Izhcommunal.ru - Исследование жилищно-коммунальных отношений :: ЖКХ :: Ижевск
Исследование жилищно-коммунальных отношений   ЖКХ   Ижевск
Вы вошли как: Гость
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Избранное
Погода
Пользователи
ТОП: (по числу комментариев)
№1 — Al-7 (2320)
№2 — Shitov_s_y (352)
№4 — Олеша (197)
№5 — mikefinale (165)
Новые:
Dzekan (1), Fktrctq, 251228730, 18ТОНН, лина (1)
ЖКХНовости :: 2011 » Август » 16

Управление Роспотребнадзора по Удмуртии отчиталось о работе в 2010 году

Izhcommunal.ru, 16.08.2011
Выдержка из доклада «Защита прав потребителей в Удмуртской Республике в 2010 году» Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике

Жилищно-коммунальные услуги

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) в условиях реформирования жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально-значимых функций государства и возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека.

Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля в сфере защиты прав потребителей на рынке жилищно-коммунальных услуг продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.

С целью пресечения правонарушений в указанной сфере потребительского рынка деятельность Управления осуществлялась в соответствии с планом проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности. Кроме того, проводились контрольные мероприятия по обращениям граждан и запросам юридических лиц и организационные мероприятия, предусматривающие принятие мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений законодательства о защите прав потребителей.

В 2010 году проведено 39 мероприятий по контролю, что составляет 5,3% от общего количества проверок, проведенных в сфере защиты прав потребителей, из них плановых 13 (3,2% от общего количества плановых проверок, проведенных Управлением), внеплановых 26 (7,6%).

Совместно с сотрудниками Прокуратур Камбарского, Каракулинского, Киясовского районов Удмуртской Республики проведено 3 внеплановых проверки, с сотрудниками Государственной жилищной инспекции УР – 1.

Выявлено 121 (в 2009 г. – 145) нарушение Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей в сфере оказания услуг ЖКХ.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлялись нарушения (рис. 9):
• ст. 4 «Качество товара (работы, услуги) Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (6,0% от общего количества нарушений);
• ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара работы услуги» (6,0%);
• ст.ст. 8-10 Закона (39,0%);
• ст.ст. 27-37 Закона (5,0%);
• ст. 16 «Недействительность условий, ущемляющих права потребителей» (3,0%);
• нарушения иных нормативных правовых актов (44,0%)


Рис. 9. Структура нарушения прав потребителей по статьям Закона РФ «О защите прав
потребителей» и иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих
отношения в сфере ЖКХ в 2010 году (в %)

Практически при каждой проверке выявлялись нарушения права потребителей на получение необходимой и достоверной информации: до потребителей не доводится в установленной форме информация о предприятии ЖКХ (наименование и место нахождения организации, режим работы, адреса и телефоны диспетчерской и аварийной служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, реквизиты нормативных актов, на основании которых применяются тарифы и т.д.), информация о правилах предоставления коммунальных услуг, о режиме предоставления услуг, их потребительские свойства, о предельных сроках устранения неисправностей при проведении внепланового текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, о составе работ, проводимых за счет собственных средств собранных с населения по тарифу «содержание жилья» и «текущий ремонт» и др.

В 2010 году в Управление поступило 441 (в 2009 г. – 252) обращение на нарушения прав потребителей при оказании ЖКУ, что составляет 16,6% (в 2009 г. – 12%) от общего количества жалоб, в том числе 133 (в 2009 г. – 101) устных, 308 (в 2009 г. – 151) письменных, от органов государственной и муниципальной власти, в т.ч., ГФИ, Прокуратуры УР, депутатов районных и городских советов и др.) из них: 195 (в 2009 г. – 120) – непосредственно от граждан, 113 (в 2009 г. – 31) – от органов государственной и муниципальной власти, в т.ч., ГФИ, Прокуратуры УР, депутатов районных и городских советов и др.

Количество обращений, поступивших в Управление от органов государственной и муниципальной власти, увеличилось по сравнению с 2009 г. в 13,6 раз.

Структура, поступивших жалоб и обращений в сфере жилищно-коммунального хозяйства представлена на рисунке 10.
• неудовлетворительное содержание мест общего имущества многоквартирного дома (28%);
• нарушение параметров микроклимата в жилых помещениях (23%);
• несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг – 13%;
нарушение прав потребителей:
• на качество горячей и холодной воды и нерегулярность подачи коммунальных услуг – 17%;
• на качество газоснабжения и электроснабжения – 7%;
• прочие – 12% (дать оценку технического состояния домов, непроведение капитального ремонта в течение длительного срока и др.).


