прекращении злоупотреблений доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность предусмотрена за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.
В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией не установлено признаков преступления, предусмотренных статьей 178 УК РФ, однако установлено событие нарушения статьи 14.31 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Чистый город» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 классов опасности в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района.

2. Признать ООО «Чистый город» нарушившим пункт 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в навязывании ЗАО «ТФ «Индустриальная» невыгодных условий договора и необоснованного требования передачи финансовых средств.

3. Признать ООО «Чистый город» нарушившим пункт 6) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу).

4. Признать ООО «Чистый город» нарушившим пункт 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного порядка ценообразования на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

5. Выдать ООО «Чистый город» предписание о прекращении злоупотреблений доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.


Председатель Комиссии
М.М.Маренников

Члены Комиссии
Е.И. Стерхова
А.В. Коробов
С.В. Фалькова



Предписание по делу № ММ 06-06/2009-1, выданное ООО "Чистый город", об устранении нарушения антимонопольного законодательства

18.11.2009

14 апреля 2009 года
г.Ижевск

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии Маренников М.М - руководитель Управления;
члены Комиссии:
Стерхова Е.И. - начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков;
Коробов А.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,
Фалькова С.В. – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,
в присутствии:
Валуйкиной Н.В. – юрисконсульт ЗАО ТФ «Индустриальная» доверенность от 01.07.2008г.,
Дегтерева А.В. – начальника юридического отдела ООО «Чистый город» доверенность от 24.02.2009г. и представителя ОАО «Спецавтохозяйство» доверенность от 20.12.2008г.,
Цепулина Е.Б.. – начальника планово-экономического отдела ООО «Чистый город», доверенность от 01.04.2009г.,
Усковой Е.Г. - представителя ООО «ТД «Уралоптторг», доверенность от 18.02.2009г.,
Николаевой С.П. - начальника Управления экономики и развития города Администрации г.Ижевска, доверенность от 13.04.2009 №01-29-1992;
Русанова О.Н. – заместителя начальника-главного бухгалтера Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска, доверенность от 13.04.2009 №01-29-2000;
Тихоновой С.Л. – главного государственного инспектора отдела нормирования и администрирования платежей Управление Ростехнадзора по УР доверенность от 14.04.2009г.;
Мокшанова И.В. – заместителя-руководителя- начальника отдела экологического контроля и надзора за земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по УР доверенность от 14.04.2009г.;
Шуткина В.Б. – индивидуального предпринимателя – члена ассоциации предприятий «Леон»;
Емельяновой С.В. – начальника отдела регулирования тарифов Администрации г.Ижевска без доверенности,

руководствуясь подпунктами б), е), ж) пункта 2) части 1 статьи 23, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №ММ 06-06/2009-1 в отношении ООО «Чистый город» о нарушении пунктов 3),6),10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

п р е д п и с ы в а е т:

ООО «Чистый город» в срок до 15 мая 2009 года прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг утилизации (захоронения) отходов производства и потребления, и устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий:
1. Прекратить нарушение пунктов 6), 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - необоснованное установление различных тарифов на одну услугу, нарушение установленного порядка ценообразования на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а именно:
- прекратить применение тарифа, установленного приказом ООО «Чистый город» от 24.11.2008 №112 «Об утверждении цены на прием отходов производства на полигон опасных отходов в 2009 году», в части оказания услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (отходов потребления) коммерческим, некоммерческим организациям, органам власти, иным организациям и учреждениям, индивидуальным предпринимателям, и применять тарифы, утвержденные Администрацией г.Ижевска, независимо от категории потребителей.

2. Устранить последствия нарушения порядка ценообразования на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а именно:
- направить всем контрагентам, с которыми заключены договоры на утилизацию (захоронение) отходов производства и потребления дополнительные соглашения об изменении условий договоров, в части установления цены договора на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (отходов потребления), применив тарифы, установленные органом регулирования:
- с 1 января 2009 года по 28 февраля 2009 года тариф, утвержденный распоряжением Администрации г.Ижевска от 29.02.2008 №44 «Об установлении тарифа на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую ООО «Чистый город»»;
- с 1 марта 2009 года тариф, утвержденный распоряжением Администрации г.Ижевска от 30.01.2009 №23/1 «Об установлении тарифа на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую ООО «Чистый город»».

3. Прекратить нарушение пункта 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности прекратить навязывание ЗАО ТФ «Индустриальная» невыгодных условий договора на услуги утилизации (захоронения) отходов производства и потребления и необоснованного требования передачи финансовых средств за услуги утилизации (захоронения) отходов за январь 2009 года, а именно:
- отозвать направленный в адрес ЗАО «ТФ «Индустриальная» акт выполненных работ и счет на оплату услуг утилизации (захоронения) отходов производства за январь 2009 года, рассчитанный по тарифу, не установленному органом регулирования - Администрацией г.Ижевска тарифа на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

4. ООО «Чистый город» в срок до 22 мая 2009 года проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении настоящего предписания, представив письменные пояснения о порядке исполнения предписания и совершенных действиях по его исполнению, а также с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания, в том числе копий дополнительных соглашений, писем в адреса контрагентов и иных документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Неисполнение предписания влечет административную ответственность в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии
М.М. Маренников

Члены Комиссии
Е.И. Стерхова
А.А. Коробов
С.В. Фалькова


Источник: УФАС России по УР, 18.11.2009 г.