Рис. 10. Структура обращений потребителей по видам жалоб в области
жилищно-коммунального хозяйства (в %)

Наиболее частыми поводами для обращений граждан в сфере ЖКХ по-прежнему являются нарушения прав потребителей на:
• своевременность, полноту и достоверность информации об услугах и об исполнителях жилищно-коммунальных услуг, о размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, и т.д.);
• качество ЖКУ и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;
• несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. по отоплению в жилых домах, где не установлены общедомовые приборы учета, а также содержания общего имущества в многоквартирном доме;
• в платежных документах отсутствовала информация, установленная п. 38 п.п. а, б, в, г «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам»:
– сведения о собственнике (собственниках) помещения с указанием фамилий, имен и отчества граждан;
– об адресе исполнителя услуг;
– о значениях тарифов (цен) на коммунальные услуги, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов «холодная вода», отведенных сточных вод «канализация»;
– об объеме (количестве) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод - («отопление», «холодная вода», «канализация»), норматив потребления коммунальных услуг;
– об основаниях изменения (перерасчета) размера платы за коммунальные услуги, указанные в счет квитанциях.

Например: В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Флагман» (г. Сарапул) при анализе договоров были выявлены условия, ущемляющие права потребителей.

В нарушение п./п «м» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 пунктом 3.2.7. договора определена обязанность исполнителя за двое суток информировать потребителей, проживающих в обслуживаемых им домах, о предстоящем плановом отключении инженерных сетей (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) и о проводимых ремонтах, при которых необходим доступ в помещения. Вышеуказанным пунктом Правил установлен срок информирования граждан в данных случаях не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва. По данному факту выявленного нарушения директор ООО «Флагман» привлечен к административной ответственности по части 2 ст. 14.8 Ко-АП РФ с наложением штрафа в размере 1000 руб., выдано предписание об устранении нарушений.

Например. В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МУП г. Сарапула «Сарапульский Автодор» выявлены нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

При проведении анализа договоров, заключенных с гражданами на предоставление услуги по водоснабжению, установлено, что в нарушение ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» в договоры включены условия, ущемляющие права потребителей, в частности, в п. 1.4.договора указано, что при неоплате потребителем оказанных услуг более 3-х месяцев МУП г. Сарапула «Сарапульский Автодор» отключает абонентское устройство и сооружения для присоединения и прекращает отпуск питьевой воды, что является нарушением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме того, п. 1.5. договора установлено, что подача питьевой воды восстанавливается в порядке и очередности после погашения Абонентом задолженности и оплаты дополнительного счета за работы по включению и выключению абонентских устройств исполнителем, что также является нарушением норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Кроме того, был выявлен ряд нарушений требований санитарного законодательства: нарушены требования, предъявляемые к качеству питьевой воды, проведению производственного контроля за ее качеством, работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды и лица, обслуживающие водопроводные сети не прошли профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Качество воды из сети водопровода жилого района Дубровка г. Сарапула не соответствует требованиям санитарных Правил по содержанию железа и фторидов.

За выявленные нарушения МУП г. Сарапула «Сарапульский Автодор» как юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 20 тыс. руб., директор МУП г. Сарапула «Сарапульский Автодор» привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 1 тыс. руб., по ст. 6.3.КоАП РФ с наложением штрафа в размере 700 руб., главный инженер предприятия по ст. 6.3. КоАП РФ с наложением суммы штрафа в размере 700 руб., выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

В г. Ижевске управляющие организации ООО УК в ЖКХ «Полигон», ООО УК «Жилкомсервис», ООО УК КЕДР, ТСЖ «Карла Маркса, 278», ООО УК ЖРП-8» и др. предъявляли жильцам завышенный норматив по отоплению многоквартирного дома, не соответствующий постановлению Администрации г. Ижевска от 29.12.2009 № 1285. Юридические лица привлечены к административной ответственности по ст. 14.7 – обман, обсчет потребителей, введение в заблуждение относительно потребительских свойств коммунальной услуги по отоплению – по объему коммунальной услуги по отоплению, по нормативу потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирного дома.

Перерасчет был сделан управляющими организациями ООО УК в ЖКХ «Полигон», ООО УК «Жилкомсервис», ООО УК КЕДР.

Поступало много жалоб, связанных с невыполнением жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в т.ч. подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов, вывозу твердых бытовых отходов, содержанию придомовой территории и т. д.

Решению многих проблемных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг способствует проведение организационных мероприятий и взаимодействие с другими организациями.

Управление осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с: Аппаратом Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике; Прокуратурой УР; Государственной жилищной инспекцией при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политике УР, а так же при участии представителей администраций районов и городов УР.

Количество материалов, связанных с нарушениями прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в Управление в 2010 г. из органов Прокуратуры, увеличилось в 3,6 раза по сравнению с аналогичным показателем 2009 г.

По результатам рассмотрения жалоб потребителей неоднократно направлялись письма в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования:
С целью предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей на качественное и своевременное оказание коммунальных услуг Управлением организован сбор информации о сроках отключения-включения горячей воды в многоквартирных домах в летний период. Проведение мониторинга о сроках отключения-включения горячего водоснабжения позволило сократить количество обращений потребителей по этому вопросу.

В 2007 году при Администрации г. Ижевска было создано Управление жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с Положением об Управлении, к функциям Управления ЖКХ относится изучение и анализ эффективности деятельности организаций ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний. Однако проводимые контрольно-надзорные мероприятия выявили, что со стороны Администрации города отсутствует надлежащий контроль за действиями управляющих компаний, организаций, оказывающих услуги по содержанию общего имущества жилого дома и вывозу бытовых отходов, а также правомерностью применения тарифов, предъявляемых к оплате за услуги ЖКХ с населения.

Решением Городской думы г. Ижевска с марта 2009 г. представитель Управления Роспотребнадзора по УР включен в состав Рабочей комиссии по регулированию цен и тарифов, в состав Конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственники которых не выбрали способ управления. В 2010 г. подобная практика была продолжена.

Вопрос о прозрачности и доступности сведений, о структуре затрат, включаемых в оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения жилья остается достаточно актуальным.

Предоставление гражданам по их запросам информации о ценах и тарифах на предоставляемые ЖКУ и размерах оплаты этих услуг входит в обязанности органов местного самоуправления и управляющих организаций.

В организациях, предоставляющих коммунальные услуги, независимо от форм собственности ведомственной подчиненности, должна размещаться на видных и доступных местах информация:
– о правилах и режиме предоставления коммунальных услуг;
– о показателях качества (потребительских свойствах) коммунальных услуг;
– о прейскурантах цен на услуги;
– о льготных тарифах для отдельных категорий граждан;
– об условиях оплаты и возможности перерасчета при нарушении нормативных сроков и качества предоставления коммунальных услуг.

Управляющие компании при заключении договоров об управлении многоквартирными домами, не считают себя исполнителями коммунальных услуг, а лишь обязуются заключать и вести полное сопровождение (совершать все фактические и юридические действия) договоров на предоставление коммунальных услуг (в зависимости от благоустройства дома).

В соответствии со ст. 156 Жилищного Кодекса РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений устанавливается органами местного самоуправления, в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения жилого дома.

Большинство Управляющих организаций, вновь созданные ТСЖ применяют тарифы по содержанию жилья и текущему ремонту, которые утверждены распоряжением Администраций городов, районов для нанимателей жилых помещений и для собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирными домами. Данный вопрос об утверждении тарифов организации включают в договоры по управлению многоквартирными домами, тем самым не дают права и возможность выбора собственниками утверждения тарифов по фактически (либо прогнозируемых экономических затратах) оказанным услугам (работам).

Управлением Роспотребнадзора по УР применяются различные формы и методы защиты нарушенных прав потребителей, в том числе в судебном порядке.

Управлением проводится работа по информированию и просвещению населения: организуются семинары и совещания для органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.

Систематически проводятся горячие и прямые телефонные линии с освещением в СМИ, в том числе в редакциях газет «Центр», «Комсомольская правда» с опубликованием обзоров поступивших от потребителей вопросов и ответов специалистов, участвующих в данных акциях.

Большая просветительская работа проводится в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей. Организуются встречи с потребителями и предпринимателями, проводятся круглые столы в общественной приемной Главного федерального инспектора ПФО по УР, на которых обсуждаются самые сложные и наболевшие вопросы, в том числе «Административный контроль за содержанием многоквартирных домов».

Специалисты участвуют на приеме граждан в Центре социально-правовой поддержки и просвещения населения Удмуртии с ограниченными возможностями, в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. Сотрудники Управления в течение 2010 г. неоднократно выступали на семинарах, организованных для профсоюзных лидеров крупных промышленных предприятий в Учебном центре профсоюзов.

В Управлении организована работа общественной приемной, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, ежедневно работает «горячая телефонная линия».

На сайте Управления создана «Страничка потребителя», на данной странице размешены памятка для потребителя ЖКУ, информации о решении судов, образцы заявлений о возврате денег, при нарушении требований законодательства.

Для удобства пользователей на сайте имеется ссылка «Обратная связь», благодаря которым потребители могут получить ответы специалистов на их вопросы.


Источник: Управление Роспотребнадзора по УР, 16.08.2011 г.
 
Поделиться:
Раздел: Новости ЖКХ Ижевска, 1803, Добавлено: Al-7
Метки: права жителей, контроль, 2010, горадминистрация, прокуратура, роспотребнадзор
Читайте также:
Комментариев пока нет

Добавить комментарий:
Имя:
Email:

знаков осталось
  |  10 минут
Что на картинке? (введите ответ числом)*:
Подписка:
Регистрация ускорит выдачу комментария, включит подписку на уведомления о новых комментариях и BB-коды.
Внутренний поиск по сайту
Поиск по сайту от Яндекса

Новое на сайте
главное:
справочник организаций:
статьи:
нормативные акты:
полезные материалы:
вопросы-ответы: